Вы здесь

Годовщина интронизации Святейшего Патриарха

1 февраля 2018 года, в девятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. Святейший Владыка совершал богослужение в интронизационных облачениях (материал сайта Московской патриархии)

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

 


Я всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы, за то, что в день девятой годовщины моего Патриаршего служения вы вместе со мной молитесь в Храме Христа Спасителя, где и была совершена моя интронизация. Этот день для меня исполнен многих смыслов, и всякий раз, когда приближается годовщина, невольно задаешься вопросом, что же для меня означают минувшие годы. Никогда не могу сказать, что они означали для меня, но понимаю, что для Церкви, для народа, для страны эти годы были временем очень значительных перемен и, взирая на происходящее в Церкви, я вижу, что по милости Божией эти перемены — к лучшему. Наверное, не время и не место перечислять всё, что произошло, — каждый архиерей, каждый священник это знает. Но наша задача заключается в том, чтобы то, что произошло за эти годы, стало органической частью нашей повседневной жизни, вошло в плоть и кровь нашей Церкви, нашего верующего народа, потому что еще много задач предстоит нам всем вместе решать.
 


Моя интронизация состоялась в день памяти святого Марка Эфесского, защитника Православия. Я очень почитаю святителя Марка, который в тяжелейший момент истории Церкви и и истории Европы сумел едва ли не в одиночку противостоять очень опасному явлению, которое позже вошло в историю как Ферраро-Флорентийская уния. Святитель Марк был в меньшинстве, но он выступил против огромной ошибки, которую делали другие отцы, не сознававшие, какие последствия могут за этой ошибкой последовать. Он отстоял верность Православию и сохранил течение истории в том виде, в каком мы его знаем, по крайней мере, до XXI века.
 


Когда мы сегодня говорим о необходимости сохранять Православие, мы меньше всего думаем о догматах, на которые никто не покушается. Это не значит, что догматы потеряли силу — они живут в церковном строе, в благочестии, в проповеди, сохраняя на протяжении веков великое послание христианства, и остаются драгоценными для нас. Но не вокруг догматов сегодня развиваются сложные процессы.

Многие считают, что Православие — это устаревшая вера, никак не связанная с модернизацией или теми процессами, которые происходят в западном мире и перед которыми многие, в том числе россияне, порой абсолютно некритично преклоняют свою главу. Сегодня хранить православную веру, как ее хранил Марк Эфесский, означает не терять способность прилагать Божественные критерии к тому, что происходит в наше время. Почему многие западные христиане так подвержены влиянию внешних сил? Стоит парламенту принять закон о допустимости однополых союзов, как протестантские общины немедленно принимают это как часть своей внутренней жизни и начинают благословлять такие «браки». Почему так происходит? Потому что в этих общинах нет того, что есть в Православной Церкви. Священное Предание, которое содержит в себе всю полноту нашей веры, является одновременно великим критерием, позволяющим отличить истину от лжи, святость от греха. Сегодня хранение веры в духе святого Марка Эфесского означает способность для всех нас — для Патриарха, для епископата, для духовенства, для верующего народа — налагать критерий нашей веры на все, что приходит к нам извне. А что только ни приходит! Каждый день новости, связанные с развитием научно-технического прогресса, — с тем, чтобы человеку было легче что-то делать, чтобы ему нужно было меньше думать, чтобы нажатием кнопки перед ним открывался весь мир, чтобы он чувствовал свое всемогущество. Но пред лицом всех этих новаций, многие из которых несут в себе опасность не только для сохранения веры, но и для будущего рода человеческого, у Церкви должна оставаться способность давать мудрые и спасительные комментарии, в духе веры православной. Это и будет хранение православной веры, а лучше сказать, актуализация нашего Священного Предания по отношению к проблемам, задачам или, как теперь говорят, вызовам современности.

 


Правда, на этом пути возможны соблазны и ошибки. Иногда мне приходится знакомиться с высказываниями отдельных священников, которые претендуют на популярность, на влияние, но менее всего озабочены тем, чтобы их слово отражало Предание Церкви, его веру. Поэтому каждый священник, кто намерен комментировать некие события, особенно касающиеся жизни огромного количества людей, должен быть уверен в том, что его слова — это и есть слова Церкви. Но для этого не надо ничего говорить сгоряча, особенно в рамках теледебатов или иных публичных выступлений, когда нет и минуты подумать, когда задача заключается только в том, чтобы высказаться хлеще, чем противник. Мы знаем, чем заканчиваются такие теледебаты — уважаемые люди иногда начинают физически драться. В контексте таких дискуссий лучше промолчать, чем сказать то, что падет тенью на Церковь Божию.

