Краткое описание вечерни

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

 

    Вечерня – первая служба суточного круга, уставное место которой находится в районе 17-18 часов. Одна из немногих служб, совершаемых обычно и сейчас в свое положенное время. Служба наполнена ветхозаветными смыслами (творение, грехопадение, ожидание Спасителя) и включает в себя большое число ветхозаветных текстов.

 

Виды вечерен:

  • Вседневная;
  • Великая перед полиелейной утреней;
  • Великая в составе Всенощного Бдения накануне Господского или Богородичного праздника или праздника святому;
  • Малая (в реальности не служится, представляет только теоретический интерес). Предусмотрена потому что устав подразумевает служение Всенощного бдения, включающего в себя и великую вечерню, глубокой ночью. Соответственно, малая вечерня задумывалась для служения в обычное (17-18 часов) время. Поскольку в современной практике Всенощное бдение служится не ночью, а с вечера, малая вечерня теряет смысл;
  • Великая в вечер Господского праздника;
  • Великопостная с Литургией Преждеосвященных Даров или без;
  • Другие;

 

Важнейшие тексты

Ветхозаветные:

Псалмы 1-3, 4, 22, 53, 58, 92, 103, 116, 120, 129, 140-141;


Новозаветные:

Песнь Симеона Богоприимца (Лк. 2, 29-32);

 

Древнехристианские:

«Свете Тихий» и «Сподоби, Господи».

 

Содержание службы

Далее описывается, преимущественно вечерня в составе воскресного Всенощного Бдения с пояснениями о других случаях.

 

Главное: у этой системы всегда бывают исключения

 

Начало службы.

      Служба начинается возгласом обычным началом, разобранном в заметке про домашнее молитвенное правило. Если до вечерни совершался 9 час, на котором обычное начало уже было прочитано, то здесь оно пропускается. Вечерня в составе Всенощного бдения начинается общим возгласом с утреней («Слава Святей…»).

 

  1. Псалом 103.

     Вступительный псалом поэтично иллюстрирует творение мира, перекликаясь с первой главой книги Бытия. На вечерне в составе Всенощного бдения поется (только ключевые стихи), совершается каждение (символизирующее присутствие Божие в творимом мире) при открытых Царских вратах. В прочих случаях читается без каждения, с закрытыми Царскими вратами.

 

  1. Мирная (великая) ектения.

      Логическое продолжение псалма, но теперь к живой, активной молитве призываются все присутствующие. Отличается «глобальностью», полнотой и общностью прошений. Часто помещается в начале какой-либо службы. Мир в слове «мирная» и в составе фразы «миром Господу помолимся» и в двух других прошениях подразумевает именно «мирное расположение духа». Подробнее о прошениях:

Миром Господу помолимся.

               Миром – в смысле в мирном настроении.

О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.             

               То же самое.

О мире всего мира, благостоянии  святых Божиих церквей и соединении всех…

               Здесь второе слово «мир» – уже как вселенная. Т.е. о мире во всем мире и о церковном мире.

О святем храме сем…

               О своей общине.

О великом господине и отце нашем…

               Начиная с архиерея, за весь клир и церковный народ.

О богохранимей стране нашей…

               Российское добавление. За страну и светские власти. Но и в древности были аналогичные прошения. За царей и т.д.

О граде сем…

               Сначала о своем городе, потом – о других городах и странах. Напоминает об ответственности христиан за место, где они живут. Прошение иллюстрирует любовь Божию, простирающуюся на весь мир.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных…

               Опять иллюстрация Божией любви ко всему творению. Прошение о благополучных внешних обстоятельствах.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их…

               Особо о людях, подве Цвет текстарженных риску. О том, чтобы их скорби послужили спасению.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…

               «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Но мы их перенести не можем и унываем. Чтоб не унывать, просим защитить.

Заступи, спаси и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

               Резюме. В малой ектении остается только это.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

               Поминаем Богородицу и всех святых.

 

  1. Светильничные молитвы.

     Светильничные молитвы – это 7 молитв, тайно прочитываемых священником во время чтения 103 псалма (в современной практике). Молитвы достаточно разноплановы, а и исторически распределялись по всей службе (заключительные возгласы некоторых из них совпадают с ектениями, что указывает на их исходное положение). Само название «светильничные» указывает на процесс зажигания светильников, бывший важной частью древней вечерни.

 

  1. Кафизма

      В большинстве случаев, на вечерне предусматривается чтение одной кафизмы. Все 20 кафизм Псалтири распределены в течение седмицы между вечерней (одна кафизма) и утреней (две или три). При этом, первая кафизма («Блажен муж…») выпадает на вечерню субботы, с нее и начинается седмичный цикл. В Великий пост предусмотрен иной график распределения псалмов в службах седмицы: вечерня (кроме воскресной, на которой по-прежнему полагается 1 кафизма), в основном исключена из него, на ней во все дни читается 18 кафизма.

      Общепринята практика, когда кафизма на вседневной вечерне пропускается. На великой вечерне, в канун полиелейных и бденных праздников, вместо предусмотренной по очереди кафизмы поется антифон из первых трех псалмов первой кафизмы, в уподобление праздничного богослужения воскресному. На практике на вечерне в субботу вечером поется этот же антифон, хотя устав подразумевает чтение первой кафизмы целиком. На вечерне в составе Всенощного бдения под Господские праздники антифон или кафизма отсутствуют.

      В некоторых древних практиках, вместо кафизмы, в службе вечерни присутствовали антифоны с ектениями, подобно тому, как это сохранилось в службе Литургии. Остатком этого является то, что на каждую «Славу…» современной кафизмы полагается малая ектения. Однако, из-за повсеместного сокращения/исключения кафизмы на вечерне, это требование остается лишь теоретическим. Его осуществление можно увидеть лишь на вечернях Великого Поста, когда положенная кафизма 18 продолжает читаться.

 

  1. Малая ектения

    Малая ектения представляет собой сокращение великой до одного прошения. Встречается в различных богослужениях очень часто.

 

  1. Стихиры на «Господи воззвах…».

      Стихиры – небольшие и обычно несложные песнопения на определенную тему, пропеваемые обычно целыми блоками. В данном случае, стихиры вплетаются в последние 4-10 стихов блока из четырех псалмов: 140, 141, 129, 116, в которых прослеживается тема обращения к Богу из самого отчаянного положения, а так же тема вечернего ветхозаветного жертвоприношения. Данный момент службы всегда сопровождается каждением. Число стихир и принцип их расположения зависит от дня седмицы и памяти святого, и может составлять от 4 до 10 (кроме того добавляются еще одна или две стихиры на «Слава… И ныне...», которые в общем количестве традиционно не учитываются). На практике, после нескольких вступительных стихов, зачитываются сразу те, к которым припеваются стихиры.

Наиболее насыщена стихирами (10) великая вечерня накануне воскресенья, меньше всего стихир (4) – в малой вечерне накануне воскресенья.

Структура стихир на «Господи воззвах…» накануне воскресенья:

На «Изведи из темницы душу мою…»

               3 стихиры «воскресные» на текущий глас.

На «Да будут уши Твои…»

               4 стихири «Анатолиевы» на текущий глас.

На «Яко у Господа милость…»

               3 стихиры из Минеи на тот глас, который будет.

«Слава…»

               «Славник» Минеи.

«И ныне…»

               Догматик текущего гласа.

 

     На практике полный блок стихир поется не во всех храмах.

   Последней стихирой в блоке (т.е. на «И ныне…») почти всегда является Богородичен (стихира посвященная Пресвятой Богородице). Это древняя богослужебная традиция, завершать любой блок песнопений и текстов посвящением Пресвятой Богородице. В случае с вечерней накануне воскресенья, такими Богородичнами являются догматики, в которых поэтично раскрывается тема Боговоплощения.

       Важной чертой стихир на «Господи воззвах…», которая затем остается и в прочих блоках стихир, является их обусловленность гласом.

Всего гласов 8, они ведут происхождения от древнегреческих музыкальных ладов (подробнее).

      Каждая седмица содержит в себе песнопения определенного гласа, начиная с вечерни накануне воскресенья, и заканчивая окончанием службы следующей субботы. При этом, в воскресной службе, песнопений соответствующего гласа (воскресной тематики) более, чем где-либо еще. Весь седмичный цикл текстов для всех дней седмицы на каждый глас, содержится в книге Октоих. Однако, даже на воскресных службах, значительную часть текстов (в т.ч.  стихир на «Господи воззвах…») составляют минейные тексты, т.е. тексты связанные с какими-либо праздниками или памятями святых. Они сочинены на тот или иной глас, и могут не совпадать с текущим гласом седмицы. Чем больше текстов на текущий день в Минее, тем более из службы будут вытеснены тексты Октоиха. Принципы этого взаимодействия достаточно сложны, и здесь не рассматриваются.

        Воскресные догматики 8 гласов используются и на других праздничных богослужениях, не только воскресных. Однако, если на воскресном Всенощном бдении (в субботу вечером) догматик всегда поется на текущий глас, то на праздниках в другие дни – на тот же глас, что пелась предыдущая минейная стихира (на «Слава…»). Стихиры на «Слава…» традиционно достаточно велики и торжественны.

        На воскресной малой вечерне блок стихир на «Господи воззвах» включает только четыре стихиры из великой вечерни, а заканчивается «малым догматиком», специальной Богородичной стихирой, отличной от догматика великой вечерни (подробнее).

 

  1. Вход

       В конце пения стихир, на великой вечерне открываются Царские врата и совершается вход с кадилом, аналогичный входу с Евангелием на Литургии, когда духовенство торжественно выходит из боковой двери и после возгласа «Премудрость прости» («Станем прямо») входит в Царские врата. Это очень древняя часть богослужения. В древности это действительно был фактически вход духовенства в Алтарь и собственно начало службы (предварительный выход из Алтаря  – уже поздняя практика). Наличие входа как на Литургии, так и на вечерне, указывает на то, что это действие, хоть и с видоизменениями, сохранилось со времен древних литургий в вечернее время. Поскольку на вечерне на вход не выносят Евангелие (за исключением праздничных дней Великого Поста и вечера Пасхи, когда на вечерне предусмотрено чтение Евангелия), объектом оказываемого почтения вместо него является сам священник.

      По позднейшей интерпретации вход подразумевает воплощение Сына Божия и Его поступление на служение человечеству. Поэтому входит происходит во время пения догматика, а на Царских Вратах многих храмов изображено Благовещение.

      Во время входа священник тихо произносит специальную молитву (молитву входа).

      На вседневных вечернях вход не совершается.

 

  1. «Свете тихий…»

       Независимо от того, был ли вход, после стихир на «Господи воззвах…» поется (иногда читается) древний христианский гимн, традиционно усваиваемый свт. Софронию Иерусалимскому, но на самом деле, скорее всего ему не принадлежащий:

 

      «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».

 

Перевод:

«Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет»

 

 

 

  1. Прокимен

      Это краткая торжественная песнь из нескольких стихов, чаще всего на основе псалмов (реже – других текстов Писания). Исторически возникли при гласном исполнении псалмов на службе, когда народ подхватывал и повторял важнейший стих. Впоследствии форма упростилась вплоть до нынешней, когда несколько раз повторяется один стих, и однажды – другой (или несколько других). Прокимен почти всегда полагается на Литургии и на различных службах непосредственно перед чтением фрагмента Священного Писания, и обычно имеет ассоциативную тематическую связь с темой службы и содержимым написанного. На вечерне же, прокимен произносится в любом случае, и, обычно, соответствует дню недели:

 

В субботу вечером (Пс. 92):

Прокимен, гл. 6: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

 

В воскресенье вечером (Пс. 133):

Прокимен, гл. 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

 

В понедельник вечером (Пс. 4):

Прокимен, гл. 4: Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

 

Во вторник вечером (Пс. 22):

Прокимен, гл. 1: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

 

В среду вечером (Пс. 53):

Прокимен, гл. 5: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

 

В четверг вечером (Пс. 120):

Прокимен, гл. 6: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

 

В пятницу вечером (Пс. 58):

Прокимен, гл. 7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.

 

     Довольно затруднительно уловить смысловую связь подобранных псалмов с соответствующими им днями недели. Лишь о Пс. 92 известно, что он употреблялся у евреев накануне субботы, и возможно, поэтому стал использоваться в православном богослужении аналогично накануне воскресенья.

     Иные прокимны произносятся на вечернях после Господских праздников (либо на всенощных накануне самих этих праздников, попадающих на субботу), на заупокойных и великопостных вечернях. В остальных случаях произносятся приведенные выше прокимны независимо от знака службы и прочих факторов.

Псалмы, используемые в различных прокимнах, не только на вечерне (таблица)

 

 

  1. Паримии

     Несмотря на то, что на вечерне, несмотря на обязательное наличие прокимна, необязательно происходит чтение Священного Писания, если оно все же есть, то осуществляется именно в этот момент. За редчайшими исключениями (вечерня Пасхи, праздничные вечерни с Литургией и некоторые другие случаи) этими чтениями являются паримии. Паримии полагаются обычно на великие и двунадесятые праздники, дни памяти святых, начиная от полиелейной (включая и престольные праздники). Паримии представляют собой фрагменты Ветхого Завета, специальном образом подобранные для данного случая. На памятные дни св. Апостолов в качестве паримий в виде исключения читаются Апостольские послания.

 

  1. Сугубая ектения

      Полагается после паримий (или прокимна) в праздничном варианте службы. Во вседневном в данном месте она пропускается и произносится в конце. Ектения во многом перекликается с великой, оставаясь более сориентирована на прошения о конкретных людях и их нуждах. На каждое прошение хор (от имени народа) отвечает «Господи помилуй» один или три раза.

    Прошения не требуют особенных пояснений:

Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имя), и о всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

 

  1. «Сподоби Господи...»

       После сугубой ектении (а на вседневной вечерне – после прокимна) следует песнопение «Сподоби Господи...», которое может петься или читаться в зависимости от торжественности службы. Типикон поручает чтение ее настоятелю, однако на практике она читается чтецом (или поется хором). Молитва представляет собой компиляцию из различных стихов (Дан. 3, 26; Пс. 32, 22; Пс. 118, 12; Пс. 137, 8). Более подробно – здесь.

 

  1. Просительная ектения.

       Единым блоком с молитвой «Сподоби Господи» следует еще одна ектения, именуемая просительной и так же являющаяся развитием великой. Она начинается словами «Исполним вечернюю молитву нашу…», в которой отражается наименование текущей службы (на утрене, даже если она совершается с вечера, произносят «Исполним утреннюю молитву…», а на Литургии время службы не указывают). Первое прошение тождественно последнему прошению великой ектении («Заступи, спаси, помилуй…»). На каждое последующее прошение этой ектении хор от имени народа отвечает «Подай, Господи». Развитие прошений идет от более простых и частных, к более «возвышенным»:

Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

 

     Параллельно с ектенией священник читает специальную молитву, завершая ее гласным преподанием мира молящимся, после чего следует главопреклонение. Исторически этот момент является окончанием службы, а само преподание мира является развитием более древнего «индивидуального» возложения рук на каждого из присутствующих.

 

  1. Лития.

      Особое прибавление к праздничной вечерне в составе Всенощного Бдения. Состоит в торжественном выходе духовенства из Алтаря на середину храма под торжественное пение специальных стихир, а затем произнесение специальных прошений, перекликающихся по смыслу с тремя ектениями и с упоминанием многих святых. Исторически литии совершались в обителях и состояли в планомерном обходе территории, позволяя всем занятым на работах, а так же кающимся (которым доступ в храм был закрыт) приобщиться к праздничному богослужению.

 

  1. Стихиры на стиховне.

     Еще один небольшой блок стихир, завершающий вечерню. Первая стихира блока поется без запева, прочие – после отдельных стихов из псалмов по теме празднуемого события, т.е. это случай самого большого разнообразия в запевах. В случае воскресенья используются стихи псалма 92, в будние дни, при отсутствии значимых памятей святых, - стихи псалма 122, на малой вечерне – стихи псалма 44 (а сами стихиры посвящены Пресвятой Богородице). Структура воскресных стихир на стиховне:

Без запева:

         1 стихира «воскресная» на текущий глас.

На стихи Пс. 92:

        3 стихиры «по алфавиту» на текущий глас.

«Слава… И ныне…»:

  1. Воскресная Богородичная стихира по гласу.

 

  1. Ныне отпущаеши.

     За стихирами на стиховне следует единственная в составе вечерни Новозаветная Песнь, Песнь Симеона Богоприимца (Лк. 2, 29-32). Она указывает на ближущееся завершение службы. Молитва может как петься, так и читаться.

 

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

 

  1. Трисвятое по «Отче наш…» и тропарь.

         После песни Симеона Богоприимца следует Трисвятое по «Отче наш…», прибавленное в этом месте службы, чтобы завершить ее именно той молитвой, которая была дарована Самим Господом. К молитве присоединяется один или несколько тропарей. В случае с Воскресным Всенощным Бдением это, независимо от гласа, троекратное прославление Пресвятой Богородицы:

 

Богородице Дево, радуйся, / Благодатная Марие, Господь с Тобою: / Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего, / яко Спаса родила еси душ наших.

 

       В двунадесятые праздники поются их тропари (тоже троекратно). В случае бденных святых – тропарь святого и «Богородице Дево…», полиелейных и славословных – тропарь святому, и после «Слава… И ныне» - воскресный тропарь того же гласа, что и тропарь святого, прочих святых – тропарь святому, и после «Слава… И ныне» - специальный Богородичный тропарь по гласу и дню недели. Накануне субботы в качестве Богородичного тропаря используется воскресный Богородичный тропарь «отдаваемого гласа» (т.е. того, которому относится завершаемая седмица).

 

  1. Сугубая ектения.

      На вседневной службе сугубая ектения перемещается на ее конец, утратив два первых прошения («Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…»).

  1. Завершение вечерни.

           Вседневная и великая вечерня, не входящие во Всенощное Бдение, завершаются возгласом диакона "Премудрость", возгласом священника и пением хором многолеия ("Утверди, Боже...").  Бденная вечерня завершается пением Псалма 33 и возгласом священника, после чего начинается утреня. Великопостная вечерня имеет свое сложное окончание. Часослов в конце вечерни помещает вечернюю молитву (из вечерни Пятидесятницы) для келейного чтения:

Благословен еси Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, еже долготу дне прейти нам сподобил еси, и приближитися началом нощи: услыши моление наше, и всех людей Твоих, и всех нас прости вольная и невольная согрешения. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоя, и щедрот Твоих на достояние Твое. Остени нас святыми Твоими Ангелы, вооружи нас оружием правды, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротивнаго. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию совершен, свят, мирен, безгрешен, безблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего, молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века благоугодивших, аминь.

 

 

_______________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал воскресной школы

в Telegram. https://t.me/voscr_strogino