Страстная Седмица
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
В первые три дня вспоминаются проповеди Христа в Храме и беседы с учениками за городскими стенами. Чтения построены так, что на утрене читается о событиях, произошедших утром, а на вечерне – вечером. Правда, учитывая сдвиг утрени на вечер предыдущего дня, а вечерни – на предшествующее утро, этот смысл теряется. В песнопениях понедельника вспоминается так же, ветхозаветный Иосиф, один из чудесных прообразов Христа, проданный завистливыми братьями в рабство, но впоследствии простивший их и пришедший им на помощь.
Чтение на утрене: Мф. 21, 18-41 (о смоковнице, вопрос Христу о Его власти, притчи о двух сыновьях, о злых виноградниках.
Чтение на вечерне: Мф. 24, 3-35 (о взятии Иерусалима и о кончине мира)
Тропарь, глас 8: Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сном отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:// Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Кондак, глас 8: Иа́ков рыда́ше Ио́сифова лише́ния,/ и до́блий седя́ше на колесни́це, я́ко царь почита́ем:/ еги́птяныни бо тогда́ сласте́м не порабо́тав,/ воспрославля́шеся от Ве́дущаго челове́ческая сердца́,// и Посыла́ющаго вене́ц нетле́нный.
Ексапостиларий: Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
За что братья хотели убить Иосифа
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в Великий Понедельник
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Чтение на утрене: Мф. 22, 15 – 23, 39 (о подати кесарю, о жене и семи мужьях, о любви к Богу и ближнему, обличение книжников и фарисеев).
Чтение на вечерне: Мф. 24, 36 – 26, 2 (о Втором Пришествии, притчи о верном рабе, о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде)
Тропарь, глас 8: Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сном отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:// Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Кондак, глас 2: Час, душе́, конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.
Ексапостиларий: Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Бернардо Строцци. Пир в доме Симона
В среду вспоминается женщина, помазавшая Христа миром, и, сама того не ведая, символически приготовившая Его к погребению, и неудовольствие Иуды, ставшее последней каплей в его желании предать Господа. Именно в среду он договорился о том, как выдаст Его преследователям, и получил за это 30 сребреников. В среду в последний раз читается постная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. После чего земные поклоны отменяются до Пятидесятницы.
Чтение на утрене: Ин. 12, 17-50 (приход эллинов, прославление Христа гласом с небес, слепота и глухота народа и его начальников к Слову Божию).
Чтение на вечерне: Мф. 26, 6-16 (о блуднице, помазавшей Христа и о предательстве Иуды)
Тропарь, глас 8: Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сном отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:// Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Кондак, глас 4: Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав,/ слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х,/ но молча́нием моля́ся, припа́даю Ти,/ любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе,/ я́ко да оставле́ние мне, я́ко Влады́ка, пода́си долго́в,/ зову́щу Ти, Спа́се:// от скве́рных дел мои́х изба́ви мя.
Ексапостиларий: Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в Великую Среду
Как ученики Христа спорили, кто главнее
Симон Ушаков. Тайная Вечеря. 1685г.
Николай Ге. Тайная Вечеря. 1883 г.
Умовение Ног. Школа Андрея Рублева. XV в.
Евхаристия. Школа Андрея Рублева
Горница Тайной Вечери. Фото автора.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
Воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Причащения. В этот день служится полная Литургия, соединяемая с вечерней (день постный), что подразумевало ее служение уже под вечер. Однако, на практике она служится утром.
В Великий Четверг освящается Святое Миро, которое заготовлялось в предшествующие дни. В современности это осуществляется в Донском монастыре. Миро – особое вещество сложного состава, используемое в Таинстве Миропомазания, которое следует за Таинством Крещения. В этом Таинстве посредством помазания различных частей тела Миром, на нового христианина нисходит Святой Дух, даруя особые способности к борьбе с грехом. Миропомазание имеет прямую преемственность от схождения языков пламени на Апостолов в день Пятдесятницы, как бы включая человека в ряд Апостолов. При приготовлении нового Мира, оно в специальных сосудах смешивается со старым, таким образом осуществляется соединение членов Церкви разных времен (поговорка «одним миром мазаны» как раз об этом). В каждой автокефальной Церкви осуществляется собственное мироварение (это один из признаков самостоятельности), после чего Миро рассылается по всем епархиям и другим территориальным единицам.
Чтение на утрене: Лк. 22, 1-39 (Тайная Вечеря).
Чтение на вечерне: 1Кор. 11, 23-32 (о Причащении); Евангелие составное (от Матфея, Иоанна и Луки) о предательстве Иуды, Тайной Вечере, молении в Гефсиманском саду, аресте Христа и отречении Петра.
Тропарь, глас 8: Егда́ сла́внии ученицы́ / на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый,/ сребролю́бием неду́говав, омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша! / Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия.// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 2: Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.
Ексапостиларий: Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Прокимен, глас 7: Кня́зи лю́дстии собра́шася вку́пе,/ на Го́спода и на Христа́ Его́.
