Беседа с иереем Максимом Плякиным об иерархии и роли женщины. Продолжение
Продолжение беседы молодежи с клириком Саратовской Епархии, иереем Максим Плякин, побывавшем в гостях у нашего храма 14-15 октября. об иерархии в Церкви и во взаимотношениях мужчины и женщины. Женщина - бизнесвумен, выполняющая неженскую работу и может все сама..
- Что делать мужчине с сегодняшней женской гиперактивностью, с ее желанием показать, что она все может, на все способна, все умеет. Ведь она недопонимает того, что просто подавляет мужчину, его мужскую инициативу. Я отдаю себе отчёт в том, что это тенденция сегодняшнего времени. Но все же. Какой совет дадите Вы в этом контексте? (Нервный смешок оператора диктофона)
- Если попытаться ограничиться каким-то общим советом, то единственное, что я могу сказать: помните о том, что Любовь - это дорога с двусторонним движением. Что бы ни было в отношениях двоих, даже если в личностных отношениях происходит перекос в ту или иную сторону (или женщина берет на себя несвойственные ей функции, или мужчина оказывается в несвойственной ему ситуации), то разрешить ситуацию они могут только в диалоге.
- Ради Бога, простите, вот Вы говорите: в диалоге. Но если двое не справляются с ситуацией, что им делать в этом случае?
- Ещё раз повторюсь. В первую очередь помнить о том, что Любовь - это дорога с двусторонним движением. Если они вдвоем не справляются, тогда, естественно, надо просить помощи. Но это возможно тогда, когда проблему в равной степени осознают оба, и они готовы эту помощь попросить и получить. Потому что, если один из супругов начнет навязывать свою точку зрения второй половине, то велика вероятность того, что дело закончится разводом, вне зависимости от того, права вторая половина или не права. Любовь - это доверие, это готовность принять второго человека.
Очень хороший образ был использован в фильме «Поп», когда священник - главный герой фильма, называет свою жену точильным камнем. Он, естественно, употребляет это в несколько ироническом смысле, но смысл понятен. Пока не будет найдена точка соприкосновения, пока двое не притрутся друг к другу, пока не будут сточены шероховатости между ними, говорить о полном взаимопонимании, конечно, очень трудно. А любовь и семья, как выражение этой любви, это школа. Школа для того, чтобы научиться слышать второго, научиться доверять ему. Ведь если в отношениях двоих нет доверия, нет готовности повернуться спиной, зная, что в эту спину ничего не ударит, то нужно начинать не с того, кто какие функции исполняет, а с того, кто кому доверяет. И тогда, даже если роль женщины в этой паре кому-то со стороны кажется несвойственной, ненормальной, это вопрос не для посторонних, он касается только этих двоих, и решение его зависит от того, как они видят друг друга.
И, конечно, идеальная ситуация, это когда и муж, и жена доверяют решениям своей половинки, не пытаясь их как-то перекроить. А вот, если начинаются проблемы, происходит пробуксовка с этим «точильным камнем», тогда, конечно, не зазорно и у духовника спросить совета. Возможно и у семейного психолога, потому что у духовника и психолога функции разные. В каких-то случаях нужен совет психолога, в каких-то случаях нам нужен духовник. И этого совершенно не нужно стесняться, потому что, как говорит нам Священное писание: «Господь творит врача и творит дело рук его», врачи в этом мире для того и установлены.
Ну, вот, собственно, основное я сказал. В первую очередь - доверие, а остальное приложится.
- Батюшка, спасибо вам огромное за развернутый ответ. Я хотел бы немножко конкретизировать. Вы сейчас сказали об отношениях между мужем и женой, то есть, об отношениях между женщиной и мужчиной в семье. А у меня был вопрос несколько шире, я говорил о том, что сейчас очень муссируется и пропагандируется тема женщины-лидера, такой businesswoman, женщины, которая все может сама, сама тянет семью, и, вот, она сама вся такая… А мужчина у нее - никто и ничто. Я хотел услышать ответ об отношениях не только внутри семьи, но и об отношениях женщины и мужчины в целом. Спасибо.
- Вы знаете, так или иначе, все равно придется переводить разговор об отношениях между мужчиной и женщиной в категорию семьи, потому что нынешняя тенденция - женщина берет на себя все функции сразу, - она далеко не в последнюю очередь обусловлена тем, что мужчины как раз эту функцию брать на себя не хотят. И тогда поневоле, так как кто-то всё-таки должен выполнять эту функцию, выполняют ее те, кто согласен. И мне кажется, что, если женщина-лидер занимается делами, то, само по себе, это нормально. Если у нее есть силы и возможности для этого, пусть она это делает. Но это не должно наносить ущерб всему остальному. Но, опять же, тут чрезвычайно трудно давать какие-то частные, индивидуальные советы.
В общем и целом, мы опять вернёмся к разговору о семье, потому что в Священном писании сформулирован принцип, что человеку не должно быть одному. Он никуда от этого не денется, рано или поздно этот вопрос встанет перед любым человеком. И хорошо бы его решать, когда человеку 20-25, а не 40-45 лет, когда вдруг человек, пройдя жизнь до половины, вдруг обнаруживает, что он один на белом свете. Карьера, бизнес, дела не должны быть препятствием к тому, чтобы человек нашел того, кто будет рядом с ним. А это опять нас выводит на разговор о семье, о взаимном доверии.
Не от хорошей жизни женщины берут на себя лидерские функции, функции бизнес-человека, а потому что, сплошь и рядом, оказывается, что больше это никому не нужно. И тогда, действительно, кто подобрал падающее знамя, тот его и несёт дальше. Если мужчина недоволен тем, что женщина, которая рядом с ним - лидер, то, прости, начинай с себя. Начинай с себя! Инфантилизм сегодня - это обратная сторона той же самой медали. То есть, пока человек, какого бы пола он ни был, не научится принимать собственные решения и нести ответственность за них, по-настоящему серьезного разговора не получится.
Я не призываю вернуться к временам формирования нашего канонического кодекса, когда брачный возраст был 15 лет. Это абсолютнейшая утопия. Но не лишне было бы помнить, что наши предки считали, что дети в этом возрасте вполне способны к самостоятельным взрослым решениям. Например, сегодня здесь завели разговор о девочке, а в ходе разговора выяснилось, что девочке 18 лет. И единственное, что можно с этим сделать, это приучать людей к самостоятельным решениям. Мальчик в 25 лет - это ещё мальчик, а девочка в 35 - все ещё девочка. Безотносительно к ее семейным, социальным функциям, она воспринимается как ребенок, но это уже не ребенок. И этот уже не ребенок должен что-то решать. Когда мужчина не хочет решать вопросы, то вместо него их решает кто-то другой. И, то же самое, когда женщина не хочет что-то решать, значит, вместо нее это решит кто-то другой. Но эти решения не должны быть в ущерб семейным отношениям. Опять вопрос о доверии.
- Отец Максим спасибо вам огромное, очень хорошие ответы, надеюсь, они нам всем помогут.
- Дай Бог!
Статью подготовили: Сергей Баклашов, Ольга Зинева, Анатолий Ильин, Вера Дмитриева, Божена Комарова