Истоки древних иноческих традиций Северной Фиваиды – преподобный Сергий Радонежский – вдохновитель и основоположник
18 сентября в гостиной нашего храма состоялась тематическая встреча на тему: Истоки древних иноческих традиций Северной Фиваиды – преподобный Сергий Радонежский – вдохновитель и основоположник. Ведущий встречи, которым стал всеми любимый Алексей Алипичев, приготовил для нашего сайта великолепную статью (ниже), не менее интересную, чем его потрясающие лекции.
ИСТОКИ ДРЕВНИХ ИНОЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ВДОХНОВИТЕЛЬ И ОСНОВОПОЛОЖНИК
Сергий Радонежский (имя в крещении - Варфоломей; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392). Дни памяти (ст.ст.): 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).
Наиболее известный источник сведений о нём - легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным
Рождение и детство
В результате исследователи сталкиваются с нелегкой проблемой интерпретации этих данных, и дата рождения преподобного, в отличие от места его рождения, вызывает значительные разногласия. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет (1315, 1318, 1322). Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Признаваемая сегодня официально дата рождения - 3.05.1314 г., а крещения -11.06 – день память св. Варфоломея.
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни. Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.
Еще в чреве матери он троекратным возглашением из чрева своей матери прославил Пресвятую Троицу во время Литургии. Мать в оставшееся время беременности не употребляла мяса, молока, рыбы и вина, только – хлеб, семена воду. Родившийся младенец отказывался сосать материнскую грудь, если та накануне ела мясо, а в среду и пятницу вовсе оставался без пищи.
Ростов в то время был центром грамотности и просвещения, там были многие библиотеки и школы, чувствовалось влияние Византии. Мирная жизнь и культурное преуспеяние Ростова были куплены ценой политического унижения: город «открыл монголам ворота» , т.е. был спасен от разорения за счет сугубого демонстративного союза с Ордой. Ростовские князья участвовали в ордынских походах, наносили частые визиты в Орду и везли подарки, чтобы обеспечить благополучие своих земель. Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато, безо всякой роскоши. Возможно, отец готовил юношей в воины. Они были сильны и выносливы.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась.
Возможно, у отрока Варфоломея была хорошо изученная сегодня болезнь – дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению, связанное с наследственными нейробиологическими особенностями человека. Сейчас всех учат читать с детства, явление хорошо изучение и поддается коррекции методами логопедии, основанными на развитии образного мышления, преобладающего у лиц с этим диагнозом. Раньше далеко не все владели грамотой, не было и возможности изучить это явление. Возможно, дислексией страдали Ганс Христиан Андерсон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн. Советские же исследователи даже связывали такую особенность с особым постничеством отрока.
Он просит помощи от Бога. Чудесным явлением даруется ему разумение писаний. Будучи посланным отцом на поиски пропавших лошадей, он встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Варфоломей сквозь слезы рассказал тому об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
« - Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей».
Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо. А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Тот сказал: «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь. … и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».
Таким образом, мы видим, что по замыслу Божию, отрок Варфоломей должен был получить книжную премудрость от самого Учителя Небесного.
Около 1328 (1330) года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Причины переезда– частый неурожай, татарские набеги, тяжелая дань, выходы в боевые походы, война московского и тверского княжеств. Московские княжеские наместники путем предоставления различных льгот привлекали переселенцев в малонаселенную Московию.
Варфоломей с детских лет стремился к монашеству, но его желанию препятствовала просьба родителей не оставлять их в старости. Братья уже успели жениться, непонятно почему, но в них родители опору не видели. Стефан скоро овдовел, при этом оставшись с двумя детьми на руках, принял постриг в Хотьковском монастыре (оставив и своих родителей, и детей одних). Характер его был импульсивным, порывистым, при этом, очевидно, он был искренне и глубоко верующим.
Предчувствуя свою скорую кончину, родители удалились в Хотьково-Покровский монастырь, где приняли монашеский постриг.
Начало монашеской жизни
После смерти родителей Варфоломей передал младшему брату наследство и сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан.
Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Случилось это в 1337 г. Это был смелый жест, мало кто решался тогда в столь юном возрасте на такие подвиги. Возможно, вся предыдущая жизнь преподобного Сергия была подготовкой к этому шагу. Братья построили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный Троицкий храм. Посвящение первого храма Пресвятой Троице связано, возможно, с семейным преданием, о том, что Варфоломею еще до рождения было предсказано стать учеником Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан уехал в московский Богоявленский монастырь (один из четырёх древнейших; основан московским князем Даниилом), где позднее стал игуменом.
Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года. Далее молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов. Первоначальное отшельничество в одиночестве вошло постепенно в обычай в многих основоположников тех или иных монастырей. Сергий жил пустынником в безмолвии один и выносит все трудности и вражеские страхования, связанные с этим подвигом. Он был упорен, терпелив, и «боголюбив» (Б.Зайцев). Однажды Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Медведь съел, а потом стал навещать его, сделавшись словно ручным.
Образование Троицкого монастыря
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот года через два или три к нему стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Так образовалась обитель, которая в 1342 оформилась как Троице-Сергиев монастырь, и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Число первых насельников было 12, не считая самого Преподобного.
Жили насельники тихо и сурово. Монастырь был строг и беден. Каждый должен был добывать себе пропитание собственными силами, т.е. поначалу монастырь был особножительного (скитского) типа.
Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Физически был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах. Своего священника поначалу не было, был приходящий батюшка из соседнего села. Но преп. Сергий приучал братию 7 раз в день собираться в храме на молитву
Обитель терпела во всем лишение: не было припасов для питания братии. «Иногда не было вина, чтобы совершить литургию, не было ладану, чем бы покадить, часто не было воску, из чего бы сделать свечу, и они, за неимением свеч, совершали по ночам утреню при свете березовой, или сосновой лучины». Литургию иногда откладывали. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли. В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали. «Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы». Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привезли несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Хлебы оказались теплы и мягки, точно только что из печки.
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался, считая желание игуменства началом и корнем властолюбия.
Но братия настаивала, и он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти. Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю на время отъезда в Константинополь, епископу Волынскому Афанасию, в Переславль-Залесский за уставом и игуменом, а вовсе не за тем, чтобы самому быть поставленным во игумены. Сергий возвратился игуменом.
Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько. Даже внешностью он мало походил на настоятеля уже известного повсюду монастыря. Один крестьянин, желающий видеть прославленного игумена, был в недоумении от его «худости порт». Он желал видеть пророка, а ему показали сироту. Он впоследствии так был потрясен, что стал монахом.
Количество желающих поступить в монастырь росло. Но преподобный Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего. Он был духовным отцом всех подчиненных ему иноков, а также принимал откровение помыслов.
К периоду 1364—1376 гг. исследователи относят введение в монастыре общежития. Эта реформа связывается с посланием Вселенского Патриарха Филофея, который , отмечая особые заслуги прп. Сергия, прислал игумену в дар крест, параман и схиму. Общежительный устав был введен для того, чтобы нищие монахи не ходили побираться по селам. Преподобный хотел строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все были равны и бедны одинаково. Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность была воспрещена.
Новые общежительные правила сводили на нет все сословные различия, делали равными боярина и слугу. Стефан, вернувшись однажды из Москвы, где у него не сложилась духовная карьера, заявил о своем первенстве, считал себя вправе называться основателем ставшего тогда уже известным монастыря, слава которого дошла уже и до Константинополя.
Прп. Сергий не захотел вступать в конфликт, он встал и ушел, прямо из храма, даже не заходя в келию. Сначала достиг Махрищенского монастыря, постом поставил себе келию на реке Киржач и основал там Благовещенский монастырь, готовясь начать все сначала. Далее его дело продолжил его ученик прп. Роман, а Сергий вернулся по личной просьбе святителя Алексия. Самих братьев-насельников он вначале не слушал.
Уход преп. Сергия на Киржач был по сути актом милосердия по отношению к брату. Чтобы увидеть за мелочной вздорностью следы внутренней скорби, надо очень любить человека. Дальнейшая судьба Стефана неясна, его нет в списке погребенных в Троице-Сергиевой Лавре.
Общественное служение Сергия Радонежского
Идея русского единства лежала не на поверхности, в т.ч. и для самих князей. Не все понимали на необоснованные согласно обычаям того времени претензии Москвы на территории, никакого к ней отношения не имеющие. Требовалась прозорливость святого, чтобы за княжескими привычными междоусобицами увидеть блага для всей страны.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.
