Прополка (часть 3 из цикла «На дачу? С Богом!»)
«Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». (Мф. 13:27-29)
Палящее солнце и зной - прекрасная погода, чтобы беспечно загорать на пляже и купаться. Но где же заядлые дачники и огородники? Они на грядках - ведут неравную борьбу с сорняками. «Бросьте вы это, ребята, на даче нужно отдыхать!» - скажут любители пляжно-шашлычного отдыха. Но опытный садовод хорошо знает, что, если не прополоть грядки, то не будет урожая, не будет урожая - все труды потрачены зря.
Но и здесь, на поле битвы с сорняками, православный христианин может найти для себя духовное назидание. В евангельских притчах Христовых растения часто становятся образом человека. Наиболее ярко это отражено в притче о плевелах. Земледелец, увидев на своей земле, вместе с пшеницей и сорняки, так объясняет произошедшее: «Враг человек посеял плевелы». Как в этой, так и во многих других притчах растение обозначает человека, его душу. Земледелец символизирует Бога, а его рабы - ангелов. Когда человек пропалывает, он точно знает, как выглядят культурные растения, а как сорняки. В этой притче плевелы - это грех и его носители грешники.
Как и по какому признаку Бог распознает человека-сорняка? А кто же я, сорняк или культурное растение? Сорняк отличается от культурного растения только тем, что не приносит полезного плода. Выходит, что доброе растение распознается по плоду. Так ведь Господь именно так и сказал: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». (Мф. 12:33). Мы, люди, вырываем сорняки задолго до плодоношения. Бог же долготерпит и ждет нашего плодоношения в надежде на то, что мы всё-таки дадим добрый плод. Господь долготерпит, даже если долгое время не получил никакого плода.
В творениях святых отцов земледелие, как духовный образ, также можно часто встретить. Так, преподобный Петр Дамаскин пишет: «Ибо как земледелец не обрабатывает ее, зарастает тернием; так и ум, если не упражняется в молитве и чтении, и не имеет этого своим непрестанным делом - одебелевает и не замечает этого». Здесь земля это образ человеческой души. Тот, кто обрабатывает свою душу, засеивает ее словом Божиим, должен ее и прополоть от самомнения и гордости. Тот же, кто беспечно загорает и купается, не обрабатывает свою душу, не пропалывает ее от греховных помыслов, на что может надеется такой человек? Только на долготерпение Божие.
Итак, возделывая землю, возделаем и свою душу; пропалывая грядки, выдернем и из своей души сорняки грехов.
Священник Валерий Варнашов