Житие сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919)
Даты:
Архиепископ Тихон (в миру Василий Никаноров) родился 30 января 1855 года в семье Варсонофия Никанорова в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное религиозное и светское образование он получил дома, затем поступил в Новгородскую Духовную семинарию, а после ее окончания в 1877 году — в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1 августа 1881 года Василий Варсонофьевич был назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища. На этом поприще проявились его несомненные духовные дарования, организаторский талант и глубоко религиозное отношение к делу и людям. Поэтому в 1884 году его утвердили инспектором Новгородской Духовной семинарии.
15 июня 1884 года Василий, решив окончательно посвятить свою жизнь Богу, принял монашество. Пострижен он был в Кирилло-Белозерском монастыре с наречением имени Тихон. 10 июля 1884 года его рукоположили во иеромонаха. Его монашеские подвиги, а также самоотверженные труды на стезе духовного просвещения Господь не оставил сокрытыми. 6 декабря 1888 года ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 года игумен Тихон (Никаноров) становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.
2 февраля 1892 года архимандрит Тихон Высочайшим указом хиротонисан во епископа Можайскго, викария Московской епархии. 20 августа 1899 года владыка Тихон был назначен епископом Полоцким и Витебским, 4 июня 1902 года — Пензенским и Саранским. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904).
Но вот в России наступили годы испытаний, попущенные за охлаждение в вере и оскудение Православия. Богоборчество проникло и в духовную среду. В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской Духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию. 25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой. Но не может человек сам сойти с того благословенного креста, с которого Господь должен вознести его душу, по неизреченной милости, прямо в Небеса. Уже 31 июля 1907 года владыка Тихон (Никаноров) стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Построенный как духовный памятник святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, Его восхождением на Голгофу и всеславным Воскресением, этот монастырь настраивал души насельников на постоянную память и о спасительных Страстях Господних, и о живоносности Креста, без которого невозможно войти в Царствие Небесное. Такими благодатными помыслами напитывалась и чуткая душа будущего священномученика.
23 июня 1912 года владыка Тихон был назначен епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года. 13 мая 1913 года последовал его перевод в Воронеж с возведением в сан архиепископа.
Архиепископ Тихон (Никаноров) прибыл в Воронеж 4 июня 1913 года. О его пребывании на воронежской кафедре сохранились воспоминания келейника, протоиерея Иоанна Житяева. По его свидетельству, владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».
Преосвященному Тихону выпало в последний раз в истории России встречать прибывшего в Воронеж 6 декабря 1914 года императора. Будущие царственные мученики — Государь император Николай II, его супруга императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга и Татиана — посетили Митрофанов монастырь, где с благоговением молились Воронежскому святителю, объехали госпитали для раненых воинов, утешая солдат подарками и милующим словом. Владыка Тихон был удостоен внимания и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Архиепископ Тихон (Никаноров) начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). Он благословил архимандрита Митрофанова монастыря Александра (Кременецкого) собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы этого духоносного Воронежского иерарха. В 1914 году в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп, и Владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония. В 1915 году святитель Тихон говорил великой княгине Елисавете Феодоровне, что святитель Антоний уже накануне своего прославления. Перед революцией архиепископ Тихон послал в Синод ходатайство об этом прославлении, но последующие трагические события в истории нашей страны не позволили совершиться канонизации в то время.
Священномученику Тихону (Никанорову) пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. Так, 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.
В 1917-1918 годах архиепископ Тихон (Никаноров) участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого Патриарха Тихона. 12 апреля 1918 года он был награжден правом ношения креста на клобуке.
3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.
В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.
…Согласно устойчивому преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю), во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. (Другие источники датой его кончины указывают 27 февраля 1920 года.) По сведениям епископа Сергия (Петрова), отпевание и погребение высокочтимого иерарха было совершено епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитиным) 2 марта 1920 года. Верный воин Христов погребен был в склепе Благовещенского собора.
В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.
Тропарь, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Тихоне, Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.
Кондак, глас 2:
Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех и славнаго в мученицех Тихона, Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.
По материалам сайта Воронежско-Борисоглебской епархии.