Соловецкие вечера: преподобный Феодорит Кольский, просветитель лопарей
5 декабря, в четверг, состоялась очередная встреча из цикла Соловецких вечеров, посвященная жизни и трудам преподобного Феодорита Кольского. На этот раз руководитеем встречи стал прфессиональный соловковед и экскурсовод - Алексей Алипичев.
Ниже приводится статья по теме, составленная лектором специально для нашего сайта.
Преподобный Феодорит Кольский
Материалы лекции и статьи взяты из исследований игумена Митрофана (Баданина)*.
Житие подвижника – это вовсе не его биография и многие жизненные коллизии, выпадавшие на его долю, совсем не обязательны в житии святого. Житие – по сути словесная икона, следовательно, и подход к написанию должен быть соответствующий. При этом, путь, пройденный подвижником к прославлению, суть духовного преображения и усилия «ветхого» человека на этом пути должны быть близки и понятны людям, должны вдохновлять их и служить благочестивым примером.
Феодо́рит Ко́льский (1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) — архимандрит Русской церкви, просветитель лопарей (саамов). Стал первым составителем письменности для саамов и первым переводчиком богослужебных текстов на саамский язык. Почитается в соборе Кольских, Вологодских, Соловецких, Новгородских святых.
Был воспитан в крепкой вере и благочестии и получил превосходное образование при архиерейском дворе в Ростове Великом, в совершенстве овладел греческим языком. Уже в 1492 г. он трудился в Соловецком монастыре под началом игумена Досифея над переписыванием новгородских книг. В 13 лет принял он на себя монашеский образ и был отдан на святое послушание старцу ("святу, премудру и многолетну сущу") по имени Зосима, который был учеником прп. Зосимы Соловецкого. В атмосфере живых преданий и строгих традиций воспитывался молодой Феодорит. "Навыче всякой духовной премудрости" он формировался как богослов и книжник, в чем ему, оказала помощь Соловецкая библиотека, которая в ислу выполняемого им послушания полностью прошла через его трудолюбивые руки, жаждущую душу и пытливый ум.
В 1511 году иеродиакон Феодорит принимает решение отпроситься уйти в паломничество, как тогда говорили, на созерцание. Он посещает преподобного Александра Свирского. Преподобный принял иеродиакона очень тепло и "зело любяще его, пока он жил в монастыре оном". Образ этого сурового и, одновременно, смиренного северного подвижника, преподобного Александра Свирского навсегда остался в сердце молодого Феодорита и укреплял его и был примером.
Затем Феодорит направился в далекие Заволжские "великие монастыри, ища храбрых воинов Христовых", "заволжским старцам", живущих по многочисленным скитам и продолжающим великое духовное делание преподобного Нила Сорского, возрастающим на древних традициях пустынных отцов православного Востока в духе "нестяжания" и умной молитвы. Обойдя все те обители, он поселился в "Кирилловом (Белозерском) великом монастыре", так как именно здесь он нашел "духовных монахов" и "святых мужей".
После смерти своего духовного отца Феодорит почувствовал, что наступило время главного дела его жизни. И он удалился для уединённого жительства к необитаемому тогда устью Колы до "глубоких варваров, Лопарей диких», на Крайний Север, к «ребрам северовым». Эта земля с большим трудом и сопротивлением расставалась с мраком язычества, идолопоклонства и колдовства. Здесь он встретил отшельника по имени Митрофан, который был не кто иной, как прп. Трифон Печенгский до своего пострига. Для будущего прп. Трифона, эта встреча со святым подвижником и духоносным старцем Феодоритом стала по истине судьбоносной. При всей очевидной внешней несхожести этих двух подвижников, этих двух самобытных характеров, ими был явлен удивительный союз единомышленников в великом деле просвещения земель Северных. Феодорит, с юных лет разжегшийся желанием пустынного жительства, готовящий себя к просвещению лопарей диких, открыл Митрофану его новое предназначение (не только личное спасение через покаяние и плач о тяжких грехах своей удалой юности, но и сердечное сокрушение о грехах ближних, пребывающих во тьме языческого нечестия, и милосердная забота о просвещении сущих во мраке тяжкого идолобесия). Несомненно, и для Феодорита встреча была весьма полезной – 5-летний опыт выживания оказался весьма кстати для него.
«Феодорит Пустынник» - под таким именем знали Феодорита современники - начал миссионерскую деятельность среди лопарей. Он как и многие другие православные русские миссионеры начал проповедь Христа с себя самого, с личного подвига спасения в пустынных местах.
