18 апреля 2015 года, в субботу Светлой седмицы, в нашем храме совершилось традиционное для всех православных русских храмов освящение и раздробление священного артоса, который затем раздается верующим, как духовное врачевство от болезней и немощей.
Слово "артос" - греческое, переводится просто - "хлеб". Но история , приведшая к появлению такой повсеместоной традиции освящать и раздавать особый Артос, вкложила в это слово (артос) очень много фактов и традиций.
Сегодня словом "артос" обозначают общий всем членам Церкви освященный большой белый хлеб. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
У монахов на востоке существовала традиция печь хлеб для собственного употребления один раз в году, после чего хлеб сушился и употреблялся монахами в виде сухарей. Таким образом свежий белый хлеб для монаха был своеобразным лакомством, и, чтобы не услаждать свои чувства, свежий хлеб требовалось выдержать несколько дней, подсушить. Эта монашеская традиция тоже нашла отражение в современой традиции.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой.
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими, как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.