Святыня в храме
28 октября Церковь чтила память нового исповедника, святого, прошедшего годы лагерей, творца канона всем святым, в земле Русской просиявших, святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Милостью Божией у нас в храме есть часть святых мощей этого угодника Божиего.
Будущий епископ Афанасий родился в 1887 году в благочестивой семье Григория и Матроны Сахаровых и был наречен Сергеем в честь преподобного Сергия Радонежского.
Сергей Сахаров успешно окончил Владимирскую Семинарию, а затем и Московскую Духовную Академию. Еще учась в Шуйском духовном училище, он начал писать духовные гимны, первым его сочинением стал тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери.
В Московской Академии наставником Сергея Сахарова стал известный богослов и строгий аскет, ректор Московской Духовной Академии епископ Феодор (Поздеевский), который и постриг его в монашество с именем Афанасий, а после — рукоположил в иеромонаха.
В 1917 году отцу Афанасию было тридцать лет. В этот год в связи с созывом Поместного Собора Русской Православной Церкви в Лавру преподобного Сергия съехались представители всех российских мужских монастырей, иеромонах Афанасий (Сахаров) был избран от монашествующих членом Собора.
На этом знаменательном для Русской Церкви Соборе отец Афанасий работал в нескольких отделах: «О богослужении и проповедничестве в храме», «О монашествующих» и «О церковной дисциплине». После восстановления Собором праздника Всех Святых в земле Российской просиявших, отец Афанасий вместе с профессором Борисом Александровичем Тураевым составил службу этого праздника.
В 1919 году, в ходе антирелигиозной кампании, началось глумление над святыми мощами. Во Владимире новой властью была устроена так называемая демонстрация вскрытых мощей народу. По приказу советской власти в храме были поставлены столы, на которых положены святые мощи. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия установило дежурство в Успенском соборе. Первые дежурные — иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов — ожидали народ, толпившийся у дверей храма. Когда открылись двери, иеромонах Афанасий провозгласил: «Благословен Бог наш...», — и в ответ ему раздалось: «Аминь» — начался молебен. Входящие люди крестились, подходили к мощам, клали поклоны и ставили у мощей свечи. Так духовенство пыталось всеми возможными способами уберечь народ от греха.
Вскоре отца Афанасия в сане архимандрита назначили наместником двух древних монастырей — Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвятой Богородицы, а затем он был поставлен во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Сергий (Страгородский).
В начале 1920 годов главной заботой нового архиерея была борьба с обновленческим расколом. Владыка Афанасий занял по отношению к обновленцам самую непримиримую позицию.
Первый арест святителя произошел уже в 1922 году и положил начало многолетним тюремным мытарствам епископа Афанасия. Положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым, он прошел Владимирскую, Таганскую, Зырянскую и Туруханскую тюрьмы; Соловецкий, Беломоро-Балтийский и Онежский лагеря, а еще Мариинские лагеря в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии...
В 1925 году епископ Афанасий принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Тихона и подписал Акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру (Полянскому).
В 1926 году по благословению митрополита Петра он принял на себя руководство Владимирской епархией.
Арестованный в 1927 году, он находился во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве вместе с митрополитом Сергием (Страгородским), затем, через пересыльную тюрьму в Ленинграде, был отправлен в Соловецкий лагерь. После выпуска митрополитом Сергием Декларации о лояльности Церкви к советской власти, епископ Афанасий (Сахаров) прервал с ним каноническое общение.
В лагере епископ заболел сыпным тифом. В 1930 году его отправили по новому этапу: тюрьма «Кресты» в Ленинграде, тюрьмы в Новосибирске и Красноярске, ссылка в Туруханский край.
В августе 1933 года владыка возвратился во Владимир. Там он написал письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) с сообщением о канонических основаниях отхода от него.
Через год с небольшим – новые мытарства: арест во Владимире, приговор: 5 лет, и тюрьмы-тюрьмы… Владимирская, Ивановнская, Ярославльская, Вологодская, Ленинградская – и уже затем Беломорские лагеря, где владыка находился до 1941 года. И вновь – этап. На этот раз его отправили пешком в Онежские лагеря, это около 400 километров. Его ждала бессрочная ссылка – Архангельская, Омская, затем Тюменская область. В 1943 году опять тюрьма – сначала в городе Ишиме, затем тюрьмы в Москве: Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская. А оттуда – Сибирские лагеря.
После прихода к церковному управлению Патриарха Алексия епископ Афанасий писал: «Когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно на наших молитвах возносить имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня».
Ни при каких обстоятельствах владыка не терял чувства благодарности Богу. Он часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога!» — И первым запевал: «Хвалите имя Господне». Вновь пришедших узников владыка ободрял: «Не падай духом. Господь сподобил тебя немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!». Особое значение владыка-исповедник придавал молитвенному обращению к святым Православной Церкви. Он часто говорил, что в трудных случаях жизни надо молитвенно прибегать к тому святому, чье имя носишь.
В периоды заключений владыкой были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни» и «О прекращении войн».
За 33 года архиерейства епископ Афанасий был на епархиальном служении 33 месяца, а в узах, на принудительных работах и в ссылке – 330 месяцев.
Из заключения святитель Афанасий был освобожден в 1955 году. Владыка выбрал для места жительства поселок Петушки Владимирской области.
В августе 1962 года владыка Афанасий начал говорить, что ему пора умирать. Окружавшие его духовные чада ответили, что не перенесут разлуки с ним, но он строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаетесь».
За несколько дней до блаженной кончины святителя Афанасия из Лавры приехали наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл, что очень обрадовало владыку. Это был канун пятидесятилетия его монашеского пострига. В самый день кончины он был особенно радостен, тихо благословил всех присутствующих и предал свой дух Богу 28 октября 1962 года. Отпевание его состоялось в Успенском соборе города Владимира.
Использован материал сайта интернет-радио «Град Петров»