Вы здесь

Поездка воскресной школы в Иосифо-Волоцкий монастырь

18 ноября слушатели воскресной школы для взрослых храма Новомучеников и исповедников российских в Строгино, во главе с руководителем воскресной школы иереем Сергием (Аюповым), побывали на экскурсии в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре, который расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области.

Выехали мы от храма в 8.30, и уже через час с небольшим были на месте. Обзорную экскурсию по монастырю провела послушница Людмила. Она подробно рассказала об истории монастыря, его основателе и о современном состоянии обители.

Монастырь был основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким - образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия. Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) - православный святой, почитаемый в лике преподобных. В 20 лет он принял монашеский постриг у преподобного Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками по монастырям Руси, и затем на родину, в волоколамские земли. Здесь он основал собственный монастырь со строгим общежительным уставом.  

При жизни Иосифа монастырь превращается в крепость на подступах к столице и становится одним из главных духовных и культурных центров Московского государства. К середине XVI века это один из самых богатых монастырей на Руси. Однако при Екатерине II в 1764 году было проведено изъятие церковных владений в пользу государства, и жизнь в монастыре стала замирать. Тем не менее, Иосифо-Волоцкий монастырь стал одним из самых значительных центров книжности. Здесь была собрана крупнейшая монастырская библиотека, написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия «Просветитель».


 

 

С большим интересом мы слушали рассказ послушницы Людмилы, а она искусно переплетала сведения о давнем времени с событиями сегодняшнего дня, говорила о людях из давнего прошлого и наших современниках, о бывших и нынешних монахах. И из отдельных фактов и событий складывалась единая картина, как огромная цветная мозаика из ярких смальт.

Послушница Людмила рассказала и о трудных временах, которые пережил монастырь. После Октябрьского переворота монастырская жизнь практически прекратилась. В 1922 году монастырь был закрыт и преобразован в филиал Волоколамского краеведческого музея. С 1922 года и до 1989 г. там размещался детский дом, а затем и сельская средняя школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. В 1929-1931 годы были сняты для переплавки колокола монастыря.

В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали. В 1941 году была взорвана колокольня - превосходнейший памятник древнерусского зодчества.

 


Современная история Иосифо-Волоцкого монастыря началась в 1989 году, когда, после вывода с его территории школы и музея, обитель была передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), который добился открытия сначала одного храма Иосифо-Волоколамского монастыря, а затем и всего монастыря. 12 июля 1989 года состоялось малое освящение надвратной Петропавловской церкви и совершена первая Божественная Литургия, которую отслужил митрополит Питирим. Он был настоятелем обители до самой своей смерти в 2003 году. Именно он был инициатором и учредителем Музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре, который открылся 27 апреля 1991 года. В 1999 года монастырь стал ставропигиальным.

Архитектурный ансамбль монастыря, сформировавшийся к концу XVIII века, является шедевром русского зодчества, не имеющим аналогов. Это выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство, идут большие реставрационные работы. Реставрируется древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Великолепен Успенский собор - храм на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. Сейчас его купола, кроме центрального, закрыты, идет их золочение. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами, расписавшими храм яркими красками то по золотому, то по темно серому фону в палехском стиле. Мы посетили Успенский собор, осмотрели его, заказали требы, помолились и приложились к иконам, поставили свечи. С благоговением приложились к мощам преподобного Иосифа Волоцкого и деревянному киоту, где хранятся его вериги. Это массивные металлические цепи, кресты и пластины, которые преподобный Иосиф носил под одеждой, не снимая, а обнаружили их после смерти, когда тело готовили к погребению.


Но, пожалуй, изюминкой экскурсии, и всего монастыря был Музей Библии. Первый зал музея – мемориальный. Он посвящен жизни и деятельности митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима – основоположника музея. В настоящее время во всем мире существует менее двух десятков музеев Библии, в том числе: восемь в Европе (в Венгрии — 1, Германии — 5, Голландии — 1, в Латвии — 1), более пяти в США , один в Израиле, один в Австралии, один в Канаде. Все они созданы различными протестантскими либо католическими сообществами или университетами.
 


Но не было ни одного Музея Библии в православной стране. И 14 июля 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл благословил возрождение Музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.
Фонды музея представляют собой уникальное собрание литературных памятников. В фондах временного хранения имеется около 400 экспонатов. Это и факсимильные издания самых ранних и знаменитых книг Святого Писания, и оригинальные экземпляры Библии, начиная со знаменитого первого полного славяно-русского издания, напечатанного Иваном Федоровым в 1581 году. В коллекции представлено первое печатное издание Библии на русском языке, а так же более ста изданий текстов Библии и отдельных книг Писания XVII-XXI веков. Значительную ценность представляют московские издания Евангелия 1618, 1648 года, Апостол 1630 года, изданный в Киево-Печерской лавре и многое другое.


В фондах хранятся многочисленные знаменитые иллюстрированные Библии и альбомы иллюстраций к библейским текстам. В том числе: Библия с иллюстрациями Гюстава Дорэ, редкий альбом рисунков на Библейские темы Сальвадора Дали, и десятки других иллюстрированных текстов Писания. Имеются издания библейских книг на многих языках народов России, факсимильные издания Библии на языках народов мира, детские и семейные Библии, много справочной и энциклопедической литературы и пр.