За ответами на сложные вопросы племя лопарское то и дело решает обратиться именно к «Феодориту Русскому, ибо он широко ходит». Феодорит также внушал лопарям мысль о том, что лишь в союзе с русским народом, а не на «Датской стороне», может уцелеть народ лопарский. Это приносило плоды, русские и лопари всегда показывали пример доверительных отношений между собой.
В 1534 году он был рукоположён во иеромонаха и стал духовником новгородского архиепископа Макария, будущего митрополита Московского.
Он приводит к истинной вере множество знатных "светлых и богатых граждан". К нему идут и идут страждущие и он "целит недужных, возвращает заблудших душою", пробуждает небывалое покаяние у них. Но мыслями он далеко, в той, любезной его сердцу Северной стране, среди полюбившихся ему лопарей. О них Феодорит рассказывал Курбскому: " народ Лопский, люди зело просты и кротцы и отнюдь всякого лукавства неискусны, ко пути спасения же тщаливы и охочи зело".
Итогом этих книжных трудов преподобного Феодорита в заволжских пустынях было великое деяние по созданию саамской письменности. Саамская письменность, которую создавал Феодорит, как и «древне-зырянский» святого Стефана Пермского, должны были стать языками для переводов священных и богослужебных текстов и молитв. Учитывая родство языковой финно-угорской группы саамов и зырян, можно предположить, что Феодорит использовал принципы составления алфавита, изобретенного на основе кириллицы и изображений на денежных значках зырян - «пасов» еще святым Стефаном почти сто пятьдесят лет назад. Только вместо зырянских «пасов» Феодоритом были использованы знаки лопарских родовых клейм, или «тамги». Эти письмена незаметным образом сближали пермские «пасы» и лопарские «тамги» с русскою азбукою и много способствовали тому, чтобы ближе помирить те земли языческие с Московией. В этом и состояла великая мудрость необходимости создания «примирительной» пермской азбуки. Такая последовательность действий при христианизации языческих народностей Севера и в дальнейшем весьма активно использовалась в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Около 1540 года Феодорит с богатыми дарами и в сопровождении других монахов вернулся на Колу, где основал общежительный Троицкий Усть-Кольский монастырь. К этому времени Феодорит уже в совершенстве знает лопарский язык («искусен уже был языку их»), до такой степени, что обучает лопарей Писанию, а также осуществляет перевод основных молитв с церковнославянского на лопарский язык. Надо полагать, что Феодорит в своем монастыре на реке Коле, действительно, ввел служение на лопарском языке, поскольку основная масса братии состояла из лопарей. В этот период он крестил более двух тысяч лопарей.
В 1548 «голодном» году у Феодорита начались нестроения в монастыре, поскольку не все могли вынести устав им установленный - "тяжел он вам и неподъемен. Как можно без имений жить и лишь своими руками кормиться"? Братия обители изгнала настоятеля из-за «слишком жёсткого» устава. И "сложившись с диаволом", монахи, схватив Феодорита, "старца святого, бьют нещадно, и не только из монастыря извлачают, но и из страны той изгоняют, как врага некоего".
Феодорит же тем временем отпросился у владыки Макария вновь отправиться на Север, к любимым своим лопарям. И Святитель благословил его приступить к окормлению Рождества-Богородичного монастыря в Кандалакше. В отличие от других северных монастырей, "феодоритовский" Кандалакшский был явно нестяжательного типа ("безвотчинный").
О подвижничестве Феодорита царю Иоанну Грозному рассказал старец Артемий, давний его друг по пустыни в Белозерье, стойкий "нестяжатель" и подвижник высокой духовности, который был призван царем Иоанном Грозным и поставлен во игумены Троице-Сергиевой обители. Высшая государственная и церковная власть на Руси, видя духовное неблагополучие, охватившее монастыри, пыталась исправить положения, привлекая к игуменству старцев - "нестяжателей".
Уже после Собора в 1555 году стараниями суздальского епископа Феодорит как друг Артемия был оклеветан, отрешен от архимандритства и сослан в Кирило-Белозерский монастырь. И многие скорби и беды он претерпевал от них полтора года, творящих ему "ругание и бесчестие". Лишь заступничеством митрополита Макария и очевидным попечением Курбского преподобный был освобождён из заточения и поселился в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, рядом с родовым имением князя - Курбой. Именно здесь он и поведал князю Андрею свою историю жизни.
Кратковременная опала не уронила высокий авторитет Феодорита в глазах Иоанна Грозного и митрополита Макария. С осени 1556 года Феодорит как богослов и знаток греческого языка находится уже при царском дворе и использует благоприятное время своего влияния, чтобы представить царю своего давнего друга и сопостника преподобного Трифона Печенгского и заручиться царской поддержкой в деле становления новой обители в устье реки Печенги.
В 1557 г. Феодорит был отправлен Царем с почетной дипломатической миссией в Константинополь с наказом непременно получить благословение Патриарха на преемство наследного царского достоинства по чину Римских кесарей, т.е. по сути хлопотать об узаконении титула "царя Московского", принятого Иваном Грозным своей волею в 1547 году В то время еще многие главы иностранных держав по-прежнему величали Иоанна IV - Великим князем. Молодой царь Иоанн Грозный не обращался в Константинополь за Патриаршим благословением, с одной стороны, демонстрируя свою независимость, а с другой – справедливо полагая, что может получить и отказ.
Ответственейшее дипломатическое поручение Феодорит выполнил с честью, несмотря на свой преклонный возраст, трудности, препятствия и болезни в пути. Получил Соборное благословение и послание от Патриарха с возведением Великого Князя в Царский сан. Таким образом, получала официальный статус идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи ("Москва - Третий Рим"). С Феодоритом из Константинополя для государя была передана «древняя книга» с чином «венчания императоров византийских». В своей поездке, которая длилась почти год, он посетил Афон и Иерусалим.
Царь, желая оказать милость своему искусному дипломату, предложил ему щедрые дары и пообещал церковную власть, какую святой захочет. Отказавшись от всех соблазнов, святой отвечал: «Одного прошу — да с покоем и со безмолвием в келье до исшествия моего да пребуду».
Почему, все-таки, Феодорит? самое главное требование Царя было - достойно представить Русскую Церковь. Нужен был благолепный, видный старец, могущий красноречиво и грамотно отстоять достоинство и богословский уровень Российского Православия. И это ни где-нибудь, а в беседах с отцами Греческой Церкви, гордых своими древнейшими христианскими традициями и эллинской культурой, да ещё перед лицом Вселенского Патриарха. Видимо, действительно, Феодорит в духовной жизни Руси XVI века явление совершенно уникальное. Он пронес через всю жизнь от своей столь благочестивой, целомудренной юности до глубокой, благодатной старо¬сти такой чистый и блаженный свет веры Евангельской, настолько неподвластной соблазнам и терниям века сего, что этого преподобного старца Церковь Православная еще до его официальной канонизации удостоила редкого титла - «Блаженный». Такого титла блаженных отцов и учителей Церкви удостаиваются лица, которые хотя и не прославлены в лике святых, но пользуются уважением за свою высокую образованность и подвижническую жизнь.
Скорее всего, последние годы своей жизни Феодорит провел в им основанном Кандалакшском монастыре. Предчувствуя скорую кончину, старец попросил перевезти его в Соловецкий монастырь. Он скончался там 17 августа 1571 года и был погребён у южной стены Спасо-Преображенского собора.
Впрочем за прошедшие 4 столетия с момента его смерти так и не был прославлен и в Святцах не упоминался. Причиной такого забвения деяний великого подвижника явилось то, что Феодорит, вместе с другими «заволжскими старцами» после Соборов 1553—1554 годов оказался в опале. Потому, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца и его миссионерские подвиги, титла святости он так и не сподобился.
В 2003 году Феодорит Кольский был прославлен в лике преподобных. Память совершается в Соборе Кольских святых — 15/28 декабря и местно — в день смерти — 17/30 августа.
Таким образом, преподобный Феодорит явил собой пример полноты всей жизни во Святом Духе, от младенчества до глубокой старости сохранив чистоту, девственность и праведность. Это уровень самых великих святых, таких как: святитель Николай Чудотворец, преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский. Но преподобный Феодорит является не только миссионером и пустынником, он также явился и ярким государственным деятелем.
Алексей Алипичев
*Игумен Митрофан (Баданин) - настоятель храма в поселке Варгуза, что на Терском Берегу, а также является благочинным Терского Берега; много лет занимается изучением житий северных святых, автор многих книг. Благодаря его трудам мы имеем новые жития северных святых.
Подготовили: Алексей Алипичев и Михаил Стареев