Вы здесь

Неделя 14 по Пятидесятнице, перед Воздвижением

 

Прокимен в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, глас 6: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, / и благослови́ достоя́ние Твое́. Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.

Аллилуиа, глас 1: Вознесо́х избра́ннаго от люде́й Мои́х. Стих: И́бо рука́ Моя́ засту́пит его́, и мы́шца Моя́ укрепи́т его́

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Неде­ли пред Воз­дви­же­ни­ем)

(Гал.6:11-18. – За­ча­ло 215)

[Об­ре­за­ние и Крест Хри­стов]

Бра­тья, по­смот­ри­те, ка­ки­ми боль­ши­ми бук­ва­ми я на­пи­сал вам сво­ей ру­кой[1]. Все те, ко­то­рые же­ла­ют по­кра­со­вать­ся в пло­ти, при­нуж­да­ют вас к об­ре­за­нию, лишь бы не быть го­ни­мы­ми за Крест Хри­стов. Ведь об­ре­зы­ва­ю­щи­е­ся и са­ми не со­блю­да­ют За­кон, но же­ла­ют ва­ше­го об­ре­за­ния, чтобы по­хва­стать­ся в ва­шей пло­ти.

А я не же­лаю хва­лить­ся, раз­ве толь­ко Кре­стом Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ко­то­рым для ме­ня мир рас­пят, и я – для ми­ра. Ведь во Хри­сте (= Мес­сии) Иису­се ни­че­го не зна­чит ни об­ре­за­ние, ни необ­ре­за­ние, но но­вое со­зда­ние. Тем, ко­то­рые по­сту­па­ют по это­му пра­ви­лу, – мир и ми­лость им, и Из­ра­и­лю Бо­жию.

В осталь­ном же ни­кто не отя­го­щай[2] ме­ня, по­то­му что я но­шу клей­ма (зна­ки)[3] Гос­по­да Иису­са в те­ле мо­ём (то есть «в се­бе». – Ю. Р.). Бла­го­дать Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста со ду­хом ва­шим, бра­тья. Аминь.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Неде­ли пред Воз­дви­же­ни­ем)

(Ин.3:13-17. – За­ча­ло 9)

[Из бе­се­ды с Ни­ко­ди­мом: смысл при­ше­ствия Хри­ста в мир]

[Ска­зал Гос­подь:]

13 И ещё ни­кто не вос­хо­дил на небо, как толь­ко Со­шед­ший с неба, Сын Че­ло­ве­че­ский, пре­бы­ва­ю­щий на небе.

14 И как Мо­и­сей воз­нёс змею в пу­стыне, так дол­жен быть воз­не­сён Сын Че­ло­ве­че­ский[4]15 чтобы вся­кий ве­ру­ю­щий в Него (не по­гиб, но) имел жизнь веч­ную.

16 Ведь так по­лю­бил Бог мир, что от­дал Сы­на Сво­е­го Еди­но­род­но­го, чтобы каж­дый ве­ру­ю­щий в Него не по­гиб, но имел жизнь веч­ную.

17 Ведь не по­слал Бог Сы­на Сво­е­го в мир, чтобы Он су­дил мир[5], но чтобы мир спа­сён был через Него.

 

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Про­по­ведь в Неде­лю пе­ред Воз­дви­же­ни­ем

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

В се­го­дняш­нем апо­столь­ском чте­нии апо­стол Па­вел нам го­во­рит, что кре­стом Хри­сто­вым мир рас­пят для него и он, Па­вел, рас­пят для ми­ра. Что это зна­чит? Па­вел не был рас­пят физи­че­ски, не был рас­пят и мир; но в древ­нем по­ни­ма­нии этот об­раз го­раз­до яс­нее. При рас­пя­тии обе ру­ки жерт­вы на­силь­ствен­но, без­жа­лост­но раз­ни­ма­лись врозь и при­гвож­да­лись ко кре­сту, так что ни­ко­гда, ни­ко­гда они не мог­ли боль­ше встре­тить­ся, – вот о чём го­во­рит Па­вел. Кре­стом Хри­сто­вым мир был от­торг­нут от него и стал ему пол­но­стью чуж­дым. Это мир, ко­то­ро­го он не мо­жет и не хо­чет боль­ше до­стичь, ко­то­рый не толь­ко от­нят у него, но ко­то­рый и он от­вер­га­ет, от­тал­ки­ва­ет от се­бя. Па­вел ста­но­вит­ся чуж­дым ми­ру, по­то­му что мир не мо­жет боль­ше при­нять его на усло­виях Хри­сто­вых – на прин­ци­пи­аль­но но­вых усло­ви­ях жиз­ни Пав­ла.

Ко­гда мы слы­шим та­кие сло­ва и пе­ред на­ми про­хо­дят та­кие об­ра­зы, – то мы долж­ны за­ду­мать­ся о се­бе са­мих.

