Храм в Лидде: почему его восстановление Русская Церковь отмечает как отдельный праздник?
В 1871 году Иерусалимский Патриарх Кирилл II обратился к российским кавалерам ордена Святого Георгия с просьбой помочь восстановить Георгиевскую церковь. Российское правительство выделило деньги, и 3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1872 года новый храм был освящен. А у Русской Православной Церкви появился еще один праздник. Но ведь за тысячи лет множество православных церквей разрушалось и отстраивалось заново. Почему же память о восстановлении именно этого храма навсегда осталась в нашем церковном календаре?
«Некий человек высокого звания»
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде (город Лод неподалеку от Тель-Авива, рядом с аэропортом имени Бен-Гуриона. — Прим. ред.). Когда ему было 20 лет, его мать скончалась, оставив сыну богатое наследство. При императоре Диоклетиане Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, поступил на военную службу и сделал блестящую карьеру.
Когда под конец своего правления, в 303 году, император начал гонения на христиан, Георгий был в Никомидии (город Измит в Турции. — Прим. ред.). К этому времени относится свидетельство, которое приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский:
«Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Исследователи полагают, что речь идет именно о святом Георгии.
Согласно житию, его арестовали и после восьмидневных тяжких мучений обезглавили. Останки его слуга захоронил в Рамалле.
Христианский святой, покоривший мусульман
Почитать святого Георгия начали уже вскоре после его мученической кончины. В Римской империи начиная с IV века стали появляться посвященные ему церкви — сначала в Сирии и Палестине, затем на всем Востоке, а не позднее V века — и на Западе.
В начале VIII века житие великомученика Георгия перевели на арабский язык, и под влиянием арабов-христиан почитание святого проникло в среду арабов-мусульман. В апокрифическом арабском тексте жития, входящем в «Историю пророков и царей» (памятник арабской исторической литературы начала X века. — Прим. ред.), Георгия называют «учеником одного из апостолов пророка Исы», которого «язычник царь Мосула» подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.
А на Руси в 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри во имя святого Георгия и повелел праздновать день его памяти. А со времен Дмитрия Донского его стали считать покровителем Москвы.
Храм, всегда восстающий из руин
Гробница, в которой когда-то был похоронен святой Георгий, сохранилась в крипте (подземное помещение под алтарной частью. — Прим. ред.) посвященного ему храма в Лидде. Первую церковь на этом месте возвели в V–VI веках, возможно на фундаменте более раннего храма. Сюда из Рамаллы были перенесены мощи великомученика Георгия, и в месяцеслове Сирийской Церкви день этот — 3 ноября (16 ноября по новому стилю) — отмечен как праздничный.
Руины храма Св. Георгия и выстроенная рядом мечеть. Рисунок из описания путешествия в Иерусалим Конрада фон Грюненберга (1487)
Однако, несмотря на почитание святого Георгия мусульманами, в 1010 году Георгиевскую церковь по приказу халифа аль-Хакима разрушили. Но вскоре восстановили.
В 1071 году город захватили турки-сельджуки, но в 90-х годах XI века храм еще стоял и мощи святого Георгия по-прежнему хранились под его главным алтарем. Разрушили его только перед взятием Лидды крестоносцами. Но те в XII веке сами заново его отстроили.
А в 1191 году церковь велел снести захвативший город Салах-ад-Дин. Впрочем, выполнить его волю не удалось — храм лишь сильно повредили. На этот раз восстановил его Ричард I Львиное Сердце.
Очередное гонение на христиан вспыхнуло уже в 1442 году, при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, и Георгиевская церковь была-таки разрушена, но уцелели крипта и алтарная часть, и в 1517 году в ней опять возобновили православные богослужения, которые продолжались до 1837 года, когда во время землетрясения обрушились свод храма и северная апсида (алтарная часть. — Прим. ред.).
Русская Палестина
После Крымской войны Палестину посетил первый паломник из царствовавшего дома Романовых, глава военно-морского ведомства великий князь Константин Николаевич. И сразу после этого началась покупка земли под будущий комплекс Русской духовной миссии. А для руководства строительством в Петербурге учредили Палестинский комитет.
И началась эпопея русского строительства в Палестине — без дорог и инфраструктуры, без подготовленной рабочей силы. Бóльшую часть стройматериалов пришлось ввозить из Европы: строительного леса в Палестине вообще нет, да и далеко не все виды местного камня пригодны для строительства. Главную рабочую силу — арабов-палестинцев из окрестных деревень — приходилось обучать новым, совершенно непривычным для них профессиям.
Расцвет Русской духовной миссии на Святой Земле пришелся на 1865–1894 годы, когда ею руководил архимандрит Антонин (Капустин). Это при нем была создана Русская Палестина — целая сеть храмов, монастырей, паломнических приютов. Тогда-то Иерусалимский Патриарх и попросил русских помочь восстановить Георгиевскую церковь. И помощь эту получил. Освятили новый храм в годовщину освящения самой первой церкви. И память об этом Русская Православная Церковь почитает по сей день, ведь это была важная веха усиления духовного присутствия России на Святой Земле.
А ковчег с частью мощей святого Георгия до сих пор хранится в этом храме, принадлежащем теперь Иерусалимской Православной Церкви.