Житие св. прав. Домники (Ликвиненко) Алешковской, Таврической (1967)
Даты:
Блаженная Домника Алешковская (в миру Домна Ивановна Ликвиненко) родилась в 1881 году в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии. С младенческих лет воспитывалась в любви к Богу и молитве. Доподлинно не известна судьба ее семьи и отроческие годы, но как сама она рассказывала, после паломничества к святыням Киево-Печерской лавры, в возрасте 15 лет она решила посвятить свою жизнь Богу и жить при монастыре. В 1896 году Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенском женском Алешковском монастыре. Здесь она научилась грамоте и рукоделию. При школе была домовая церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая, где воспитанницы совершали молитвенное правило и посещали богослужения. С тех самых пор Домна горячо полюбила Николая Угодника – защитника сирот и обездоленных, и любовь эту пронесла через всю свою жизнь. По окончании обучения в школе, девочки должны были сделать жизненный выбор: идти в мир, или остаться в монастыре. Для Домны этот вопрос был давно решен, она осталась в обители. Послушницей, с именем Домника, она была принята в число сестер монастыря. Домника любила уединение, в тиши которого читала Псалтирь или акафист Святителю Николаю. Это было замечено игуменией монастыря и она благословила ей послушание пасти монастырских телят. Пребывая на природе, будучи окруженной бессловесными животными, она с радостью предавалась молитве. Очевидцы рассказывали, что часто видели Домнику читающую Псалтирь, а вокруг нее пасущихся телят, которые как-бы слушали ее. Животные любили Домнику. И когда она выгоняла их на пастбище, то не она, а они за ней ходили. Начиная с 1900 года, Алешковский монастырь переживал период своего расцвета. Был построен великолепный Успенский собор, обновлен Никольский храм, в новой трапезной устроена церковь в честь равноапостольной Нины. Монастырь оградили крепостным забором с башнями, построили новые корпуса, расширили школу, где уже учились 60 девочек-сирот. Все это свидетельствовало о росте духовной жизни: со всех сторон в монастырь стекались богомольцы. В обители просияла чудесами Феодоровская икона Божией Матери. Все это не могло не радовать души православных людей. Приближался трагический 1917 год. В это время сестры монастыря стали замечать странное поведение послушницы Домники. На пастбище она оставляла животных, а сама уходила на кукурузное поле и там с поднятыми руками со слезами молилась за обитель. Очень скоро монахини поняли, что так она предсказывала будущую печальную судьбу монастыря и его насельниц.
Началась революция, затем гражданская война. Осенью 1920 года в Алешках установилась советская власть. Монастырское хозяйство, земли и здания обители были национализированы. В монастыре устроили культсовхоз «Работница», а в 1921 году трудовую артель «Мелисса». 8 марта 1922 года из монастырских храмов изъяли церковные ценности, монахинь изгнали, а в обители устроили детскую колонию «Красные всходы». Многие монахини нашли прибежище при храмах города Херсона, но часть из них остались жить возле своей любимой обители, поселившись в Алешках. Послушница Домника нашла свой кров в Алешковской слободе, недалеко от монастыря у одной благочестивой старушки. Во время тяжких скорбей и лишений Всеблагий Господь посылает любящим Его милости и утешения через избранников Своих. Он посылает их в мир, подобно Святителю Николаю, нести помощь нуждающимся, утешать скорбящих, обличать беззакония. Скромная послушница Домника была призвана на это служение, получив от Бога дар прозорливости. Созерцая невидимое, как видимое, и грядущее, как настоящее, матушка многим помогала своим советом и благословением. Скрывая свой дар под видом юродства, она присказками, загадочными фразами или символами предсказывала грядущие события. Так, например, монахиням перед закрытием монастыря она раздавала кому камешек, кому лоскутки, а кому и свечные огарки. Лишь с течением времени, как рассказывали матушки, они поняли смысл этих «подарков». Живя в миру, они стали работать: кто-то на стройке подавал камень, кто-то портнихой шил одежду, а кто-то и при храме трудился алтарницей. В голод 1924 года матушка Домника переехала жить в Каховку и часто ходила на богомолье в Берислав. Однажды, на пути вдоль Днепра она предсказала своим спутницам о