Вы здесь

Пастырские встречи. Как обрести истинную веру

Что есть истинная вера? Как ее взрастить в себе? Что делать, если родители крестили ребенка, но в храм его не водят, не причащают? Ответы на эти вопросы на одной из Пастырских встреч дал иеромонах Платон (Кудласевич).

Иеромонах Платон (Кудласевич)

– Как обрести истинную веру?

– Вера – это, конечно, дар Божий. Даже в Евангелии говорится: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Господь говорит: «Если вы будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно (это очень маленькое зерно), вы можете переставлять горы» (см.: Мф. 17: 20). Но наша вера часто очень похожа на неверие. Высшая степень веры – это верность Богу. Мы знаем о Боге, читаем Евангелие, ходим в храм, но и бесы знают, что есть Бог. Как говорит апостол Иаков, «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2: 19). Да, есть знание, но оно не дает саму веру. Конечно, нужно просить, чтобы Господь дал дар веры. Если хотя бы немножко веры у нас есть, то нужно ее взгревать, поддерживать, помогать, укреплять.

Вера – очень важное составляющее нашей духовной жизни. Пост, поклоны, утренние и вечерние молитвы, которые мы читаем, иногда могут быть и без веры. Человек просто механически делает, потому что так надо, или он даже не задумывается над смыслом молитвы. Лучше погружать свой ум в слова и смысл молитв, Священного Писания, Евангелия, в труды святых отцов, Псалтири – того, что мы читаем. Просить Бога, чтобы Он даровал нам веру, укрепил в нас веру.

Даже апостол Петр, когда шел по воде, усомнился и начал тонуть. Когда наступают моменты неверия, с этим, конечно, нужно бороться, нужно стараться, чтобы внутри нашего сердца и души было доверие Богу, упование на Промысл Божий, на то, что Господь Вездесущий везде присутствует, всё наполняет. И если мы Его принимаем в свою жизнь, мы Ему верим, доверяем, Господь действует в нашей жизни. Нам нужно стараться видеть Его в текстах Священного Писания, видеть Его в окружающем мире.

Если мы Его принимаем в свою жизнь, Господь действует в нашей жизни

В богословии есть понимания: естественное богопознание и сверхъестественное богопознание. К естественному богопознанию относится то, что человек рассматривает окружающий мир: природу, смотрит на небо, на растения, насекомых, животных и понимает, что всё очень премудро устроено. Понимает, что есть Создатель, и также Он создал нас, людей. Через это человек приходит к вере в Бога.

Сверхъестественное богопознание – это богопознание через Священное Писание, через какие-то особые действия благодати Божией в нашей жизни, через откровения святых, через старцев. И нужно стараться каждый день изучать Бога во всем, что происходит в мире: в текстах, которые мы читаем, в людях, которых мы видим.

Уже почивший епископ Василий (Родзянко) старался во всех обращениях видеть особую волю Божию и отзывался на любые просьбы и помогал людям. Он говорил: «Когда я молюсь, происходят в моей жизни совпадения, а когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».

Иногда мы говорим: «Ну, совпало», «подфартило»… Но давайте смотреть глубже и понимать, что мы Богу не безразличны. Бог нас любит, Он всех любит, посылает дождь, солнце на праведных и неправедных, и, может быть, это не просто подфартило, это не совпадение, а Господь заботится о нас. Мы будем благодарить за это Бога, и, может быть, через какие-то такие совпадения мы укрепим и нашу веру и будем ее согревать каждый день.

Проснулись – благодарим Бога за прошедшую ночь, просим благословения на предстоящий день. В течение дня молиться можно Иисусовой молитвой, можно своими словами. Что-то у нас получается – благодарим Бога, не получается – просим благословения, чтобы у нас получилось. Если долго не получается, возможно, в этом есть определенный смысл, но мы его пока не видим. Можно молиться, как молился Христос в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). Конечно, нужно молиться, просить, что мы хотим, но прибавлять: «Господи, если это угодно Тебе, пускай это произойдет».

Нужно благодарить Бога за всё: за то, что Он дает нам жизнь, возможность просыпаться каждый день, дышать этим воздухом, не болеть – это все определенные милости Божии, которые Он нам ниспосылает. И так можно укреплять нашу слабую веру или наше неверие, но молиться, чтобы Господь дал нам дар веры. И если веры у нас есть хотя бы немножко, стараться ее поддерживать и укреплять через молитву, через богообщение, через Церковь, везде стараться видеть Промысл Божий, видеть руку Божию. Тогда нам станет легче верить, доверять Богу, и мы уже обретем веру как верность. Мы уже будем верными чадами Божиими. Это, конечно, высшая степень веры в Бога.

