Вы здесь

По следам святых предков

Публикуем статью нашей  прихожанки о ее родственнике свящ. Владимире Филонове, который был расстрелян на Бутовском полигоне 27 ноября 1937 года. 

Прихожанка также повествует о том, как  молитвенное ходатайство родственника привели ее в лоно  Церкви, после 25 летнего пребывания в мусульманстве

Статья опубликована в интернет-журнале "Наследник".                                                                     

  Горя пред Богом будто бы свеча

                                                                                           И отодвинув времена и сроки,

                                                                                           Они глядят так кротко и молчат.

                                                                                           Но громко говорят архивов строки…

                                                                                                                  Лариса Кудряшова.

 

     Когда мне было около четырех-пяти лет, бывало, проказничала.  Я чувствовала, что за мной кто-то незримый наблюдает и видит все мои шалости. Оглянусь вокруг-никого нет, а потом направляю свой взор к небу и долго всматриваюсь в высь.

Мой путь к Богу был трудным и долгим. Всегда чувствовала, что Он есть, но мое детство и юность прошли во времена забвения, наступившего после долгих лет богоборчества в нашей стране. Нам постоянно навязывалось мировоззрение, отрицающее религию. Какое-то время я в это верила и даже пыталась переубедить свою верующую бабушку, из-за чего она сильно расстраивалась. Я думаю, что она все-таки оставила в моей душе зернышко православной веры, которое проросло спустя десятки лет моей жизни.

В 1987 году, когда мне было 22 года, в Москве прошел Индийский фестиваль. Яркие выступления танцоров, их песни и фильмы заинтересовали меня. Я начала изучать культуру и религии Индии. Прошла через буддизм и индуизм. В итоге вышла замуж за мусульманина из Бангладеш (бывшей части Индии) и приняла ислам. Зная о том, что мои предки были православными христианами, прадедушка был священником, я не раз задавала себе вопрос: «Если так, то почему я мусульманка?» Но не пыталась на него ответить. Мы прожили с мужем 25 лет, у нас родилось четверо детей.

Я работала в школе уборщицей. Однажды женщина из Софрино принесла для продажи иконки. Директор разрешила ее пустить, а мне нужно было оповестить учителей. Учителя воспользовались возможностью приобрести их, а эта женщина поблагодарила меня и сказала, что Господь поможет мне.  Я подумала: как Он поможет, если я мусульманка? Но решила тоже купить две иконки для своей мамы. После этого маме приснился ее дедушка, протоиерей Петр Дмитриевич (Филонов) и тут же моей старшей дочери он тоже приснился и сказал: «Крестись, и тебе легче будет!».  Так она и сделала. И мы поехали к нему на Ваганьковское кладбище, где познакомились с отцом Сергием (Матюшиным), который попросил собрать воспоминания и архивные сведения о дедушке для его книги. В процессе поисков я почувствовала, насколько мне близка православная вера моих предков, и захотела креститься. Но не знала, как поступить правильно: боялась мужа. Тогда я с детьми приехала на могилку протоиерея Валентина (Амфитеатрова) и обратилась к нему с молитвой помочь мне и дать «подсказку», могу ли я креститься? Мы шли по аллее между могил, я продолжала просить о подсказке отца Валентина. В это время дул сильный ветер и оторвал от дерева ветку, которая, как стрела, полетела к макушке моей старшей дочери и, оставив кровавый след, отлетела в сторону. А я, как ни странно, обрадовалась, приняв это как благословение отца Валентина. Ведь моя старшая недавно стала православной, и я это восприняла так, что значит и мне можно исполнить свою мечту. Мы со всеми детьми приняли Таинство Крещения в 2013 году в тайне от мужа. Но признаться ему в этом было страшно. Год мы от него скрывали, прятали иконы в шкафу, молились в ванной комнате. После долгих, горячих молитв ко Господу я написала ему письмо, в котором все рассказала. Убивать он нас не стал, простил, а через год мы развелись.

Фото протоиерея Петра Дмитриевича (Филонова)

Все знакомые батюшки в один голос говорили, что это мой прадедушка меня вымолил. Какой же силы была молитва, я же на тот момент уже 23 года считала себя мусульманкой. Видно, не обошлось и без молитв всех моих предков и племянника прадедушки. Племянник- священник Владимир Васильевич (Филонов). Его расстреляли на Бутовском полигоне. Про него я узнала из интернета, когда искала материал об отце Петре (Филонове). Но сначала это было моими догадками, что он наш родственник. Я позвонила Анатолию Викторовичу Мордашеву, сотруднику Мемориального центра «Бутово», который направил меня в Росархив за расстрельным делом отца Владимира. Через полгода оно было у меня на руках. Настоятель храма в Бутово, отец Кирилл, благословил собрать материалы о батюшке. Еще он сказал, чтобы я обращалась с молитвами к отцу Владимиру и тот меня услышит. В это же время мною был сделан запрос в архив, и справка подтвердила наше с ним родство. Моей радости не было предела!

Около пяти лет я не могла приступить к статье. Ведь кроме сведений из архивных справок у меня не было другой информации. Стопочка бумаг о батюшке лежала на моем столе, напоминая о себе. Семейные сложности и работа мешали приступить к делу. От этого сердце обливалось кровью. Я молилась отцу Владимиру с просьбой помочь, просила у него прощения за то, что все так затянулось. И вдруг в начале этого года мне написала Нина Фирсова из Рязани (в поисках сведений о моем прадедушке я где-то оставила свой e-mail). Она оказалась родственницей Полянского Александра Константиновича, который является внуком священника Владимира Васильевича Филонова, а его мама, Агния Владимировна- средняя дочь батюшки. Я не верила в свое счастье, так как все родственные связи давно были потеряны. Нина сообщила мне, что мой и Сашин прадедушки родные братья, что у дьякона Василия Дмитриевича Филонова сын расстрелян в Бутово, не подозревая о том, что я давно об этом знаю.

Александр живет под Рязанью, работает учителем в школе. Мы с ним созвонились, он много мне рассказал о наших родных и своем дедушке, которого никогда не видел, но очень любит. Александр- глубоко верующий человек, со стороны его папы он тоже из рода священников. У Нины со стороны ее мамы все священники и священнослужители. Она написала о них несколько статей. Знакомство с такими замечательными людьми вдохновило меня начать надолго отложенное дело. У меня появились новые материалы. Ниночка очень помогает мне в этом, подсказывает и направляет по правильному пути.

Приходится сталкиваться и с трудностями. Я узнала, что родственники другого настоятеля храма в Радушино, где служил отец Владимир, получили архивные справки о своем батюшке в Сергиевой Лавре, возможно, архив туда перенесли. Мы с младшей дочкой поехали в Лавру с надеждой тоже найти справки. В канцелярии нам сказали, где архив, но код нам подскажет тот, кто мимо него будет проходить. Само здание мы нашли не сразу. Осталась задача найти человека, который подскажет, как туда попасть. Такой человек нашелся. В архиве нас огорчили тем, что у них нет сведений о священниках, а есть только о строительстве храмов, направив опять в канцелярию. Там тоже ничего конкретного мы не услышали, и нам посоветовали найти Благочинного. К тому времени, как мы подошли к охране, он уже ушел и по расписанию до определенного времени недоступен. Ждать нужно было около трех часов. Мы с удовольствием стали изучать все святыни в Лавре, поклонились им и стали поджидать батюшку на улице возле храма, чтобы поговорить с ним перед службой. Там мы узнали, что еще два человека знают об архиве, но, как выяснилось, доступ к ним перекрыт, даже почему-то говорят об этом полушепотом. Был мороз, мы замерзли и решили пойти в храм. Служба уже началась. Вглядывались в каждого священника и монаха, но по описанию никто не подходил. Потом нам подсказали, как позвонить Благочинному. Но он нас не утешил, сказав, что, если так говорят в архиве, значит сведений нет. Одна радость, что мы так долго в Лавре никогда не были. Даже смогли приложиться к открытому Камню от Гроба Господня!