Но вместе с тем мы не должны уклоняться от того, от чего не уклонился Марк Эфесский. Мы должны свидетельствовать об истине Православия, действительно актуализируя эту истину перед лицом вызовов современного мира. Я благодарю Бога за дух соборности, который сегодня присутствует в нашей Церкви, за прошедший Архиерейский Собор, на котором практически весь епископат нашей Церкви свободно обсуждал стоящие перед нами проблемы. Конечно, высказывались противоречивые суждения, но, по милости Божией, все было согласовано в мире, в любви, в единомыслии, без применения административных ресурсов. Внутреннее единство Церкви явило себя в решениях последнего Архиерейского Собора. И как важно, чтобы сегодня, отталкиваясь от этих решений, наш епископат и наше духовенство несли людям свидетельство о современной Русской Православной Церкви, о Церкви, открытой к людям, открытой к страданиям, открытой к несправедливости, готовой идти туда, где нужна помощь! Таков сегодня образ нашей Церкви. Когда мы с вами облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией. Это внешний связующий фактор, но по сути мы все люди сегодняшнего дня. И если это так, то все наше мироощущение, все наше целеполагание там, где и должна быть сегодня Церковь. Церковь должна быть там, где сегодня идет братоубийственный конфликт, где погибают наши прихожане, наши братья и сестры. Она должна помогать тем, кто попадает в плен, и я радуюсь, что и Блаженнейшему Онуфрию, Предстоятелю Украинской Церкви, и мне, недостойному, удается проходить часть своего пути, для того чтобы обмен пленными продолжался. Мы должны быть там, где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо. Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать.

 

 


Дай Бог, чтобы миссия Церкви — миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей, — развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.

Мои дорогие архипастыри, пастыри, миряне, я благодарю всех тех, кто сегодня с пониманием относится к служению Русской Православной Церкви, кто поддерживает ее. Особые слова благодарности — нашим мирянам, добровольцам, молодежи, а также духовенству, которое организует все эти процессы и лично принимает в них участие.

Конечно, особая роль по управлению Православной Церковью лежит на архипастырях. Прошу вас, мои дорогие братья, — даже тех, для кого это непросто в силу возраста, — осознать, что мы вошли в совершенно новый этап нашего исторического бытия, и на этом этапе должна по-новому осуществляться миссия святителя Марка Эфесского, защитившего Святое Православие. И да поможет нам во всем этом Господь!

Сердечно благодарю вас за ваши поздравления и за ваши молитвы».

 


Святейшего Владыку поздравил первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д. Жуков.

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные ордена. Наград были удостоены:

    во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн — ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
    во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
    во внимание к помощи Московской Патриархии и в связи с 50-летием со дня рождения В.В. Лукьяненко — ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

***

Служение Святейшего Патриарха Кирилла за период с 2009 г.*

Святейший Патриарх Кирилл за девять лет Патриаршего служения совершил около двух тысяч богослужений.

За этот период количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 в начале 2009 г. до 303 в начале 2018 г.

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, на 1 февраля 2018 г. — 378.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 176 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 18; в 2015 г. — 22; в 2016 г. — 13, в 2017 г. — 14, в 2018 г. — 1.

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

    60 митрополий Русской Православной Церкви;
    144 епархии;
    Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
    викариатства в Московской епархии (2011 г.);
    Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд (2016 г.);
    Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения (2016 г.).

Также за время Патриаршего служения образованы:

    Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.);
    органы церковной исполнительной власти: Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.); Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.); Синодальный информационный отдел (2009 г.); Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.); Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.); Патриарший совет по культуре (2010 г.); Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.); Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (2015 г.), образованный путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела;
    общецерковные коллегиальные органы: Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства (2013 г.), переименована из Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.); Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта (2015 г.);
    Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.);
    Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.);
    Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), переименован из Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.);
    Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (2016 г.), учрежден вместо упраздненной Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (2015 г.);
    Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения (2016 г.).

Святейший Патриарх Кирилл председательствовал и выступал с основным докладом на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г., 2016 г., 2017 г.) и Поместном Соборах (2009 г.).

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г., 2014 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Сербскую (2013 г., 2014 г.), Румынскую (2017 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.), Польскую (2012 г.).

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейший Патриарх посетил с официальным визитом страны: Азербайджан (2009 г., 2010  г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.), Болгарию (2012 г.), Бразилию (2016 г.), Великобританию (2016 г.), Грецию (2013 г.), Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Киргизию (2017г.), Китай (2013 г.), Кубу (2016 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестину (2012 г.), Парагвай (2016 г.), Польшу (2012 г.), Румынию (2017 г.), Сербию (2013 г., 2014 г.), Сирию (2011 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010  г. — 3 раза, 2011 г. — 2 раза, 2012 г., 2013 г.), Францию (2016 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий Русской Православной Церкви.

* Данные на 1 февраля 2018 г.