Неделя о мытаре и фарисее
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Неделя о мытаре и фарисее – первое из так называемых предуготовительных воскресений перед началом Великого Поста. Это первый день, в котором богослужение совершается с использованием Постной Триоди. Впоследствии, ее использование будет увеличиваться, пока, во время самого Великого Поста, не станет доминирующим. Постная Триодь не вытесняет полностью Октоих и Минею, однако содержит тропари, стихиры и чтения, которые полностью или частично вытесняют обычные дневные, привнося в богослужение свою тематику.
Исторически предуготовительных седмиц не было. Например, Неделя о мытаре и фарисее была третьей неделей Великого Поста. Однако, с введением иной системы воскресных Евангельских чтений Великого Поста, была перенесена.
Седмица после Недели о мытаре и фарисее является сплошной (поста в среду и пятницу нет). Это установление (49 глава Типикона) было сделано в противовес армянскому обычаю устраивать именно на этой седмице «предварительный» пост.
Специальных богослужебных особенностей, устанавливаемых Тридью, в будние дни данной седмицы нет. Все изменения касаются только воскресного дня.
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Воскресная служба совершается по Октоиху и Постной Триоди (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). Далее здесь рассматриваются только детали текстов Триоди.
На великой вечерне из 10 стихир на «Господи воззвах…» (12 вместе со «Слава…» и «И ныне…») Триодь устанавливает три последних, а так же славник. Первая из стихир Триоди сразу напоминает, что «возносяй себе смирится», т.е. превозносящий себя будет уничижен, что и говорится в притче, давшей тематику всему дню. Славник ставит молящегося в один ряд не только с вымышленным фарисеем, но и с реальным царем Езекией, сумевшим умолить Господа избавить его от смертельной болезни и некоей кающейся грешницей. На «И ныне…» поется обычный догматик из Октоиха по текущему гласу.
Свои тематические стихиры также установлены Триодью на Литии (на практике практически нигде не совершается) и на стиховне (на «Слава…» и «И ныне…»).
Утреня до чтения Псалма 50 включительно служится без каких-либо изменений, в т.ч. читается обычное утренне воскресное Евангелие, которое полагается по очереди. Однако после Псалма 50 вместо обычных стихир поются так называемые покаянные (впоследствии повторяемые и на последующих воскресных службах): «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасении стези…», «Множество содеянных мною лютых…». Первая из них говорит о том, что молящийся, имея полностью оскверненным свой «телесный храм», весь свой дух направляет на храм Господень.
Канон, в случае Недели о мытаре и фарисее составляется в общем случае из Воскресного, Крестовоскресного и Богородичного Октоиха и собственно канона на притчу о мытаре и фарисее Триоди. Минея исключается. Однако, в случае Престольного праздника, она исключаться не может. Далее рассматриваются тропари только канона на притчу.
Первый тропарь первой песни, своего рода вводный. В нем говорится о том, как Христос предлагал людям притчи для исправления их жития. Третий говорит о том, как превозношением губится все доброе, а смирением – уничтожается злое. В четвертом уже явно говорится, как Христос призывал подражать мытарю из притчи.
В первом тропаре третьей песни говорится, как смиренный поднимается «от навоза своих страстей» ввысь. Второй тропарь подобен третьему из предыдущей песни: тщеславие обесценивает обилие правды, даже если оно есть, смирение же напротив, губит страсти. Далее содержится призыв ко Господу сделать нас соучастниками мытаря. В четвертом содержится очередной призыв к смирению. В пятом (на «Слава…») содержится слово «дмение» (кичение), а весь смысл связан с призывом отринуть бездушие фарисея. По третьей песни произносится ектения и читаются специальные седальны Триоди по теме притчи.
В первом тропаре четвертой песни особо подчеркивается парадоксальный путь Христа, уничижившего Себя до раба (т.е. человека) и достигшего при этом высочайшего возношения. Третий тропарь говорит о том, как безрассудство («безумие») является источником нищеты (т.е. духовного обнищания), а смирение заменяет другие духовные богатства.
В первом тропаре пятой песни слово «мнение» можно перевести как «самомнение». Очень интересен третий тропарь. В нем фарисей обливается в нелепой попытке уподобить себя колесничному наезднику, участвующему в гонках. И подчеркивается, что «пеший» мытарь сумел его опередить.
По шестой песне произносятся ектения и два тематических кондака с икосом. Смысл кондаков достаточно очевиден. Икос же напоминает о Страшном Суде и о том, как хорошо будет тем, кто окажется перед ним неповинным.
Первый кондак недели о мытаре и фарисее, глас 4
Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания,/ и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных,/ покая́нием взыва́юще:/ Спа́се ми́ра,// очи́сти рабы́ Твоя́.
Второй кондак недели о мытаре и фарисее, глас 3
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви,/ и к Нему́ присту́пим гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый,// Отцу́ Собезнача́льный.
В пятом тропаре восьмой песни подчеркивается, как Бог был преклонен покаянными слезами мытаря. По восьмой песни совершается обычное каждение на «Честнейшую…».
По девятой песне произносятся ектения и обычный ексапостиларий Октоиха (по теме прочитанного воскресного Евангелия), а на «Слава…» и «И ныне…» добавляются светилен и Богородичен Триоди.
Стихир на «Хвалитех…» полагается 8 (к ним еще две добавляются на «Слава…» и «И ныне…»), из которых четыре взяты из Триоди. При этом, запевы к двум последним берутся из Псалма 9. Последняя стихира подытоживает призыв возненавидеть хвастовство фарисея и уподобиться смирению мытаря. Стихира на «Слава…», не входящая в число восьми, также берется из Триоди, и это одна из особенностей воскресений периода Триоди, отличающая ех от обычных воскресений года (когда в этом месте поется Евангельская стихира Октоиха, которая подобно Екаспостиларию, соответствует теме прочитанного на утрене Евангелия). На «И ныне…» же поется обычная стихира «Преблагословенна еси…».
Служба заканчивается обычным порядком, пением Великого Славословия, одного из двух воскресных тропарей утрени и произнесением ектений. Перед первым часом поется Евангельская стихира, вытесненная со своего места (см. выше), хотя это зачастую пропускается.
На Литургии никаких специальных особенностей нет, кроме того, что рядовое чтение заменяется тематическим: 2Тим. 3:10-15 (с призывом твердо хранить благочестие, претерпевая гонения и непонимание) и Лк. 18: 10-14 (собственно притча о мытаре и фарисее).
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
ПРОПОВЕДИ
Свт. Григорий Палама. Омилия II.
Митр. Сурожский Антоний (Блум). Первая. Вторая. Третья
Архм. Иоанн (Крестьянкин). Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее.
Синаксарь в Неделю о мытаре и фарисее (русский перевод)
_______________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал воскресной школы
в Telegram. https://t.me/voscr_strogino