затоплении этих мест, впоследствии так и случилось, когда построили Каховскую ГЭС. Вернулась в Алешки матушка в 1928 году. Город переименовали в Цюрупинск, все храмы были закрыты. Недалеко от дома, где жила Домника, жили монахини Агафия и Дария. К ним она часто приходила, чтобы вместе помолиться и получить утешение от горечи напрасных обид, причиняемых уличными мальчишками. Местные жители относились к ней с уважением, ласково называя ее Домочкой или Домникией, и приносили ей продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, по несмышлености часто дразнили беззащитную «монашку» в черном, чем очень досаждали Домнике. Жительница Голой Пристани Надежда Саввична рассказывала, что после раскулачивания их семья жила очень бедно, отец работал в каменоломне, тяжко зарабатывая на хлеб. В голодовку 1933 года папа умер и они остались без копейки. Мама была в горе и отчаянии, она осталась с четырьмя детьми на руках, и не знала, как их теперь прокормить. В ту ночь она горько плакала и молилась Богу о помощи. На рассвете в дверь постучала незнакомка в черном (это была Домника, прежде они не знали и не видели друг друга), и говорит: «Сонька, одевайся, меня Господь к тебе прислал! Одевайся! Я буду покупать хлеб, а ты будешь резать на четыре части и продавать!» Так они и делали. Домника спасла их семью от голодной смерти. Жила недалеко бедная семья. Подошла к их двору Домника, бросила камышину во двор и говорит: «Стройтесь!» А за что строится – денег нет? И действительно, через некоторое время, с помощью Божией, дом был построен. Жительница Цюрупинска Анна Дмитриевна Беспалая рассказывает о матушке Домнике: «Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала». Началась Великая Отечественная война. Немцы сильно бомбили Цюрупинск, и обстреливали из артиллерии. Домника жила в этот период у рабы Божией Нины. Однажды она сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время падает снаряд, срезает дерево и взрывается рядом. С Домники взрывом сорвало платок и вырвало из рук книгу, а она сидит, целехонька, как ни в чем не бывало.
Пришлось Домнике во время войны увидеть смерть и горе людское. Предсказала она Наталье Акимовне Ищенко гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. С тех пор Домника жила у нее в доме до конца своих дней. Этот дом в Цюрупинске сохранился и поныне по улице Нижней, 180. К концу войны стали открывать храмы, в том числе и в Цюрупинске. Красивый Введенский собор был разрушен, поэтому храм устроили в простом доме. В Цюрупинске даже было учреждено благочиние. Много молящихся приходило на богослужения. Среди них была и матушка Домника. В храме служили два священника, на хоре пели монахини, они же убирали храм. К тому времени о Домнике знали многие, к ней приезжали не только из ближайших селений, но и из других городов: Запорожья, Херсона, Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном просили совета, молитв или благословения. Особую заботу Домника проявляла к людям церковным. Рассказывает певчая Введенского храма Анна: «В 1951 году, после голодовки, мы жили очень бедно. Тетя рассказывала: видит она в окно – к дому идет Домника, зашла и говорит: «Мария, я тебе целую горсть денег в колодец бросила». И с тех пор денег нам хватало, жить стали без долгов. Помогала нам матушка и по хозяйству. Как-то мы с тетей после службы собирались домой, а Домника говорит тете: «Мария, я возле твоего сарая поставила палку». Приближалась осень, а у нас не было ни дров, ни угля, и после слов Домники, на следующий день, нам привезли дров, шишек, и было нам уже чем топить печку». Многим кандидатам в священники Домника советом помогла найти матушек. Случай из своей жизни поведал протоиерей Петр Бабийчук. После окончания семинарии он устроился псаломщиком в один из херсонских храмов. Было это во времена хрущевских гонений. Уполномоченный по делам религий, узнав о молодом псаломщике, запретил ему работать в церкви и требовал идти на завод. По совету своего друга священника, Петр поехал к Домнике. Она ему сказала: «Едь в Берислав и Каховку». Он даже не знал, есть ли там храмы. Но Божиим Промыслом все уладилось и Петр стал псаломщиком в Бериславе. Вскоре он проведывал своего соученика по семинарии, который служил священником в Каховке, здесь он познакомился с девушкой, которая и стала его матушкой. Так исполнились два предсказания: и Берислав, и Каховка. После рукоположения отец Петр с матушкой поехали к Домнике поблагодарить ее. Матушка отца Петра была в положении. И когда они подошли к дому матушки Домники, она встретила их словами: «Вас трое пришло – с хлопцем» – это было еще одно пророчество, которое исполнилось. У отца Петра родился сын, его назвали Симеоном. Как и отец, он стал священником. Множество и других священнослужителей по сей день благодарны Домнике за ее советы и молитвы. Не будет полным образ блаженной Домники без описания ее внутренней духовной жизни, хотя эта сторона сокровенна от человеческих взоров. С детских лет она была воспитана в православной вере, любви к Богу и людям. Усердная горячая молитва, чтение Священного Писания – были любимым ее занятием. Об этом свидетельствуют ее современники. Глубокая церковность – ее неотъемлемая черта. Она всегда стремилась в храм Божий и даже в старости преодолевала многие километры ради участия в богослужении. Регулярно, когда это было возможно, она причащалась Святых Христовых Таин (об этом свидетельствуют ныне здравствующие священники, причащавшие ее). Поныне живы многие свидетели ее милосердия к другим и строгости к себе. Все это не полный перечень добродетелей, которыми обладала блаженная Домника. Отошла она ко Господу в субботу 10 июня 1967 года. На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома к Введенскому храму. По причине гонений на Церковь, в те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь процессия двигалась при полном молчании. Настоятель храма, протоиерей Сергий Мураховский, совершил отпевание. Матушку Домнику похоронили на старом монастырском кладбище, на могиле установили деревянный крест. Со дня ее погребения к ней всегда шли люди, как к живой, принося свои радости и горести. Надежда Саввична из Голой Пристани рассказала, как матушка Домника после своей смерти вразумила ее: «В воскресенье у моей подруги Нины сильно заболел зуб, а больница закрыта. Я повела ее к знакомому матушки Домники, зубному врачу Василию. Он сказал, что Нине срочно надо в больницу, а он помочь здесь не может. Тогда я подумала про себя: «Называются верующие, человек страдает, а он помочь не хочет. И как только матушка Домника с ним общалась?» Ночью во сне мне явилась матушка и говорит: «Ты делай, как ты знаешь, а я делала, как я знала!» Так матушка меня вразумила, что нельзя никого осуждать… А зубная боль прошла в тот же день».
Псаломщица Свято-Духовского собора города Херсона Валентина Москаленко рассказывала: «Я матушку Домнику не знала при жизни, но очень ее почитала и почитаю. Однажды мы поехали на ее могилку с несколькими прихожанами. У меня тогда была на душе скорбь, т.к. я не имела возможности купить необходимую для меня книгу «Общую минею». Я зарабатывала тогда 60 рублей, а она стоила 30 рублей. Вот я на могилке стала просить матушку, чтобы она послала мне денег на эту покупку. Ночью во сне мне явилась Домника и сказала, что деньги будут. А через неделю мне пришло извещение из финотдела, что я переплатила налог на 30 рублей. Я удивилась, что у меня появилась переплата, так как я всегда платила очень точно, сколько мне налог начислялся. А через некоторое время мне повысили зарплату на 60 руб., а потом еще на 30 руб. Вот так матушка Домника помогла мне». Существует множество свидетельств о благодатной помощи, о святости жизни, благочестии, прозорливости блаженной Домники. Ее благодатная помощь обращающимся к ней не оскудевает и поныне. 10 декабря 2008 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», по благословению Архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники. Во время их обретения, был найден хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтверждает свидетельства людей о том, что Домника приняла монашеский постриг.
Мощи с благоговением были помещены в раку и перенесены в храм равноапостольной Нины, где они почивают и поныне. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года, блаженная Домника Алешковская была причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии. 15 июля 2009 года в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона состоялась канонизация блаженной Домники Херсонской. 16 августа 2009 года мощи блаженной Домники крестным ходом были перенесены из Херсона в храм равноапостольной Нины города Цюрупинска, где они почивают и ныне.