Вы здесь

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

(Протоиерей Георгий Крылов)

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Апостольское и Евангельское чтения говорят нам о благодарении Богу. О благодарении хочется сказать историю из "Пролога". Один духовный человек был вознесён в Царство Небесное, в мир горний, и был помещён Ангелом в место, где было множество Ангелов, которые занимались каким-то делом, очень суетились. И на вопрос, что это за место, он получил ответ, что это место, где принимают прошения от людей. Потом он был переведен в другое место, недалеко от прежнего, Там тоже было множество Ангелов, быстро делающих какое-то другое дело. Голос, на его вопрошания, ответил, что это место, где отвечают на людские прошения. Затем он был переведен в иное место, так же недалеко от первых двух. В этом место он никого не увидел, кроме единственного плачущего Ангела. Он спросил, что это за место, и получил ответ, что это место, где принимают благодарения за милость для людей... (Аудио файл. Продолжительность 11:44 минут)

Поскольку благодарений ничтожное количество - то и Ангел всего один!

Действительно, сейчас время отсутствия благодарности Богу. Я совсем недавно говорил, что сейчас совсем нет покаяния, что каждый из людей видит себя незаслуженно страдающим и праведным перед Богом. Это действительно извращение! Потому что человек объективно видеть свои грехи не способен. Следствием отсутствия покаяния является и отсутствие благодарения, поскольку человек просто не способен увидеть те великие милости, которые Господь обильно изливает на него ежедневно. Он слеп к этим милостям. Поэтому душа не способна к песне благодарения. К той песне, которую мы изначально призваны возносить. Собственно, наше богослужение – это благодарение. Если мы посмотрим на тропари, на кондаки, на стихиры, то большая часть стихир имеет благодарственный характер. Тоже самое и неизменные части богослужения, такие как Великое словословие. Древнейшие песнопения, которые с самого начала присутствуют в нашем богослужении - это песнопения благодарения Богу. За благодарением сразу следует радость. То, что сейчас - безрадостное и унылое время, – это не потому что погода такая, а потому, что человек не умеет благодарить Бога! Только научается благодарить.

О благодарении очень хорошо писал преподобный Паисий Святогорец. Почитайте его! Он сказал, что благодарить Бога надо за всё ! У человека духовного открываются глаза на его взаимоотношение с Богом, и он видит, что благодарить надо за всё . У нас же глаза открываются в те редкие минуты, когда Господь нам показует, что с нами могло бы быть если не Покров Божий, который всегда невидимо пребывает над нами. Человек видит какую-нибудь страшную аварию, а иногда и цепочку аварий, цепочку каких-то бедствий, и каким-то чудесным образом проходит мимо. И вот, тогда даже до его тупого сознания доходит, от чего Господь его уберегает. Отсутствие благодарения – это такой вот вариант хамства. Потому что по сути Хам, сотворив такое со своим отцом, проявил вопиющую неблагодарность. Собственно, все разновидности хамства, в том числе отсутствие благодарения – это та атмосфера, в которой пребывает ад. Дьявол предельно неблагодарен! А отпадение части ангелов от Бога – это пример вопиющей неблагодарности. Все же их последующие действия - это парад неблагодарности. И, главное, чему демон, чему бес учит человека - это неблагодарности к Богу и окружающим людям. Демон их учит тому, чему учит приблизительно в своих работах Дейл Карнеги. Чтобы человек к окружающим людям относился таким образом, будто они ему что-то должны, как будто они его должники, и задолжали ему каждый по 1.000$. Вот в этом себя убедив, нужно относиться к ним, как к должникам. Собственно ,современная «правозащитное» сознание учит тому, что человеку все должны. Государство что-то должно , окружающие люди, организация в которой работает, не говоря уже про Бога.

О Боге иногда люди говорят так, что их слова о Боге – это вечные претензии Богу. "Почему дети умирают?!". "Почему у меня зарплата низкая?!". "Почему люди страдают?!"
Я думаю, что количество претензий к Богу сейчас во много раз превышает всё совокупное количество претензий Богу за все предыдущие века. Сейчас в этом дьявол изощрился и людей настраполил, таким образом, что искусство выдвигать претензии к Богу взошло на необычайную высоту. Сейчас редкий человек внутри себя, в сердце своём и внешне не предъявляет претензий. И даже христиане заражаются подчас этим умением, этим искусством, вместо благодарения
Богу. Это антипод благодарности.
Что вы сейчас не откроете, газеты, художественную литературу, фильмы, - вы увидите, что герои (они более менее хорошие герои), иногда вспоминают о Боге. Вспоминают, но с такой интонацией, что если Бог есть, есть Царство Небесное, то
когда я окажусь на том свете (конечно я буду помилован, без вопросов, потому что я много терпел несправедливого), я Богу выдвину хартию претензий. "Почему Он это не сделал?!.. это не сделал?!.. Я ведь лучше, чем Бог понимаю, что нужно делать в этом мире!"

Такой набор претензий мы найдём и у себя в душе. Это говорит о нашей глубокой, духовной болезни, которая и объясняет духовные немощи, слабости нашего времени, отсутствие духовных дарований, призваний, которая объясняет отсутствует радости, - всего того, что было у первых христиан. Если трезво посмотреть в собственную душу и на окружающий мир, то мы увидим, что мир охамел!
Что мир разучился благодарить Бога, что мир близок к концу. В наших интересах научиться у того единственного прокаженного, который вернулся к Богу и оказался единственным исцеленным,
умению благодарить. Потому что все остальные прокаженные, исцелясь от физической болезней, от духовной-то не исцелились. Исцелился лишь один, которому сказано: «Иди, вера твоя спасла тебя!»
Еще нам надо
вспомнить древнее русское искусство - быть благодарным всем во всем. Даже если древнерусский человек чувствал себя правым, даже если он был готов гневно обличить другого, все равно с его уст срывалась универсальная форма, которой больше нет ни у кого, ни в одном языке, - «Спаси Господи», «Спаси Бог!» Благодарение выражалось молитвой. И даже если человек не был настроен благодарить, он всё равно произносил эту формулу, и, невольно, благодарил того, кто был перед ним. Благодарение убивает дьявольские козни. Благодарение – это подчас ответ добром на зло. А неблагодарность– это ответ злом на добро. Поэтому нам, в этой жизни нужно учиться искусству благодарить. И будем просить Бога, чтобы Он открыл нам внутренние очи, дабы мы увидели всё величество Его милости  и научились благодарить.

Аминь.