– Как привести в Церковь крещеного, но неверующего человека?

– Интересно, наверное, его крестили в детстве? Мы крестим совсем маленьких детей по вере восприемников, по вере родителей, и задача родителей и крестных – этого младенца воспитывать в вере. Через свой пример – приходить в храм, исповедоваться, причащаться, причащать этого младенца, который будет расти и, видя пример родителей и своих крестных, приходить в храм и приобретать веру в Бога. Но если он уже вырос и нет в нем веры, то в первую очередь надо молиться за него, чтобы Господь дал ему дар веры. Как-то аккуратно говорить ему о Боге, о нашей вере, не стесняться рассказывать о церковных праздниках, но тоже ненавязчиво, аккуратно и своим жизненным примером показывать, что вы христиане. И если молодой человек увидит, что вы действительно христиане, православные и живете правильно, он рано или поздно тоже потянется к Богу, к Церкви. Да, возможно, это не будет так быстро, как нам хочется. Но нужно, чтобы был этот пример, это зерно веры, чтобы зерно слова Божия упало на почву его души. И рано или поздно оно прорастет. У некоторых это бывает на смертном одре. Бывает, что человек даже прожил греховную жизнь, но перед смертью покаялся, исповедовался, причастился, и, возможно, Господь взял его к Себе в Царство Небесное.

Разбойник всем только зло и печаль приносил, но на кресте поверил во Христа и просил прощения, и Господь сказал: «Поверь Мне, сегодня же будешь со Мной в раю» (см.: Лк. 23: 43). Наша задача – не осуждать грешников, а молиться за них и своим примером, своими словами, с любовью, с каким-то милосердием обращать их к Богу, ко Христу, к доброму. Возможно, эти семена, которые мы сеем, принесут плоды, и человек рано или поздно покается, изменится и так же, как разбойник, попадет в Царствие Небесное.

– А как просить веру для больного родственника?

– «Просите, и дастся вам» (Мф. 7: 7). Что делать? Молиться за больного родственника. Мне кажется, болезнь – это одна из уникальных возможностей самому обратиться к Богу, осознать свою жизнь. А если это наш близкий родственник, мы можем к нему прийти, пообщаться, обсудить важные темы. Тему вечности, если понятно, что человек болен тяжело и, возможно, скоро умрет. Лучший вариант – позвать священника, пособоровать, поисповедовать, причастить.

Болезнь – это одна из уникальных возможностей самому обратиться к Богу, осознать свою жизнь

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «В Царствии Небесном очень много больных раком». У людей, которые перед смертью болеют, есть уникальная возможность осознать свою жизнь, как-то переосмыслить, покаяться, поисповедоваться, причаститься. Но наша задача, родственников верующих – молиться за них и в то же время посещать, общаться, может, что-то рассказывать о святых, о Евангелии, о Священном Писании, предлагать позвать священника, и, возможно, этот человек уже уйдет в мир иной к Богу с очищенным сердцем, с очищенной душой и наследует Царствие Небесное. Это наша задача, христианский долг – проповедовать слово Божие.

– Каков духовный смысл потрудиться и помолиться в монастыре?

– Духовный труд, молитвы важны для нашей души, для нашего спасения. Когда мы трудимся во славу Божию, когда мы помогаем человеку больному, становимся волонтерами, не обязательно в монастыре, мы по-другому смотрим на жизнь. Кто из вас этим занимался, понимает, что по-другому ощущается радость жизни.

Одно дело трудиться, чтобы заработать деньги, а когда мы на добровольных, волонтерских началах помогаем неизвестным нам людям, то это очень действенное средство для исцеления, особенно от недуга уныния. Если человек борется с этим грехом, ему как раз стоит потрудиться во славу Божию. Если говорить про трудничество в монастырях, то монастыри – разные. Можно выбрать тот, который возрождается, там один фронт работ. Если монастырь благоустроенный, то там всегда нужна помощь в уборке, в саду… В общем, если наше сердце хочет и может оказать помощь человеку любому, в том числе и монастырю или храму, лучше оказывать помощь, а не пренебрегать таким желанием, которое в нашем сердце возникает.

