Беседа с иереем Максимом Плякиным об иерархии
Продолжаем цикл бесед молодежи со священнослужителями и сотрудниками нашего храма. Беседы раскрывают интересы молодежи и взгляд на них наших батюшек. 14-15 октября в гостях у нашего храма побывал клирик Саратовской Епархии, иерей Максим Плякин. Отец Максим ответил на вопросы молодежи об иерархии во взаимотношениях мужчины и женщины на приходе и об осторожности в советах. Беседа состоит из двух частей. Надеемся, что чтение будет интересным и познавательным для всех читателей.
-Отец Максим, благословите.
-Бог благословит.
-У меня к Вам три вопроса, довольно острых вопроса. Вопрос первый: как правильно вести себя с женщиной, которая неуважительно относится к мужчине, просто не понимая, что такое мужчина, и как должно с ним разговаривать? Тем более, если речь идет в контексте прихода православного храма. Спасибо.
- Нет. Я, наверное, воздержусь от ответов на духовнические вопросы, потому что давать советы вот так, за глаза, не видя человека, не зная, что происходит, я не буду. Для себя я давно сделал вывод, что давать такие советы заочно - чрезвычайно недоброе дело. Поэтому я, пожалуй, воздержусь, тем более, что я от этих людей километрах, эдак, в девятистах, и не считаю, что я вправе в такие вещи встревать, не видя людей глаза в глаза.
- Необходим, так сказать диалог, правильно?
- В любом случае, необходимо посмотреть.
- Всем известно об иерархии, которую установил Господь. Иерархия есть и в нашей Церкви, есть она и на приходе, есть она в человеческих отношениях. Подскажите, пожалуйста, как правильно выстраивать иерархические отношения внутри прихода: то есть мужчины, женщины, начиная, скажем, с настоятеля конкретного прихода и заканчивая прихожанами. Спасибо.
-(Тяжелый вздох) В любом случае определяющий голос на приходе - это голос его настоятеля, всегда. Дальше, соответственно, служащее духовенство, церковнослужители, и, собственно, прихожане. Но здесь не нужно путать, потому что церковная иерархия, то есть иерархия предстоятеля, того, кто возглавляет богослужение, того, кто первенствует на службе. И иерархия личностных отношений с ней не всегда совпадает. И не нужно предавать таким иерархическим отношениям значение большее, чем они имеют. Как бы, нельзя и меньшее, но не нужно переносить эту церковную иерархию повиновения полностью в семейные отношения.
Кроме того, есть давний принцип, что в советы духовника третий человек не вмешивается. Даже если тот священник не согласен с советом, который уже дал человеку другой, то церковный этикет предписывает в эти советы не вмешиваться. То есть, если человек пришел к церковнослужителю за советом, получил его, и не горит желанием его выполнять, то это вопрос между человеком и тем, кому он задавал вопрос. Третий там неуместен. Встревать в эти советы, в эти отношения допустимо только в том случае, если озвученный уже полученный совет явно и очевидно нарушает церковные каноны. Только в этом случае. То есть, если я вижу, допустим, что человека подстрекают на грех, человека подстрекают на очевидное явное нарушение канонов, то я могу постараться человека как-то переубедить. Но во всех остальных случаях: совет спрошен - совет получен. Вот, если бы человек обратился, допустим, ко мне, он бы получил другой совет, но он пошел туда, куда он пошел. Так что, даже будучи, допустим, по табелю о рангах выше, чем тот, кто этот совет дал, за исключением того случая, когда совет явно греховен, явно и очевидно, то есть, без домысливания, кроме этого единственного случая, даже если я старше, этика церковная предписывает не вмешиваться.
Вот отсюда, кстати, и вытекает зеркальный принцип: советы, полученные данным человеком не нужно транслировать на всех остальных. Потому что есть такое искушение: мне, мол, батюшка посоветовал сделать то-то и то-то, и все должны делать то же самое. Это далеко не так, потому что совет, полученный конкретным человеком при конкретных обстоятельствах, может быть совершенно непригоден для кого-то другого, даже на том же самом приходе. Почему я и ответил на первый вопрос: не видя человека, не зная в каких обстоятельствах прозвучал вопрос, давать какие-то советы, во-первых, чрезвычайно затруднительно, а во-вторых, просто неэтично.
Резюмируем. У нас есть иерархия церковная, то есть: в делах церковных, в делах службы - решающий голос настоятеля, в его отсутствие – священников, если нет никого из священников, то дьяконов и церковнослужителей.
- Простите, пожалуйста, алтарник входит в число этих людей?
- Когда рядом нет никого из духовенства, то те, кто официально благословлены помогать на службе, могут принять экстренное решение, дать быстрый совет, но только в случае, если нет никакой возможности обратиться к вышестоящим. Это касается церковных дел, то есть, вопросов сугубо церковного обихода. Что же касается внутренних отношений, то желательно, чтобы при решении таких вопросов были только двое: спрашивающий и отвечающий, и чтобы больше в это никто не встревал. Если, допустим, просят совета по семейным вопросам, то крайне желательно, чтобы священник, дающий совет в этой ситуации, как минимум, представлял себе тех людей, которым он даёт совет, потому что навредить в семейных отношениях легче лёгкого. Можно разок рубануть с плеча, и потом люди будут годами расхлёбывать последствия этого совета. Как говорит наш владыка митрополит, лучше честно сказать: "Не знаю".
Продолжение следует
Статью подготовили: Сергей Баклашов, Ольга Зинева, Анатолий Ильин, Вера Дмитриева, Божена Комарова