На Куликово Поле Дмитрий Донской вышел 30-летним. До 1378 он был под влиянием митрополита Алексия, что было гарантией взвешенной политике в отношении Церкви и твердости в стремлении сбросить иго. Преп.Сергий пришел на смену Святителю Алексию, помогая князю Дмитрию в правильной оценке событий.
В грозный, решительный час накануне свержения татаро-монгольского ига значение преп. Сергия, как старца и печальника всея земли Русской, открывается во всем своем духовном величии. Значение Куликовской битвы, этого великого события, проф. Ключевский определяет следующим образом: «народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми… и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преп. Сергий». Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преп. Сергия Дмитрием Донским перед его выступлением в поход против татар. Беседуя с великим князем, святой старец осенил князя крестным знамением и вдохновенно произнес: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, сказал тихо одному князю: «Победиши враги твоя».
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь.
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях.
Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.
Приблизившись к Дону, Дмитрий Донской колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия с «борзоходцем» ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Переход через Дон являл собой событие и тактическое (разделить татар и подступавших литовцев), и политическое (до этого войско находилось на территории Рязанского княжества и вызов Мамаю еще не был брошен, сохранялась надежда на компромисс или капитуляцию без кровопролития). Переправа бросала фактический вызов. И помогло Дмитрию принять решение присланное с «борзоходцем» письмо преподобного Сергия, благословлявшего переходить реку.
8-е сентября 1380 года. По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические».
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
После Куликовской битвы Дмитрий Донской снискал всеобщую славу, а Москва получила права на центр собирания русских земель. ДД учредил единодержавие – наследовал старший сын великого князя. Дмитрий пригласил преп. Сергия в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Сергий играл роль арбитра – тихо и смиренно достигал того, что другие не могли достичь силой. Когда Нижний Новгород остался без правителя, Дмитрий Донской хотел отдать город своему союзнику – Дмитрию Суздальскому. В то же время хан Тохтамыш обещал город городецкому князю Борису. Сергий пытался урезонить Бориса, но тот никак не уступал. Тогда Сергий силой своего авторитета закрыл двери на всех новгородских церквях. Народ продемонстрировал свой гнев, и Борис вынужден был уступить. После этого Борис перебрался в Городец, Дмитрий – в Нижний, а Москва добилась признания от русских князей ее претензий на наследственное великое княжение.
Преп. Сергий был старцем не только для подчиненных ему иноков и мирян. Но происходит и нечто более удивительное: к нему притекают за словом назидания уже умудренные долголетним опытом созерцательные подвижники, как Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Дмитрий Прилуцкий’, Стефан Махрищеский и др. (Они именуются «Сергиевыми собеседниками»).
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
В целом, около 100 преподобных отцов были выходцами из монастыря преп. Сергия. Почти ВСЕ русские святые 14-15 вв. были учениками или «собеседниками» ПС, испытали его духовное влияние, поэтому мы и называем преп.Сергия Игуменом Земли Русской.
Много лет прожил преп. Сергий в согласии и дружбе со святителем Алексием. Но Сергий был пустынник и «молитвенник», любитель леса, тишины, ему далеки были все столичные дела и слава. Митрополит Алексий часто приезжал к Сергию, поговорить и отдохнуть от борьбы, волнений и политики. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Чудеса и видения
В мистическом познании преп. Сергием Божиих тайн можно видеть плодотворный опыт освоения русской религиозно-философской мыслью древних традиций Византийской Церкви.
Как свидетельствует Житие Сергия Радонежского, богоявления троицкому игумену совершались неоднократно. Чаще всего — во время молитвы. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, Которая в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала Свое покровительство устроенной им обители. Причем, важно, что Сергий, после молитвы, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущем явлении Пречистой Богородицы: «Чадо! Будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей час», — сказал преподобный Сергий. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры. Сам факт видения преподобному Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Это было в 1388 г., за 4 года до его кончины.
Известно чудесное видение преп. Сергия, когда темнота ночи вдруг озарилась ярким светом, и преподобный, выйдя в сени, увидел бесконечную стаю пролетающих птиц, и был ему голос: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти».
В его житии также находим пример явления того Божественного света, который Григорий Палама именует «Божественными энергиями», «лучами Божества». Исаакий-молчальник, пораженный ужасом, увидел, что преподобному сослужит дивной красоты блистающий юноша, и нисходит огонь на Святую Чашу, разливаясь по всему престолу и окружающий со всех сторон священнодействующего Сергия.
