Вы здесь

Истории религий: «Современный (раввинистический) иудаизм»

Очередная лекция по Истории религий была прочитана 9 марта 2015 года Алексеем Волковым на тему: «Современный (раввинистический) иудаизм». Исторический период, рассмотренный на лекции, охватывает два последних тысячелетия истории Израильского народа и его религиозных верований, неотделимых друг от друга.
 
   После разрушения Иерусалимского Храма в 70 году по Р.Хр. и полного изгнания евреев из Иудеи в 30-е годы II века лицо и суть Израильской религии сильно изменились. Теперь сердцем Израиля является не жертвоприношения в Храме, а Тора и ее толкования. Место священника занимает раввин (учитель), место Храма – синагога.
   Тора обрастает различными толкованиями, которые примерно в 200 году по Р.Хр. записываются в двух редакциях – Вавилонской и Палестинской. Так появляется корпус сочинений под названием «Мишна». Но на этом литературная активность еврейских раввинов не заканчивается. В III – IV веках по Р.Хр. там, где когда-то звучала дивная проповедь Иисуса Христа, в Галилее, создается книга, по духу противоположная нагорной проповеди, – Гемара. В совокупности с книгами Танах (Ветхий Завет) эти книги составляют гигантскую книгу под названием Талмуд. Талмуд – это ужасная книга! Если извлечь из нее незначительные части, то все остальное представляет собой эдакую «гигантскую инструкцию», где подробнейшим образом расписано все, что касается быта ортодоксального еврея. То есть Талмуд – это доведенное до абсурда законничество Ветхого Завета.
   В VII веке по Р.Хр. в еврейской среде появляется так называемый «Масоретский текст» Библии Ветхого Завета на еврейском языке. Греческий перевод Ветхого Завета – Септуагинта – содержал в себе много мест, подтверждающих истинность христианства. Поэтому масореты основательно отредактировали еврейский текст, снабдив его огласовками, не позволяющими интерпретировать в христианском смысле.
   С VI по XIII век пишутся тексты, составившие учение Каббалы – мистического направления иудаизма. Каббала поначалу была исключительно эзотерическим учением, но после изгнания евреев из Испании в 1492 году она получает весьма широкое распространение в обществе.
 

   В частности, учение Каббалы оказало существенное влияние на формирование такого направления в иудаизме как «хасидизм». Это направление появилось в ХVIII веке в Речи Посполитой благодаря деятельности Израэля бен Елиезера, более известного под именем Бешт. Хасиды в своей религиозной жизни делали акцент не на скрупулезное исполнение Торы (Закона), а на личное переживание единства с Богом – двекут. Поначалу ортодоксальные иудеи относились к хасидам враждебно, но, поскольку хасиды все же соблюдали Закон, признали их.
 

   После раздела Польши в ХVIII веке ее большие территории вошли в состав Российской Империи вместе с населявшими ее евреями. Евреям в Империи пришлось несладко. Знаменитые «еврейские погромы» XIX – XX веков побудили евреев массово эмигрировать из России. Те же, которые остались, включились в революционную борьбу, в результате которой Империя рухнула.
   Но и в Советской России им пришлось несладко. Однако именно благодаря Советскому Союзу и Организации Объединенных Наций в 1948 году евреям удалось основать независимое национальное государство Израиль. Соседние арабские государства отнеслись к этому враждебно. Разразилась война, которая с разной степенью интенсивности продолжается до сих пор.
   Следующая лекция планируется на 16 марта. Ее тема: «Жизнь Иисуса Христа».