Вы здесь

"Либо мы есть, либо ничего нет..."

Почему четвертому Риму не быть? Что значит «Бог нас без нас не спасает» в военно-политическом смысле? Объяснение своей оригинальной концепции  в беседе с корреспондентом нашего сайта дает  доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой

– Что происходило с Россией в ХХ веке после революции, после уничтожения монархии? Ведь беззаконие насаждалось как закон…
– 1917 год. Империя, как старая мудрая змея, меняет кожу, меняет элитарные слои. И приходит маршал Жуков, приходит Сталин. Что же, Сталин на тридцать лет стал правителем России в самый ответственный период, и сделал Россию самой великой державой в мире без промысла Божия? Вы меня извините: никогда в это не поверю! Мы в течение 30-ых годов за очень короткий исторический период сумели развить себя, вооружить себя так, чтобы оказаться достойным соперником в самой великой войне истории! И победили, и стали великой державой, и диктовали свои условия американцам, англичанам и всем прочим! Этого без промысла Божьего не бывает. Господь благословил и этот период в русской истории. А когда прекращается Божье благословение – вот тогда не поможет никакое помазание земного предстоятеля Церкви.

– То есть земные процедуры передачи власти, по вашей концепции, значения не имеют совершенно?
– Они имеют отражённое значение. Они задним числом легитимируют в сознании людей, то, что уже Божьим промыслом определено. Но помочь они не могут, как не помогло помазание Петру Третьему, как не спасло помазание Павла Петровича. И как не спасло помазание в 17-м году царскую семью… Империя поставила других людей. И другие люди восстановили империю очень быстро – к 1922-му году…
А в 1991 году уже ее потеряли, даже исконные русские области отошли – какие-то к Украине, не существовавшей никогда… Никогда не было такого субъекта истории, как независимая, незалежная Украина! Или независимый Казахстан, которому половину русских губерний приписали…
Империя жива, пока жива столица и граница. У советского поэта Владимира Луговского были прекрасные стихи: «Бьётся мощное сердце Союза Советских республик /и пульсирует взрывами возле одной из границ!..» Вот пока граница пульсирует взрывами, пока бьётся сердце – империя существует. Мы пока в империи, но сколько это будет длиться – мы не знаем.
В 476 г., когда прекратила своё существование Западная Римская империя, её легионы на Дунае, на границе стояли ещё десять лет. Они уже не получали жалованья, командиры не получали приказов из центра, но стояли и границы держали. Потом снялись и ушли. Вот тогда кончилась империя. Мы сейчас примерно в этом промежутке. Если мы границы держать не сможем – тогда всё. Ещё во времена первой Отечественной войны 1812 года говорилось: «священные рубежи России». Это не просто политическая риторика, они сакральны.
Пока мы существуем в границах России – мы существуем в сакральном пространстве империи. Когда Божьим промыслом атомному комплексу было предназначено быть в Сарове, именно как бы по благословению преподобного Серафима Саровского – это тоже не случайно. Была создана ещё одна сакральная граница России – ядерный щит над Россией. Пока он существует, мы – ещё благословенное сакральное пространство.

– Как-то у вас получается независимо от того, как народ живёт, кто им управляет, Господь либо хранит нашу страну, либо нет: и на выборы не стоит ходить, и не нужно ничего делать, раз мы не решаем…
– Отчасти и так, и не так. Если, несмотря на все наши грехи и безобразия от Рюрика, мы всё-таки сохранялись, если, несмотря на страшный террор и геноцид ХХ века, мы всё-таки сохранились – значит, всё-таки хранит. Жертвенный подвиг России, которого умом не понять, приводит к тому, что это сакральное пространство Господь сохраняет. Потому что некому его занять, четвёртому не быть! Помните – «третий Рим стоит, а четвёртому не быть»? Византия ещё могла погибнуть, было кому у неё эстафету принять. Нашу эстафету принять некому! Мудрый Филофей провидел это четыреста лет назад! Провидел, что нашу эстафету некому будет принять. А сегодня мы видим это из политической реальности. Где в мире такая страна и такой народ, которые могли бы нашу эстафету принять?

– Вы же в имперских категориях мыслите… Америка тогда чем плоха?
– Америка не является православной империей – о чём же говорить? И Китай не является. Хотя уже говорят, что Китай сменит нас. Сменит! Территориально и биологически. Но духовно сакральную империю он продолжить не сможет. Поэтому мы передать своего наследия не можем никому. Некому! Либо мы есть, либо ничего нет. Конец истории, Фукуяма. Полная фукуяма! Вот в чём смысл, вот в чём дело!
Но с другой стороны, я, конечно, не соглашусь, что народ ничего не должен делать. Только благодаря тому, что лягушка сбивает молоко в масло, она может выпрыгнуть из колодца, в который она попала. Конечно, все должны работать. Чудотворные иконы не спасают без усилий.
Вот мы чтим Владимирскую икону Божьей матери. Святой Андрей Боголюбский брал её с собой в походы, потом она Москву спасала и от Тамерлана, и от Девлет-Гирея, и так далее… Правильно! Но только благодаря тому, что государство, та самая скорлупа,  и его правители делали всё, чтобы могло быть военно-политическое решение, чтобы военно-промышленный потенциал России сохранялся. Если не делать этого, то ничего не будет!
Крестоносцы проиграли в битве на Тивериадском озере Саладину в 1187 году, несмотря на то, что у них в обозе был сам Животворящий Крест Господень! Они не просто были крестоносцы по званию только. Они верили, действительно, и они с собою привезли крест Господень – но они оказались недостойны своего избрания, они оказались слабы в чисто военном, политическом и других отношениях. Господь слабости не прощает! По словам Фридриха Великого, добрый Бог любит большие батальоны. К сожалению, это очень важная стратегема. Конечно, это относится больше к военному делу, но тем не менее…
Бог нас не спасает без нас в нашей внутренней аскетике – если мы сами о своём спасении души не думаем. То же верно и для исторических субъектов истории. Для того, чтобы ты был достоин Божьего благословения, ты должен сделать всё, чтобы у тебя были лучшие батальоны, лучшие пушки и лучшее космическое оружие. Если ты этого не сделал – хана! В этом и смысл знаменитого изречения Афанасия Великого: "Бог нас без нас не спасает" – в историческом военно-политическом смысле.

Предыдущие беседы из цикла:

 



Иллюстрация:  Молебен перед боем. Дмитрий Слепушкин