По свидетельству другого инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и «божественный огонь», «ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий». А затем, когда Сергий хотел причаститься, «божественный огонь свернулся, как некая плащаница и вошел в Святой Потир (сосуд для причащения); так святой и причастился». О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, — исцеления больных, изгнания бесов, и даже воскресение из мертвых.
Старость и кончина преподобного Сергия
25 сентября 1392 Сергий скончался, он настаивал на погребении на братском кладбище, но вопреки его воле был погребен в Троицком соборе. А через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. Продолжил его дело ученик Преподобного св. Никон Радонежский.
Преп. Никон еще в юношеском возрасте явился к преп. Сергию, но за «святое послушание» был им направлен к игумену Афанасию Высоцкому. Преп. Сергий готовил в лице Никона себе преемника. С этой целью он намеренно отдаляет самого лучшего своего ученика, дабы тот, будучи на «чужбине», и, томясь в разлуке со своим возлюбленным старцем, научился лучше понимать и ценить «объятия Отча». Только через несколько лет, уже в сане иерея, вернулся Никон в Троицкий монастырь. Но зато преп. Сергий теперь его всячески утешает и приближает его больше всех, поселив его в своей келлии. Преп. Сергий еще при жизни делает Никона келарем и своим преемником. После преставления преподобного, Никон становится игуменом братии. К нему, как к врачу духовному, стекались люди (старчество). Но преп. Никон прерывает свое игуменство шестилетним затвором. Перед нашествием Эдигея, он был предварен явлением святителей Петра и Алексия и преп. Сергия. Благодаря этому они успели вывезти церковную утварь и книги. Монастырь был сожжен дотла. Преп. Никон его возобновил и построил каменный собор, куда перенес мощи преп. Сергия. При преп. Никоне Троицкий монастырь обогатился святоотеческой литературой аскетического характера.
Канонизация
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено.
Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.
С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
Начало «государеву богомолью» положил князь Василий II после получения в Орде ярлыка на великое княжение в 1432 г. Молилась Софья Палеолог (супруга Ивана III) – было видение светлого старца, что бросил ей на руки младенца. Через год в 1479 г. там крестили ее сына Василия III. А в 1530 г. крестили уже его сына (Ивана IV), о котором также молился теперь уже сам Василий III.
Правила «высокого жития».
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».
Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию.
Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили «чистоту души», как необходимое условие «высокого жития». В этом смысле, Сергий Радонежский следовал древней монашеско-аскетической традиции общежития - Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих.
Однако по его мнению, достижение душевной чистоты не было связано с практикой «истязания плоти». Житие сообщает, что еще в то время, когда иноки жили «особно», Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: «голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный». При этом Житие подчеркивает особое значение идеи страха Божия, которым преподобный оградился от грехов. Однако сам страх Божий — это лишь начало подвига, начало всякой добродетели.
Житие сообщает, что «бесовских искушений» Сергий избегал не практикой «истязания плоти», но лишь строгим постом. Самое же главное средство в борьбе с искушениямb — нравственный подвиг, та самая «чистота души», когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними «стрелами чистоты» способен преодолеть все соблазны.
Следовательно, в Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство «осветления души», ибо страдание должно именно осветлять душу, а не «истязать» тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического «истязания плоти».
Немаловажным условием «высокого жития» были идеи смирения и любви. Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».
Необходимой составляющей «высокого жития» являлась идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. Человек, под действием благодати Святого Духа, способен познать Божию истину и вступить на путь спасения. Овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.
«Внутренняя свобода» — это высшая степень свободы потому, что человек в своих помыслах и поступках максимально приближается к Божественному образу. Если в сердце человека живет Божия Благодать, то ничто не может помешать ему быть свободным, ибо под воздействием этой Благодати человек совершает именно те поступки, которые внушены ему Самим Господом. Примерами «внутренней свободы» преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.
Еще одно из условий «высокого жития» — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.
Судьба мощей преподобного Сергия в XX веке
В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен . В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Заключение
Похвальное слово Епифания Премудрого выявляет характерные свойства старца в преп. Сергии: «Истинный руководитель, неложный учитель, добрый пастырь, непрелестный наставник, духовный правитель, добрый наказатель, истинный кормчий...» для иноческого чина, — как бы лествицей, возводящей на высоту небесную.
Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным — всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем.
Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.
Подготовили: Алипичев Алексей, стареев Михаил.