 После этой поездки прибавилось сил и появилось желание ускорить свою работу. Значит съездили не зря.

*«Священник Владимир Васильевич Филонов родился в 1888 году в селе Красная Липовка (Красный Липовец) Пронского уезда Рязанской губернии, сын дьякона-псаломщика и письмоводителя Филонова Василия Дмитриевича. Окончил полный курс учения в Рязанской Духовной Семинарии 12.07.1912г.. По выходу из Семинарии состоял учителем Климентовской Еп. Петра церковно-приходской школы Спасского уезда.

По прошению был переведен в Негоможскую села Городец Зарайского уезда Церковно-приходскую школу, где состоял законоучителем до определения во священника. Его Преосвященство Димитрий Епископ Рязанский и Зарайский рукоположил его во священника села Березнягов Скопинского уезда 21 июля 1913г.  Был законоучителем Земской школы.»

Из воспоминаний Агнии Владимировны, по рассказам Саши, известно, что он служил в храме села Воскресёнка Пронского района, и последнее место его служения было в храме села Радушино Зарайского района Московской области.

 Отец Владимир был женат на Ольге Васильевне (в девичестве Серебровой), дочери священника Сереброва Василия Тимофеевича, служившего в храме села Курово Зарайского уезда. Они жили душа в душу. У них было два сына и три дочки. Первый Николай умер младенцем, после этого долго не было детей. Матушке посоветовала знакомая съездить с ней к старцу Максиму за десять верст, она сказала об этом мужу. Тот сказал: «К какому еще Максиму? Не надо ехать ни к какому Максиму!» Но тайком уехали. Не успели они подойти к его дому, как он оттуда вышел им навстречу. У него была длинная борода и круглая, сгорбленная спина. Он повторил слова батюшки: «К какому еще Максиму? Не надо ехать ни к какому Максиму! Идите отсюда! Николай умер- Василий будет жить! А он будет, где поезда ходят.»  Так и случилось. Родился вскоре сын Василий (примерно в 1918 году), а отца Владимира в 1931 году осудили тройкой ОГПИ по ст. 58 п. 10 и сослали на три года в Караганду. Он строил железную дорогу. Жил в нечеловеческих условиях, у него сильно упало зрение. Когда вернулся домой, постепенно оно восстановилось. В письмах жене всегда писал: «Как там мой маленький храм?». Матушка Ольга, узнав, что он после ссылки находится в Рязанской тюрьме и скоро должен вернуться, пошла его встречать пешком из Воскресёнки в Рязань. Было время весеннего половодья. Чтобы сократить путь, Ольга переходила вброд речки порой по пояс в ледяной воде. До Рязани она добралась, но сильно простудила почки и в Рязанской больнице умерла на операционном столе в 1934 году.

 Сын Василий был алтарником. В те сложные годы ему нигде не давали учиться, как сыну священника. Кое-как он смог заочно получить образование, женился, у них родилось двое детей: Владимир и Юлия. В 1939-40 годах он служил в армии в инженерных войсках, его направили в Проскуров. Началась война, он был сапером. В своём письме писал: «Мы отступаем». Потом пришло письмо из-под Киева: «Завтра будет страшный бой. Если выживу-напишу». Считается без вести пропавшим. Еще у отца Владимира с матушкой родилось три дочери: Алевтина в 1921 г., Агния в 1924 г. и Юлия 9 мая 1928 г. Алевтина вышла замуж за Ивана Михеева 22 июня 1941 года. Когда они танцевали на своей свадьбе, было объявлено о войне. Друзья им сразу об этом не сказали, дали дотанцевать…Муж погиб на войне, Алевтина воспитывала сына одна, его звали Александр. Она завербовалась в Сортавалу. Саша был грудным ребенком, сильно голодал, чудом выжил. Когда вырос, служил в Морфлоте. Женат не был, умер в 50 лет. Алевтина Владимировна работала учителем географии в школе. Агния вышла замуж за Константина Ивановича Полянского, сына священника. У них родился сын Александр, он сейчас живет под Рязанью, работает учителем в школе. Агния Владимировна Полянская тоже была учителем и заведующей начальной школой. У нее был сильный характер. Люди про нее говорили: «Сразу видно: вот это настоящий учитель». Она умела заинтересовать детей, и они наперебой тянули руки для ответа. Юлия вышла замуж и стала Игнашенковой. У них родился сын Владимир. Они также, как и Алевтина жили в Карельской АССР, в городе Сортавале.

