Проповедь на пассию
(Диакон Сергий Демидов)
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! В раю сладости, Эдемском саду Господь Бог дал человеку, заповедь возделывать его и хранить (Быт. 2:15). Из-за невнимания к себе, гордости и непослушания, из-за того, что противник увлек внимание к себе, представил мир в соблазнительном виде, человек нарушил заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. С того момента, проклята земля, всякая душевная и физическая деятельность, всякое искусство извращается, ведет к тлению, приносит вред, ибо это и обозначают слова проклятия, что «земля даёт терния и волчцы» (Быт. 3:18).
Планы земные рушатся с нашей смертью, желаем хорошего, в нашем понимании, а выходит злое, думаем о благе, но причиняем вред и себе и другим. Состояние безысходной болезни, вся человеческая творческая деятельность несёт смерть и тление («Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек кто избавит меня от сего тела смерти?» Рим.7)
Это плачевное состояние самым ярким образом проявляется в критический момент человеческой истории - в страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Господь Иисус Своим светом просвещает до конца глубину адской злобы человечества. Все, что соприкасается со Христом в эти минуты являет свою болезнь, то, что испортил человек. Проследим эту поврежденность от глобального к частному.
1) Человечество, призванное ждать пришествие Мессии, призванное знать Творца, почитать, любить, благодарить, Его - не ждет, не знает Его, равнодушно, ненавидит Его.
2) Братство, единство людей, призванное украшать, помогать друг другу - становится поводом для гордости одного над другими, предательством двух учеников, трусостью других учеников
3) религия (богословие, священство), предназначенная для богообщения, соединения народа с Богом, становятся инструментом обогащения, богопротивления, ненависти к Творцу;
4) судьи, правители - призванный судить по правде - боятся, и судят неправедно, осуждают невинного на смерть;
5) воины, призванные защищать слабых, охранять - издеваются, жестоко бьют Господа, отнимают последнюю одежду;
6) искусство, призванное совершенствовать в добре – становится искусством, изощренным придумыванием вещей в несущих наслаждение или смерть;
7) руки, призванные возделывать сад - уничтожают его, делая из дерева изощренное орудие смерти, вместо ласки бьют по ланитам Господа;
8) глаза, призванные познавать мир и воспринимать красоту его, прославляя Творца - являют собой наглые надменные взоры;
9) уста, призванные к прославлению Бога, благодарению, благословению сплетают ложь, предают Учителя, изрыгают хулы и злоречие в адрес Богочеловека, уязвляют слух, унижают, надменно философствуют о правде, перед Вечной Правдой, проклинают и осуждают на смерть; искушают Господа;
10) ум ослеплен, направлен на земное благополучие, сплетает хитрости, коварно ищет обмануть, убить Христа, оправдать себя, надмевается над связанным Христом;
11) чувства, пронизаны страхом, ненавистью, зложелательством и злорадством, равнодушием, бессердечием и жестокостью;
12) воля ослаблена, подавлена у учеников, Пилата, раздражена у врагов Христа;
13) камень моления жесток к Телу Спасителя, холод ночи Гефсиманского сада заставляют дрожать от озноба, огонь в саду используется чтобы найти и осудить Праведника, веревки теснят Его Тело, дерево палки ударяет в пречистую Главу Спасителя, одежда используется, чтобы посмеяться над Божественным величием, веревки и кости бичей терзают и разрывают его Божественную Плоть, колючки впиваются в Главу и уши спасителя, древо креста невыносимо давит на уязвленное тело, не дает идти, уксус с желчью обжигает уста, металл гвоздей металл копья пронзает Святое Тело Христа, Светило не дает света, земля трясется, воздух разносит последние слова Богочеловека.
О величайшее долготерпение Иисуса, Царя царствующих! Для чего Он претерпел все это отступление?!
Ответ на этот вопрос мы находим у пророка Исайи: «Ранами его мы исцелились». Врач - Христос, пришел для того, чтобы принести исцеление, лекарство. Как же врачует он нашу природу? Тело отдал на раны, ударения, глаза на заплевание, уши на оскорбления и издевательства, главу для бесславного тернового венца, руки и ноги раздирание гвоздями, дыхание на стеснение, уста на уксус, но сверх того Он молится за распинателей, за тех, кто причиняет ему боль, страдания и смерть, боится за их вечную участь, заботиться о Матери и учениках, о Пилате, утешает разбойника...
Нам часто кажется, что мы сами, своими силами, умом и волей, творчеством можем сделать нашу жизнь прямой, праведной, счастливой, жизнь свою и своих близких. Так думали в раю и наши праотцы. Но Евангелие говорит о противоположном, что мы можем только убивать себя (медленно, быстро - не важно), убивать себя и свои близких и совершенно бессильны в своей болезни и для нас погибающих необходим Спаситель.
Поэтому главнейшая заповедь, горькое лекарство состоит в самоотвержении и в несении креста своего. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф 16:24).
Мы призваны на всю нашу деятельность, чувства, слова, дела, мысли, взгляды, прикосновения прикладывать «пластырь» креста, «обезболивать» наши страдания крестом Спасителя, накладывать «шины и штифты» на наши сломанные покалеченные судьбы, «прижигать» похоти страданиями Господа Иисуса, имея в уме образ Страдающего Мессии, принимать «антибиотики» - поношения, унижения, скорби, открывать без утайки ниши болезни – «врачам» душ, делать переливания Его Пречистой Крови, и не отходить от Его больницы – Святой Церкви. Крест и страдания должны и для нас стать центром жизни, как для апостолов, которые «решили ничего не знать, кроме Иисуса Христа, распятого» (1Кор 2:2).
Мы хотим, чтобы, приходя домой вечером нас встречали с нежностью, вниманием, и сердимся или расстраиваемся если нас не ублажают, также и приходя в рабочий коллектив требуем и ждем уважения к своей личности, обижаясь на коллег, которые заняты не нами и нашими проблемами.
Если безгрешный, праведный Христос был осужден на страшную смерть через распятие на кресте, то и нам нужно утверждать себя в мысли, что за наши бесчисленные грехи, холодность к Богу и людям, мы достойны и примем тягчайшее наказание, что наша жизнь есть наказание и проклятие за наши беззакония.
И поэтому, дорогие братья и сестры, не будем избегать тесноты, насмешек, неприятностей, унижения, болезней, а будем благодарить Творца за возможность претерпеть.
А в каждый тесный момент, если возникнет желание пожаловаться на судьбу, или когда мы захотим усладиться земным, подумать или посмотреть на запретное, захотим сказать что-то злое, сделать подлость пусть перед глазами нашими возникнет страдающий и умирающий на кресте наш Господь, не наслаждающийся земным, но небесным, не ругающий, но молящийся, взирающий любящим, заботливым взглядом на всех, открывающий ребро на раны и раскрывающий объятия для всего злого ненавидящего Его мира, призывающий нас вместе с Собой войти в вечное Царство красоты, мира, радости и не имеющего конца наслаждения в Небесном Раю сладости! Аминь.