История религий: История Восточного и Западного христианства после раскола.
20 апреля 2015 года, в понедельник, в гостиной нашего храма была прочитана Алексеем Волковым очередная лекция по Истории религий на тему: История Восточного и Западного христианства после раскола.
![](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/04/20/7._mihail_paleolog.jpg)
В 1438-39 годах на Ферраро-Флорентийском соборе была предпринята попытка преодолеть раскол между Риской церковью и Восточными Православными церквями. Позиция Рима в этом вопросе была недвусмысленна – полное подчинение греков Римскому престолу без каких-либо компромиссов и уступок. Естественно, она не увенчалась успехом. Хотя многие восточные иерархи остались верны решениям этого собора.
![](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/04/20/10._shturm_konstantinopolya.jpg)
Это приводит к национально-освободительному движению в XIX веке, в результате которого большая часть православных народов бывшей Османской Империи получают долгожданную свободу. Но на территориях самой Турции с приходом к власти Кемаля Ататюрка христиан начинают буквально истреблять. Около трех миллионов православных греков были вынуждены эмигрировать из Малой Азии.
В Западном Христианстве после раскола претензии римских пап на безграничную власть в Западной Европе достигают своего предела в правление Григория VIII Гильдебранда (XI век) и Иннокентия III (XIII век). При Иннокентии III «утоплена в крови» ересь альбигойцев на Юге Франции. При нем учреждаются так называемые «нищенствующие монашеские ордена» – доминиканцы и францисканцы. Они носят миссионерский характер. Но им не удалось остановить религиозные процессы в Западной Европе, приведшие к Реформации и появлению Протестантизма в XVI веке.
![](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/04/20/13._smert_patriarha_grigoriya_5.jpg)
В XIX и XX веках Римско-Католическая церковь принимает ряд догматов, не согласующихся с древним Церковным Преданием. Однако политика «аджорнаменто» (обновления), осуществляемая в середине XX века, приводит к потеплению межконфессиональных отношений. Что выразилось в подписании в 1965 году декларации «о взаимном снятии анафем» между Константинопольским патриархом Афинагором I и Римским понтификом Павлом VI.
![](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/04/20/14._shipka.jpg)
Понимая свою раздробленность, протестантский мир в начале XX века начинает процесс «Экуменического движения», цель которого – сближение различных христианских конфессий. В 1948 году в Амстердаме учреждается экуменическая организация «Всемирный Совет церквей», в состав которой помимо протестантских конфессий входят Константинопольская и Элладская Православные церкви, а с 1961 года – Русская Православная церковь и ряд других Православных славянских церквей. Римско-Католическая церковь в экуменическом движении не участвует, хотя весьма доброжелательно к нему относится.