Книги хранятся в витринах за стеклом, но одно подарочное издание книги «Апокалипсис» экскурсантам разрешили полистать и посмотреть поближе.

После музея Библии мы побывали еще в скиту, который находится в лесу вблизи монастыря. Во время строительства обители здесь жил преподобный Иосиф. Сейчас скит реставрируется, расширяется. Когда он будет готов для принятия монашествующих, сюда переедут сестры, послушающиеся в монастыре.

Время пролетело незаметно, быстро стемнело и экскурсию к святому источнику в деревне Спирово, которая была намечена, пришлось отложить. Но и того, что мы успели посмотреть и узнать, было достаточно.

Огромное спасибо организаторам экскурсии, в частности отцу Сергию за такую познавательную экскурсию.

И еще благодарим послушницу Людмилу, дай Бог ей здоровья и силы для своего послушания и трудной деятельности экскурсовода.


Думаю, что музей Библии будет своего рода изюминкой нашего монастыря. Не в каждой обители есть хороший музей, а в нашей он появится – причем уникальный. И, как мы пишем на своем сайте, главной его целью станет миссионерско-просветительская деятельность среди паломников и гостей обители. Также я надеюсь, что этот музей заинтересует ученое монашество – тех, кто серьезно занимается научными исследованиями.

Остается добавить, что первый зал музея – мемориальный. Он посвящен жизни и деятельности митрополита Питирима. Здесь есть и его детские фотографии  (будущий архипастырь был одиннадцатым ребенком в семье приходского священника), и те удивительные снимки, что были сделаны на склоне лет;  в витрине помещено  праздничное облачение. Если не спеша обойти этот зал по периметру,  рассматривая  многочисленные  книги  – свидетельство многолетнего труда Владыки, – можно уловить атмосферу ушедшего, хотя и не столь отдаленного от нас времени, когда  митрополит Питирим руководил Издательским отделом, в условиях жесточайшей цензуры выпускал Журнал Московской Патриархии – единственное издание, которое, подчас эзоповым языком,  знакомило  общество с православием. Более ясной становится здесь и связь времен, живым воплощением которой был этот замечательный архиерей Русской Церкви.

Вспоминая воодушевленный рассказ экскурсовода о недавнем приезде студентов Николо-Угрешской семинарии, для которых четыре часа пребывания в монастырском музее Библии слились в один счастливо-познавательный миг, я по дороге в Москву думала, что, наверное, такой  замечательной молодежи у нас много. И поездки сюда могут стать для нее  не просто интересным событием, но и важным этапом на пути духовного становле

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

 


Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.
  Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.



На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.

После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.

В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство

27 апреля 1991 года было официально объявлено об открытии Музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.
Учредителем Музея был митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), который своим указом назначил директором Музея Библии архимандрита Иннокентия (Просвирнина), автора Библейского проекта, определившего научную организацию дела. Решением № 551/18 от 30.10.91 г. Музей Библии был зарегистрирован в государственных органах. Наряду с Библейским проектом Музеем велась и другая издательская и просветительская работа.
После кончины Владыки музейная деятельность приостановилась, а бесценные музейные фонды, собранные митрополитом Питиримом сохранялись в хранилищах монастырской библиотеки.
В настоящее время во всем мире существует менее двух десятков музеев Библии, в том числе: в Европе — 8 (в Венгрии — 1, Германии — 5, Голландии — 1 и даже в маленькой Латвии — 1), в США – более 5, один в Израиле, один в Австралии, один в Канаде. Все они созданы различными протестантскими либо католическими сообществами или университетами. Но нет ни одного Музея Библии в православной стране.
14 июля 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл благословил возрождение Музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.
На территории монастыря было построено здание для Музея Библии . В фондах временного хранения имеется около 400 экспонатов. Фонды музея представляют собой уникальное собрание литературных памятников, раскрывающее основополагающую роль Священного Писания в общемировой истории и культуре.
Это и факсимильные издания самых ранних и знаменитых книг Св.Писания (Ассеманиево и Остромирово Евангелие Х-ХI вв., и Сборник Святослава 1073 г.), и оригинальные экземпляры Библии, начиная со знаменитого первого полного славяно-русского издания, напечатанного Иваном Федоровым в 1581 г. на средства князя К.К.Острожского.
В коллекции так же представлено первое печатное издание Библии на русском языке, а так же более ста изданий текстов Библии и отдельных книг Писания XVII-XXI вв.
Значительную ценность представляют московские издания Евангелия 1618, 1648 г., знаменитое своим роскошным оформлением издание 1681 г., Апостол 1630 г., изданный в Киево-Печерской лавре и многое другое.
В фондах хранятся многочисленные знаменитые иллюстрированные Библии и альбомы иллюстраций к библейским текстам. В том числе: Библия с иллюстрациями Гюстава Дорэ, редкий альбом рисунков на Библейские темы С. Дали, миланское иллюстрированное издание Библии в семи томах, иллюстрированное издание «Библия Московской Патриархии к тысячелетию Крещения Руси» и десятки других иллюстрированных текстов Писания, а так же альбомы живописных полотен, фресок и скульптур на библейские темы. Имеются издания библейских книг на многих языках народов России, факсимильные издания Библии на языка народов мира, детские и семейные Библии, много справочной и энциклопедической литературы и пр.