История религий: Ламаизм – религия Тибета. Синтоизм – религия Японии.
29 декабря 2014 года Алексеем Волковым была прочитана очередная лекция по Истории религий на тему: «Ламаизм – религия Тибета. Синтоизм – религия Японии».
Совокупность религиозных верований Тибета принято именовать словом «ламаизм», от слова «лама», которое обозначает буддистского монаха. Буддизм на Тибет проник довольно поздно. Не ранее V века по Р.Хр. Поэтому, если бы Христос, как уверяют современные оккультисты, побывал на Тибете, максимум что он встретил бы так это самый примитивный шаманизм религии «бон», а не высокую метафизику Гаутамы. На Тибете буддизм распространился благодаря стараниям Падмасамбхавы, знатока тантрического буддизма. Несмотря на реформы Цзонхавы – тибетского аналога кардинала Ришелье – искоренить тантризм на Тибете полностью не удалось.
Однако благодаря этим реформам значительно возрос нравственный облик тибетских монахов – лам. Это привело к возвышению авторитета лам и особенно авторитета высших лам – Далай-ламы и Панчен-ламы. Что в свою очередь позволило Цзонхаве создать на Тибете нечто вроде ламаистской церкви – гелугпы. После завоевания Тибета монголо-татарами он был присоединен к Китаю, но до начала XX века сохранял свою политическую и религиозную автономию. Однако во время правления Мао Цзэдуна на ламаизм начались кровавые гонения. И последний Далай-лама вынужден был бежать с горсткой своих последователей в соседнюю Индию, где и живет до сих пор в качестве политического эмигранта. Далай-лама XIV был удостоен нобелевской премии мира за свою политическую программу «Зона ахимсы», то есть «зона абсолютного ненасилия», которая должна от Тибета распространиться постепенно на весь мир. Увы, это лишь прекрасная мечта, которой не скоро суждено воплотиться в жизнь, так как Тибет до сих пор в руках Китая, а тибетский ламаизм подвергается жесткому давлению со стороны китайских властей.
Совокупность традиционных верований Японии принято именовать словом «синтоизм», от слова «син-то» (путь богов). Несмотря на то, что древние японцы были, по-видимому, переселенцами из Китая, культура Японии имеет не так много общего с культурой Китая, как это может показаться. Если Китай гордится «превосходством своей культуры» и закрыт для культурного влияния «извне», то Япония наоборот чрезвычайно открытая страна для восприятия достижений культуры иных народов.Если Китай – это «ад» для миссионера, то Япония – «рай» для миссионера. Христианство, в том числе и Православие, это третья религия после синтоизма и буддизма, проникшего в Японию в форме «чань» (или на японский манер «дзен»). Синтоизм в древности представлял из себя самый примитивный шаманизм с элементами магии, с использованием фетишей, табу и прочего «джентльменского набора» примитивных культов. Однако влияние буддизма облагородило синтоизм, превратив его во вполне респектабельную религию со своими жрецами, храмами и священными текстами (Кодзики, Фудоки и Нихонги).
Главным божеством огромного пантеона синтоизма является богиня Аматерасу, олицерворение Солнца. Именно ее изображение красуется на японском флаге. В средние века дзен-буддизм доминировал в Японии, так как был распространен среди японской знати и сословия воинов – самураев. Среди крестьян и ремесленников был распространен тантический буддизм. Именно в тантрических сектах появилось такое явление как «ниндзюцу» (искусство скрытности).
Деятельность «ниндзя» опоэтизирована кинематографом, но на самом деле «ниндзя» были лишь корпорациями профессиональных убийц (таких как тхаги в Индии, ассасины в исламе, сикарии в иудаизме), исповедующих тантический буддизм. В конце XIX века начинаются тенденции по очищению синтоизма от влияний буддизма. Синтоизм, как исконная национальная религиозная традиция, способствует формированию националистических (а, вернее, нацистских) настроений в японском обществе, его милитаризации и агрессивной политики в отношении соседних государств. Лишь страшное поражение во Второй Мировой войне «охладило милитаристский пыл» японцев. Но это же привело и к кризису синтоизма, который ныне большинством японцев понимается не более как национальный фольклор. На данный момент Япония является самой безрелигиозной страной в мире.
Темой следующей лекции, которая состоится 13 января, будет: «Философское осмысление монотеизма. Рациональные доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки».