Вы здесь

Как законом защитить святыни?

В последние годы часто заходит речь о защите прав религиозного большинства.  Атеистическая часть общества не понимает, какие ценности защищают православные люди.  Можно ли более конкретно сформулировать – что именно нуждается в защите?

На вопросы корреспондента газеты «Спасъ» отвечает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского Александр ДВОРКИН

 

 

– Как можно сформулировать,  в чем заключаются права религиозного большинства?

 

– Такого юридического понятия «религиозное большинство» нет. Есть права человека, которые существуют столько, сколько существует человек: представление о браке, представление о собственности, представление о неприкосновенности личной жизни человека. И кто бы не пытался это нарушать так или иначе, это является нарушением неотъемлемых прав человека.

Если провести такую аналогию – когда я выступаю против всевозможных однополых «браков», мне говорят: «Почему вы хотите залезть в постель к каким-то людям?» В том-то и дело, что у меня нет ни малейшего желания залезать к кому-то в постель и проверять, чем они занимаются, – ничего отвратительнее в жизни нет. Но мне совершенно не нравится, когда эти люди затаскивают свою постель в середину моей гостиной и начинают требовать, чтобы все наблюдали, как они занимаются этим у всех на глазах. Я выступаю против этого и, если это можно назвать защитой прав большинства, то вот это защита прав большинства.

То же самое – поскольку я занимаюсь сектами – относится и к сектантским сообществам. Каждый человек имеет право верить – ну, не знаю – в божественные свойства электрической лампочки. Можно его пожалеть, можно как-то разубедить, но заставить верить его по-другому мы не можем. Но если он обманным способом затаскивает других людей в свое сообщество, обещая им золотые горы, а в конце концов через манипуляцию сознанием, эксплуатацию и прочее вынуждает их верить в божественные свойства электрической лампочки – это является нарушением прав человека, против этого так же нужно бороться.

 

– Сейчас возникло понятие о защите чувств верующих, но оно как-то неловко используется…

 

– Закон о защите чувств верующих мне совершенно не понятен. Чувства – это вещь совершенно, законом не описуемая. Как мы можем проверить – оскорблены чувства или нет? И как замерить степень этого оскорбления? Сам этот закон не продуман и может породить множество злоупотреблений. Гораздо понятнее было бы – защита почитаемых мест. Понятно, что в почитаемых местах нельзя вести себя неподобающим образом. В данном случае речь идет не только о религиозно почитаемых местах, но и о гражданских почитаемых местах.

Я помню, были осуждены люди, которые на Вечном огне в каком-то городе пожарили яичницу. Это кощунственное отношение к памяти погибших, явно выраженное. Такой закон я понимаю. Что касается чувств верующих, это может далеко завести: мало ли, может чувства мусульманина оскорблены крестами на куполах церквей. И что по этому поводу открывать судебный процесс?

 

– То есть понятия «святости», «благодати»  нельзя ввести в закон?

 

 

– Эти вещи ни в коем случае не должны входить в закон. Потому что тогда получится гражданский светский судья ничего не понимающий в религии, не имеющий богословского образования  будет определять, что является истиной религии, а что нет, где присутствует благодать, а где нет – это заведет неизвестно куда. Это крайне опасная вещь.

 

 

Беседовал Андрей КУЛЬБА

Газета «Спасъ»