Житие сщмч. Димитрия (Неровецкого) иерея, Апанского (1919)

Даты: 
На исходе второго христианского тысячелетия , когда мир празднует юбилей Боговоплощения , Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских 20 века. К лику святых новомучеников причислен от Красноярской епархии священник Никольского храма села Апан (ныне село называется Апано – Ключи ) Абанского района Димитрий Неровецкий.Наиболее подробные сведения о кончине о. Димитрия сохранились в «Епархиальных ведомостях» за 1919 год. «Благочинный 6 участка Канского уезда рапортом своим на имя Епархиального Совета от 1 июля 1919 года за № 186 доложил следующие подробности о смерти священника села Апана о. Димитрия Неровецкого. Отец Димитрий взят большевиками в субботу на первой неделе Великого поста после вечерни. Только что он вернулся в спальную комнату снять рясу, за ним без предупреждения вошли в комнату два человека с ружьями , объявили ему ,что он арестован, и увели в судную. Отец Димитрий думал, что его ведут на допрос и ничего не сказал дома; перед постом он был недолго под арестом, но отпущен, и теперь, думая, что арестовывать его не за что, шел в судную смело. Но ошибся. Около судной стояли сани, на них посадили о. Димитрия и повезли по дороге к деревне Байкану, Апанского же прихода. Проститься с семьей и одеться о. Димитрию не разрешили, пришлось ехать в худом ватном подряснике. Икона свщмч. Димитрия АпанскогоОтъехав немного от Апана, о. Димитрия раздели, сняли с него катанки, привязали веревкой за шею к оглобле и погнали лошадь. Отцу Димитрию пришлось бежать стороной дороги по глубокому снегу, раздетому, в одних чулках: конечно, он за лошадью не поспевал, спотыкался и падал в сугроб, тащился на веревке, а люди – звери били его ударами бича и прикладами, поднимали и снова скакали. Отец Димитрий совершенно выбился из сил и еле – еле добрел до Байкана. Это 12 верст от Апана. Здесь большевики остановились сменить лошадей, зашли в одну избу, хозяев удалили, а сами стали продолжать казнь над невинным страдальцем. Они брали из топившейся каменки огонь и жгли о. Димитрию волосы, конечно, прижигали и тело. Измученный, иззябший, избитый, обожженный, о. Димитрий не выдержал пытки и лишился рассудка. Он метался, сидя на лавке, из стороны в сторону, шарил возле себя что – то руками и повторял: «Где моя шапка, где мои рукавички?» - «Не нужны тебе рукавицы и шапка, тебе и так скоро будет тепло», - отвечали мучители. Лошадей сменили, снова привязали отца Димитрия и снова поехали, но, измученный, о. Димитрий уже совершенно не мог двигаться. Его бросили в сани и за деревней Байканом в лесу, в стороне от дороги, убили и закидали снегом. Красные всем говорили, что отвезли о. Димитрия в село Тасеево и что он жив и здоров. Матушка много искала, но напрасно. Когда стал таять снег, тело о. Димитрия стало видно с дороги и большевики отвезли его на 32 версту от Апана, разложили костер и сожгли тело мученика. На сосне около костра один большевик вырубил крест, но начальник приказал крест стесать и место замазать грязью. о. Роман и Л. Чухломина перед иконой свщмч Димитрия После о. Димитрия остались жена и двое детей – мальчики 10-ти и 6-ти лет. Отец Димитрий – человек был очень хороший, как служитель Церкви весьма усердный, прекрасный семьянин и незаменимый для сослужения товарищ. К прихожанам относился всегда с любовью и в дни свобод прожил со всеми в мире и согласии; своей религиозностью и абсолютной трезвостью был для всех примером. Какая же вина отца Димитрия перед большевиками? А вина его та, что в жизни шел прямой дорогой, не раскланивался на обе стороны, не уклонялся ни направо, ни налево, а смотрел лишь вверх. Человек весьма осторожный в жизни, мягкий в выражениях, уступчивый в разговорах, он не входил в компромиссы в делах Веры, в вопросах церковных. Он жил для прихода, не служил, а горел на ниве Христовой. А как скорбел отец Димитрий о своих прихожанах, уклонившихся в большевизм, сколько вздохов и тайных слез было у него за заблудших овец пред престолом Божиим … Эти прихожане и погубили его…» Установка поклонного креста на месте убиения о. Димитрия На протяжении 2002-2007 гг. проводились исследования подробностей жизни, страданий и смерти священномученика Димитрия, проводились раскопки на месте предполагаемого захоронения святых останков, опрашивались все кто мог хоть что-то рассказать о тех страшных событиях. Очень большой вклад в сборе информации внесла прихожанка Покровского Храма п. Абан Лидия Чухломина. Инициатором проведения исследовательских изысканий первоначально являлся благочинный церквей Канского округа, прот. Вячеслав Бачин. Вместе со священнослужителями г. Канска прот. Василием Жиляниным, иереем Владимиром Собениным и другими священниками Канского благочиния выезжали на место убиения, искали место предполагаемого захоронения святого Димитрия. Позже эти исследования проводились в течении нескольких лет настоятелем Покровского Храма п. Абан иереем Романом Гашковым. К глубокому сожалению останки (мощи) святого Димитрия остаются для нас сокрытыми. На месте убиения священномученика поставлен поминальный крест. Молебен на Святом озере
Молебен на Святом озереСнят православный документальный фильм о свщмч. Димитрии. Велико почитание этого великого угодника Божиего на Абанской земле, коей он без сомнения является. Доподлинно известно, что в приходе Апанской церкви имелась чтимая икона великомученицы Параскевы Пятницы, с которой в 9-ю пятницу после Пасхи совершался крестный ход на озеро Боровое, ныне оно называется Святое, где совершался молебен и освящение воды. Этот благочестивый обычай возобновлен, с 2006 года 19 февраля на праздник Богоявления Господня на Святом озере совершается Великое освящение воды и купание в проруби. А также летом каждую субботу с конца июня по начало августа совершается молебен на Святом озере, освящение воды и каждый желающий может принять Святое Таинство Крещения.