По воспоминаниям Прасковьи, жительницы села Воскресёнки Пронского района, отец Владимир был добрейшим человеком, его очень любили и родные, и прихожане, он исцелял людей молитвами. К нему шли люди со всех сторон, даже ночью звали к больным и умирающим от заразных болезней. Батюшка никому не отказывал и не боялся, что потом заразятся и его дети. Господь всем управлял.

Дочь Агния вспоминала, как они с отцом Владимиром на Пасху с детьми ходили по домам, поздравляли всех односельчан, не пропуская ни одного дома. Зайдут к богатым, дадут яйцо, а они им –несколько. Дальше идут в бедные дома и все яйца раздают им, приходя домой с пустой корзиной.

На своей земле он трудился: пахал, сажал все, чем они питались.  Держал лошадь и корову, при раскулачивании их отобрали, отрезали от дома землю, не разрешали на ней ничего сажать, все заросло бурьяном. Наступил голод. Дочка Агния начала собирать милостыню, чтобы помочь семье. Как-то зашел знакомый к ним домой, он был голоден. В это время Агния вернулась с милостыней в виде продуктов и как дорогому гостю положила их на стол, не признавшись, что сами давно не ели. С Божьей помощью выжили.

В 1931 году батюшку арестовали и осудили тройкой ОГПИ по статье 58 п.10 на три года высылки. Не только семья из-за этого горевала, односельчане и прихожане тоже были сильно расстроены от того, что забрали любимого Батюшку. Долго ждали его возвращения. Несколько раз односельчане приходили к матушке Ольге с просьбой написать Сталину, чтобы он освободил их батюшку, ведь сами они были безграмотными. Но матушка не могла этого сделать, зная о последствиях. Тогда они решили пойти всем селом в соседнюю деревню в храм помолиться, ведь их церковь пустовала, и совершить Крестный ход для его быстрого возвращения. Обычно в храм ходило больше женщин, а тут собралось как никогда огромное количество мужчин для молитвы о Батюшке. После Крестного хода Агния запрыгала и радостно закричала: «Ура! Скоро папочка вернётся!». Прошло около месяца и на радость всем отца Владимира отпустили домой!

Но служить ему власти не позволили, храм закрыли. У него отобрали дом и у его отца тоже. Жили у чужих людей, на работу никуда не брали, даже дворником. Но однажды ему пообещали место конюха. Он очень обрадовался: наконец-то дети будут сыты! Следующий день принес разочарование. С огромным сожалением ему сообщили, что не могут взять на работу из-за судимости. Вскоре его «отправили» в Алма-Ату за «тунеядство». Дети опять стали жить у разных людей. По возвращении из очередной ссылки ему удалось переехать с Агнией в село Радушино Зарайского района. У них была избенка, состоящая из малюсенькой комнатки, там даже негде было готовить еду. Алевтина жила в Рязани в общежитии и училась в зоотехникуме, младшая Юлия жила у родственницы в селе Истобники. Отец Владимир стал настоятелем Богородицеро- ждественского храма. Ранее настоятелями были протоиерей Петр (Успенский) и протоиерей Иоанн (Лебедев). В 1930 году отца Петра арестовали и он скончался в заключении. Прославлен в лике Святых Новомучеников и Исповедников в 2000 году. Протоиерея Иоанна (друга отца Петра) арестовали и 9 сентября 1937 года расстреляли в Бутово. Причислили к лику Святых Новомуче- ников Российских 7 октября 2002 года. Отец Владимир взял на себя последний удар в этом храме.  Семнадцатого ноября 1937 года ночью за ним пришли с криком: «Собирайся!». Дочка Агния кричала ему вдогонку: «Папочка, благослови!».  Дальше была «школа выживания» для его детей.