Вместо Херувимской и причастен: Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь,/ Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́:/ не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м,/ ни лобза́ния Ти дам я́ко Иу́да,/ но я́ко разбо́йник испове́даю Тя:// помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
Вместо «Достойно есть…», глас 6: Стра́нствия Влады́чня и безсме́ртныя трапе́зы на го́рнем ме́сте высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те наслади́мся, возше́дша сло́ва от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.
Николай Ге. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад
А.А. Иванов. Христос в Гефсиманском саду
Моление о чаше. Икона
Поцелуй Иуды. Кон. XV - начало XVI вв.
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
Вспоминаются Крестные страдания Христа. В последование утрени этого дня (фактически она служится вечером в четверг) введены 12 евангельских фрагментов, повествующих об аресте Христа, допросе, издевательствах, шествии на Голгофу и Его Крестной смерти. В Иерусалиме существовала практика читать их на месте соответствующих событий, а вся служба представляла собой своеобразный крестный ход. Литургии в этот день не положено. Служатся специальные Царские Часы, имеющие ту же тематику (впоследствии они стали образцом для похожей службы в Рождественский и Богоявленский сочельники). В службу вечерни введен особый чин Выноса плащаницы, символизирующей снятое с Креста Тело Господа. В пятницу полагается усиленный пост.
Чтение на утрене: 12 Евангельских эпизодов о Страстях Господних
Чтение на вечерне: 1Кор.1, 18 – 2, 1 (О Кресте Христовом); Евангелие составное (от Матфея, Луки и Иоанна) об отчаянии Иуды, допросе Христа у Пилата, издевательствах, Крестном пути, Распятии и Смерти Христа, погребении.
Тропарь, глас 4: Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя / Честно́ю Твое́ю Кро́вию, / на Кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8: Нас ра́ди Распя́того, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.
Ексапостиларий: Разбо́йника благоразу́мнаго, во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, и мене́ Дре́вом Кре́стным просвети́ и спаси́ мя.
Прокимен, глас 6: Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем,/ в те́мных и се́ни сме́ртней.
Допрос у Пилата. 1497 г.
Николай Ге. Что есть истина? Христос и Пилат. 1890 г.
Одна из станций на Виа Долороса ("И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу...", Ин. 19, 2).
Распятие в различных иконописных традициях
Василий Верещагин. Ночь на Голгофе. 1869 г.
Митрополит Антоний Сурожский. Служба 12 Евангелий
Митрополит Антоний Сурожский. Благовещение и Страстная Пятница
Удивительная история сотника Лонгина
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Изначально день тишины, так же постный. На утрене этого дня совершается чин Погребения Спасителя (фактически, в пятницу вечером, что соответствует и реальному событию, поскольку погребение Спасителя произошло еще в пятницу, и в субботу иудеи не выходили из дома) с чтением Псалма 118 и специальных стихов к нему и крестным ходом. Литургия служится в составе вечерни (в действительности, это все равно происходит с утра) с чтением большого количества паремий, посвященных тематике Воскресения Христова (исторически в это время совершалось Таинство Крещения). В современной российской практике почти весь день проходит освящение яиц и куличей, что несколько нарушает образ этого дня как дня тишины.
Чтение на утрене: Апостол составной (1Кор. 6, 7-8; Гал. 4, 13-14) о новой закваске и искуплении. Мф. 27, 62-66 (о погребении Спасителя).
Чтение на вечерне: Рим. 6, 3-11 (о Крещении в нового человека); Мф. 28, 1-20 (о Воскресении Христовом и повелении крестить все народы).
Тропари, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в и вонями, // во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
На утрени по великом славословии, глас 7: Воскресни́ Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́,/ не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́.
Кондак, глас 6: Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Бессме́ртный,/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущия го́рько и вопию́щия:/ сия́ суббо́та есть преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Вместо Трисвятаго: Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся.
Прокимен на Литургии, гл.5: Вся земля́ да покло́нится Тебе́, и пое́т Тебе́,/ да пое́т же и́мени Твоему́, Вы́шний.
Вместо аллилуия: Воскресни́ Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех.
Вместо Херувимской песни: Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча и да стои́т со стра́хом и трепе́том, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих, и Госпо́дь госпо́дствующих, прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же Сему́ ли́цы а́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми, и шестокрыла́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
Вместо «Достойно есть…»: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся и вознесу́ со сла́вою, непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.
Причастен: Воста́ я́ко спя Госпо́дь, и воскре́се спаса́яй нас.
Снятие с Креста. Положение во гроб. XV в.
Митр. Антоний Сурожский. Служба погребения Спасителя
Свт. Григорий Палама. Омилия XVI. В Неделю Ваий.
Митр. Антоний Сурожский. Литургия Великой Субботы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Праздники. Вход Господень в Иерусалим
Как провести Страстную Седмицу