Вы здесь

«Постоянно ощущаем присутствие и помощь наших новомучеников»

С корреспондентом газеты «Спасъ» беседует старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме, настоятель храма преподобного Серафима Саровского при Московском Психоневрологическом Интернате N16, клирик храма святителя Николая в Бирюлёве, протоиерей Константин Кобелев

 

 

— Когда сидели последние бутырские новомученики?

— В начале 50-ых годов. Многие канонизированы сейчас, но очень мало рассказывается об их семьях. У того же новомученика отца Сергия Мечёва, сына праведного Алексея Мечёва, в Бутырской тюрьме сидела супруга. Почему бы её не канонизировать?

Я знаю только одну семью — священномученика Сергия и мученицы Варвары Лосевых, но они не бутырские, — где канонизированы муж-священник и его супруга. Но у них в календаре церковном дни памяти в разное время, потому что сначала его арестовали, потом её, и, соответственно, у них и кончина в разные дни. Но для пользы Церкви надо было бы ставить в один день — либо мужа, либо жены. И праздновать в один день, и подчёркивать, что это семья. Как Пётр и Феврония. Или Кирилл и Мария.

 

Во время крестных ходов заключенные и гости, которые приходят на богослужение, несут иконы с ликами новомучеников

В этом я вижу недостаток: притом что канонизировано много святых, мало внимания уделяется семье. Жена, дети — все страдали. Может быть, даже кто-то и не сидел в тюрьме, но они претерпели очень много после того, как их лишили отца. Не только разлуку с ним, но ещё и гонения, и издевательства…

Я считаю большим недостатком, что у нас в народе мало почитают новомучеников. Не все о них слышали, не все их знают. Нужно изучать жития, звать детей, внуков, читать с ними, рассказывать им о новоявленных святых. Писать и заказывать их иконы, потому что в продаже их икон особенно и нет.

Часто встречаются иконы святителя Луки Войно-Ясенецкого, хирурга, тоже бывшего заключённым Бутырской тюрьмы, и блаженной Матроны Московской, которая также страдала, хотя не причисляется к новомученикам. Но есть и другая Матрона, Рязанская, Анемнясевская — её меньше знают, но она тоже святая, также была в Бутырке. К ней потянулось много сотрудников и заключённых, и тогда её убрали из тюрьмы, чтобы она не портила безбожную статистику. И она скончалась в инвалидном доме, и мы не знаем, где она была похоронена.

Новомученики на фресках храма Покрова в Бутырской тюрьме

Очень мало у нас мощей новомучеников. В основном исповедников или тех, кто уже на воле скончался. Исповедники — это те, которые претерпели гонения, но вышли на свободу и скончались уже там…

Замечательный пример святого — священник Алексей Княжеский. Он служил в Талдомском районе. В Москве в то время батюшки боялись венчать, везде была слежка, а вот он у себя в Московской области, в храме проводил венчания. Ему привели в вину как раз то, что он венчал.

У всех наших новомучеников, у каждого из них — своё мучение, своё избрание. И мы уже второй десяток лет служим в Бутырской тюрьме с нашими священниками — и постоянно ощущаем присутствие и помощь наших новомучеников.

Когда мы приняли решение, что будем расписывать бутырский храм ликами новомучеников, которые здесь находились, мы стали прорабатывать каждый образ в отдельности, чтобы потом эти росписи стали основой для отдельных икон. Вместе с иконописцами мы находили в житиях святых какие-то особые, уникальные моменты и отражали их в иконографии. Один новомученик изображается с Евангелием, как обычно — священник с крестом. У нас есть новомученик с портретом царя-мученика. Есть один святой, который с колоколом изображён, другой — с венцом. То есть различные обстоятельства жизни иконописцы старались отразить, для того чтобы образ был запоминающимся и чтобы заключённые, которые потом выйдут на свободу, увидев такую икону, вспомнили: да вот у нас такая в Бутырке была! Во время крестных ходов мы даём своим гостям и осуждённым, которые приходят на службу, нести небольшие полотенца, а в них — иконы. Потом они скажут: «Да, вот эта икона в Бутырке есть. Я её нёс на крестном ходе». Поэтому образ должен быть узнаваем.

Сейчас у нас уникальный храм. Есть храмы в Москве, расписанные ликами новомучеников, но там разные святые указаны в росписи, а у нас в церкви именно те святые, которые чрез стены Бутырки прошли. Уникальность в том, что мы чувствуем, что они здесь рядом, вместе с нами служат. Это чувство было у нас в самом начале, уже тогда ощущалось присутствие в храме новомучеников, а сейчас они уже воочию здесь предстоят, помогают, укрепляют. И обстановка совсем другая, в нашем храме не чувствуешь, что ты в тюрьме.

Крестный ход в Бутырке. Крайний справа – протоиерей Константин Кобелев

 

Беседовала Екатерина Садур

Фото – из архива Бутырской тюрьмы

Газета «Спасъ»

 

Начало темы:

На костях построенный ГУЛАГ

Каждый сам решал, как себя вести