**

После ареста храм закрыли. Когда стало известно об этом, люди забрали иконы, какие смогли по домам. В 1960 году передали святыни в Благовещенскую церковь г. Зарайска.

Батюшку увезли в Коломенскую тюрьму.

**Из следственного дела: «…среди населения вел активную контрреволюционную деятельность, высказывал контрреволюционную клевету на Советскую Власть и пораженческие настроения, призывал население не выполнять обязательства перед государством и высказывал террористические настроения против коммунистов.»                                                    

Из показания обвиняемого: «Вопрос: Следствию известно, что Вы среди населения села Радушино вели активную контрреволюционную деятельность. Признаете ли Вы это?

Ответ: Это я не признаю, так как никакой контрреволюционной работы не вел.

 Вопрос: Также следствию известно, что Вы распространяли контрреволюционную клевету на Советскую Власть, при этом высказывали пораженческие настроения. Подтверждаете ли Вы это?

Ответ: Я это отрицаю и никакие пораженческие настроения против Советской Власти не высказывал.

Вопрос: Следствию также известно, что Вы клеветали на колхозный строй и новую конституцию Советского Союза. Признаете ли Вы это?

Ответ: Я это не признаю. Никакой клеветы против колхозного строя и новой Конституции не высказывал, и виновным себя в антисоветской контрреволюционной деятельности не признаю…»

Из показаний свидетеля: «В июне месяце 1937 года Филонов высказывал к-р клевету на советскую власть и пораженческие настроения: «Коммунисты выдумали конституцию и хотят ей накормить народ. Но народ все это понимает, он знает, что советские законы издаются для того, чтобы затемнить глаза народу. Cоветская власть в своих законах пишет о свободном вероисповедании, а на самом деле этого нет. Народ требует, чтобы я ходил по домам православных. А советская власть не разрешает. Пусть коммунисты знают, что за их обман им придется расплачиваться перед народом и тогда их конституция провалится, а мы установим свои законы и как жили раньше, так и будем жить и больше никогда не допустим такого издевательства, которое мы терпим и терпим от коммунистов.»

Из обвинительного заключения: «Будучи допрошен в качестве обвиняемого, Филонов В.В. виновным себя не признал.

ПОСТАНОВИЛ:

Следственное дело № 12276 по обвинению Филонова Владимира Васильевича представить на рассмотрение Тройки при Управлении НКВД МО.

Справка: Филонов арестован 17 ноября 1937 года и содержится в тюрьме Коломенского района.

Начальник Зарайского РО УНКВД МО ст. Лейтенант Государственной Безопасности Малышев.

Согласен: Начальник 4 отдела УГБ УНКВД МО капитан Государственной Безопасности Персиц.»

Двадцать пятого ноября 1937 года постановлением тройки УНКВД Московской области отца Владимира приговорили к расстрелу, высшей мере наказания! Двадцать седьмого ноября на полигоне в Бутово расстреляли 160 человек, среди них был Филонов Владимир Васильевич.

**

Долгие годы родные об этом не знали, надеялись на возвращение. Только в 1980-х годах дело рассекретили. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношение жертв репрессий, имевших место в период 30-х-40-х и начала 50-х годов» внесудебное решение от 25 ноября 1937 года в отношение Филонова Владимира Васильевича было отменено. Его реабилитировали.

Сегодня мы, его родные, храним светлую память о нем и радуемся, что он примером своей жизни сохранил в наших сердцах любовь к Богу, которую не смогла уничтожить безбожная власть. И будем ее беречь и передавать из поколения в поколение.

                                                                              

       Часть семейного древа. Дьякону Сергею Евграфовичу один священник поменял фамилию на «Филонов».                                                                                         

 

 

30.03.2019  

Автор - Сераджи Светлана

               Помогали Фирсова Нина и Полянский Александр

 

*ГА РО фонд 627, опись 240, дело 60

**ГА РФ фонд 10035, опись 2, дело 19368

Источник. Naslednick.online