Сна­ча­ла Па­вел (фа­ри­сей Савл) был вра­гом Хри­ста. Он от­пра­вил­ся из Иеру­са­ли­ма в Да­маск для то­го, чтобы ис­тре­бить Его уче­ни­ков, ко­то­рых он счи­тал об­ман­щи­ка­ми и ху­ли­те­ля­ми (Мо­и­се­е­ва За­ко­на), но на пу­ти он встре­тил Хри­ста ли­цом к ли­цу. И в это мгно­ве­ние Хри­стос стал его Гос­по­дом, стал его Бо­гом, и не оста­лось ни­че­го, кро­ме Хри­ста, что бы­ло бы для Пав­ла сколь-ни­будь значи­мым. Его серд­це бы­ло до­ста­точ­но ве­ли­ким, чтобы, услы­шав при­зыв Хри­ста, ото­звать­ся на него всем су­ще­ством, всей жиз­нью, что бы с ним по­сле это­го ни про­изо­шло.

Этот рас­сказ о рас­пя­тии мы слы­ша­ли очень ча­сто: боль­шин­ство из нас – с дет­ства, дру­гие же – с мо­ло­дых лет. И ведь бы­ло мгно­ве­ние, ко­гда на­ше дет­ское во­об­ра­же­ние ото­зва­лось на него глу­бо­ким чув­ством! А по­том мы ста­ли – как бы­ва­ет со все­ми на­ми – невос­при­им­чи­вы­ми, нечут­ки­ми к этой эмо­ции: она ста­ла фак­том на­шей ве­ры, но пе­ре­ста­ла быть со­бы­ти­ем на­шей жиз­ни… А ведь апо­стол Па­вел го­во­рит, что для него Хри­стос – всё в жиз­ни. И это так! Ведь ес­ли Хри­стос дей­стви­тель­но то, чем (или Тот, Кем) Он был, – то что же мож­но по­ста­вить ря­дом, что мо­жет срав­нить­ся с этим? За­ду­май­тесь на мгно­ве­ние, что слу­чи­лось бы, ес­ли бы кто-ни­будь – ко­го вы лю­би­те или кем вос­хи­ща­е­тесь – ока­зал­ся жерт­вой на­си­лия, убий­ствен­ной же­сто­ко­сти дру­гих лю­дей? При этом он стал жерт­вой по­то­му, что бо­рол­ся за то, что для него бы­ло важ­нее, чем его соб­ствен­ная жизнь: он бо­рол­ся за твою жизнь, чтобы спа­сти лич­но те­бя! Мог­ли бы вы (все мы) вер­нуть­ся к то­му, что ста­ло при­чи­ной его смер­ти? Мог­ли бы вы по­сле это­го и даль­ше иг­рать жиз­нью? Мог­ли бы мы и да­лее жить без­рас­суд­но? Мог­ли бы мы из­брать зло, хо­тя бы пы­та­ясь при­укра­сить его так или этак? Мог­ли бы мы тво­рить что-ли­бо, зная, что из-за на­ше­го по­ступ­ка (пусть пу­стяч­но­го, но убий­ствен­но­го!) лю­би­мый на­ми че­ло­век – или про­сто во­об­ще че­ло­век, ко­то­рым мы вос­хи­ща­лись и лю­би­ли – дол­жен уме­реть? Пья­ный во­ди­тель ав­то­мо­би­ля – один из при­ме­ров, но есть мно­го пу­тей, на ко­то­рых мы бы­ва­ем раз­ру­ши­тель­ны один для дру­го­го…

И есть ге­ро­и­че­ские пу­ти, на ко­то­рых лю­ди от­да­ют жизнь за дру­гих, по­то­му что эти дру­гие бы­ли без­рас­суд­ны и без­от­вет­ствен­ны. Они не бы­ли так уж греш­ны, как им ка­за­лось, а про­сто без­рас­суд­ны! Но это без­рас­суд­ство ве­ло к смер­ти дру­го­го…

Ка­ко­во же на­ше со­сто­я­ние? Мо­жет ли кто-ли­бо из нас по­вто­рить сло­ва, ска­зан­ные апо­сто­лом Пав­лом в его По­сла­нии к Га­ла­там (или в дру­гом По­сла­нии), что для него жизнь – это Хри­стос? Хри­стос – это жизнь, и Па­вел же­лал бы уме­реть вме­сте с Ним, по­то­му что обык­но­вен­ная «зем­ная жизнь» – это раз­лу­ка со Хри­стом, а его един­ствен­ное стрем­ле­ние – быть вме­сте с Ним.

За­ду­ма­ем­ся над эти­ми сло­ва­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Они не осуж­да­ют нас и не об­ви­ня­ют – они нас при­зы­ва­ют. Па­вел го­во­рит: я знаю, что зна­чит най­ти веч­ную жизнь, я знаю, что зна­чит най­ти Хри­ста, най­ти всё, что в жиз­ни име­ет цен­ность, в про­ти­во­по­лож­ность все­му то­му, че­му мы раб­ски слу­жим… Най­ди это, – ска­зал бы он нам, – вер­нись об­рат­но в свою ду­шу, в своё про­шлое – к пер­во­му мгно­ве­нию, ко­гда Хри­стос во­шел в твою жизнь и в твоё серд­це, – к мгно­ве­нию ди­ва, чу­да, ра­до­сти и осво­бож­де­ния, – а за­тем помни это и жи­ви этим, от­ло­жив всё тем­ное, всё мерт­вя­щее, без­жиз­нен­ное, урод­ли­вое. Вы­бе­ри свет, вы­бе­ри жизнь, вы­бе­ри ра­дость. Всё это со­дер­жит­ся в име­ни Бо­жи­ем и в люб­ви Бо­жи­ей во Хри­сте. Аминь!