Вы здесь

Пассия в 4-ю Неделю Великого поста.

Пассия – в переводе с латинского означает  страдание. Это особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом, в Воскресные дни, вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Сегодня читалось Евангелие от Луки.
   Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
    Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. В этот раз читалось евангелие от Луки. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
  
  На пассии мы слышим трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы. Например, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой, а перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти молитвы возносят нас на Голгофу, напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.
   
  На пассии обязательно произносится проповедь с поучением об Искуплении. В эту Неделю, 4-ю Неделю Великого поста, проповедь произнес иерей Владимир Федотов. Ее можно прослушать здесь.
 
  «Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну"). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием» (Портал Azbyka.ru).
 
  В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.