– Можно ли носить Иерусалимский крест вместо православного – с распятием?

– Вы что имеете в виду? Православный крест без распятия? Крест – это символ нашего спасения. Раньше крестная смерть, до распятия Спасителя – это была самая позорная смерть. И распинали самых жестоких преступников, предателей, но Господь через такую позорную смерть освятил крест, который является символом нашего спасения. И, конечно, крест нужно носить. Крест мы целуем и утром, и вечером, также мы целуем и иконы, Евангелие. Крест символизирует наше спасение и является орудием, через которое Господь победил силу вражию, смерть преодолел, «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Конечно, нужно молиться и целуя, и нося крест: мы свидетельствуем нашу верность Богу, Спасителю нашу веру христианскую и имеем какое-то, скажем, небольшое утешение у себя на груди. Не всегда мы можем носить с собой иконы, а вот крест можем взять, поцеловать, помолиться в любое время в течение дня и ночи, поэтому, конечно, крест лучше носить на груди.

Крест не является украшением, хотя некоторые люди дорогие кресты носят, причем наружу, чтобы показывать свое благосостояние или свою какую-то особенность. Нужно крест носить под одеждой, пусть он будет символом нашей веры, которая постоянно теплится в нашем сердце. Мы ходим пред Богом, как Енох, как Авраам, понимаем, что Господь Вездесущий всё видит, всем помогает, если у нас открыта дверь сердца.

– Можно ли заходить в синагогу, но не для того, чтобы помолиться, а в лавку?

– А какие вы хотите приобретать товары? Купить на еврейском языке Библию? Если вы знаете еврейский язык, может быть, тогда и было бы интересно. Зайти в католический храм или в синагогу просто посмотреть можно. А если мы хотим приобщиться к их молитве, к их традиции, лучше этого не делать. Можете посмотреть картинки в Интернете, как выглядит синагога или католический храм, но приходить к ним на молитвы и богослужения и тем более молиться с ними не надо.

– Скажите, пожалуйста, можно ли бороться с грехом чревоугодия с помощью лекарственных препаратов?

– Любая страсть, любой грех – это наша привязанность к чему-либо, к тому, что может нас отделять от Бога. Чревоугодие – это желание насладить свое чрево, угодить ему в полной мере, а Церковь призывает к воздержанию. К воздержанию в пище, к воздержанию языка, в пост особым образом мы воздерживаемся. И святые отцы часто рекомендуют вставать из-за стола с легким чувством голода, то есть не наедаться до отказа.

Кто-то очень любит сладкое, понятно, что чрезмерное употребление вредно для нашего здоровья, может сахарный диабет развиться или еще что-то. Конфету одну съесть – греха в этом нет. А если постоянно есть конфеты и имеется зависимость от сладкого или от какой-то другой пищи, то это уже называется «угождение своему чреву».

«Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). Поэтому нужно понимать, что наша Церковь не просто желает, чтобы мы воздерживались от всего, мучили себя. Она желает, чтобы мы были свободны в Боге, чтобы мы не были рабами греха, а были друзьями, сыновьями и дочерьми Божиими. Важно бороться с любой страстью через воздержание, через молитву, через замену этой страсти какой-то добродетелью, противоположной ей. И тогда, конечно, в нашей жизни мы будем больше прилепляться ко Христу, и не будет тех постоянных разделений, которые нас отделяют от Бога в виде страстей и грехов.

– Вопрос такой: можно ли использовать химические вещества для борьбы с грехом? Грех чревоугодия хорошо усмиряется никотином…

– Если человек склонен к какой-то страсти, к греху, а мы через дополнительный грех пытаемся от него избавиться, это странно. Если человек понимает, что страсть его борет, нужна решимость, нужно четко сказать: «Это мой грех, я с ним должен побороться, он мне противен. Господи, помоги мне его преодолеть, чтобы он не проявлялся в моей жизни, в моей душе». И бороться. А всё остальное – это, получается, замена какая-то. Один грех побеждать другой зависимостью – это неправильно. Нужна, в первую очередь, решимость.

Конечно, здесь помогает и благодать Святого Духа, и Исповедь, и Причастие, но в первую очередь должна быть решимость наша с вами. Мы должны быть воинами Христовыми, мы должны быть подвижниками, двигать себя постоянно. Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Иеромонах Платон (Кудласевич)29 мая 2025

Источник: Пастырские встречи. Как обрести истинную веру