Кто автор Звенигородского чина? Возможно, русская история богаче гениями, чем принято думать
Результаты технико-технологических исследований икон Звенигородского чина, которые традиционно приписывали преподобному Андрею Рублеву, показали, что, скорее всего, автор (или авторы) поясных икон Христа Вседержителя, архангела Михаила и апостола Павла – и автор «Троицы» - разные люди.
Завязка сюжета
Исследования проводились в 2015-2016 годах совместной рабочей группой сотрудников Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации.
Звенигородский чин был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. Иконы среди дров в сарае обнаружил реставратор Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Григорий Чириков... Но есть и вторая версия его обретения, ее выдвинула искусствовед Ольга Подобедова на конференции, посвященной Тысячелетию Крещения Руси. По этой версии, иконы передал реставраторам священник Димитрий Крылов, на свой страх и риск, не имея благословения благочинного и архиерея.
Так что единственно достоверная информация здесь: иконы – часть сохранившегося деисуса, так что изначально их было семь или девять – нашли в 1918 г. в рамках работы Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи.
Звенигородский чин
Атрибутировал иконы Звенигородского чина как принадлежащие кисти Рублева художник и реставратор Игорь Грабарь, руководитель Центральных реставрационных мастерских: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористических задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя…»
Вслед за ним этой концепции стали поддерживать исследователи советских времен, в основном, придерживаясь доказательного принципа – раз это написано столь гениально, значит – автор Рублев.
Как исследовали «Троицу»
Третьяковская галерея давно занимается исследованием икон, которые с связывают с именем преподобного Андрея Рублева. Еще в 1960-е годы икону «Святая Троица» – одно из немногих произведений, которое достоверно связанно с именем великого мастера – ученые обследовали с помощью электронно-оптического оборудования, после чего с фотографировали в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.
Троица св. Андрея Рублева
Вновь к исследованиям этой иконы вернулись в 2005 году и проводили их с некоторыми перерывами по 2014 год – уже с помощью более современного технического оборудования. Была сделана детальная фотосъемка всей поверхности иконы, макрофотографирование, осмотр через бинокулярный микроскоп и микрофотографирование наиболее важных участков. Также было сделано рентгенографирование всей поверхности иконы и изучена картина люминесценции красочных и покрывных слове в ультрафиолетовом свете. Тщательно исследовали в инфракрасном излучении скрытый под красочными слоями подготовительный авторский рисунок – в котором особенно проявляется индивидуальность художника, ведь он, рисуя, может быть абсолютно свободен, искать форму…. Элементный состав пигментов красочных слоев определялся с помощью рентгенофлуоресцентного анализа.
Все эти комплексные методы исследования сегодня признаны во всем мире и применяются учеными Третьяковской галереи для изучения других произведений древнерусского искусства.
Как исследовали иконы «Звенигородского чина»
Все перечисленные методы были применены и при исследование икон «Звенигородского чина», кроме тогда здесь был проведен химический анализ отдельных пигментов.
Тщательные технико-технологические исследования икон Звенигородского чина позволило специалистам составить детальное описание всех художественных приемов, которые применял художник (художники) в процессе работа – от подготовительных рисунков до завершающих описей. Ученые с осторожностью предполагают, что мастеров, возможно, было два – есть небольшие расхождения в особенностях подготовительного рисунка и системы наложения красочных слоев в иконе Спаса и – в двух других иконах.
Икона Спаса из Звенигородского чина, фрагмент
Найти разницу
Результаты, полученные во время исследований иконы Звенигородского чина сравнивались с результатами исследований «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева. И сравнение это показало, что различия между приемами автора (авторов) Звенигородского чина и автора «Троицы» – значительны и их не объяснить лишь эволюцией художника, учитывая даже, что между написанием работ прошло более двадцати лет. Звенигородский чин датируется 1400 годом, а «Троица» – 1425-1427 годами.
Например, линии подготовительного рисунка на иконах Звенигородского чина – тонкие, ровные, видно, что художник ведет линию, долго не отрывая кисти. В иконе «Святая Троица» видно, как мастер ищет форму, поэтому линия – короткими широкими штрихами с подтеками на конце. Это один из огромного множеств примеров, который показывает разницу в самом подходе к созданию художественного произведения.
Фрагменты икон архангела Михаила и апостола Павла из Звенигородского чина
Радоваться!
О результатах исследований, хотя сомнений они у них и не вызывают, ученые говорят с осторожностью. В научной работе излишний ажиотаж может лишь помешать.
Ну а мы, все остальные? Нам стоит порадоваться, ведь, если мнение ученых верно, то мы получаем там, на рубеже XIV-XV веков еще одного или даже двух великих иконописцев.
Мария Лапшина