Вы здесь

Маккавеи: история святых мучеников

В Иерусалиме творилось что-то невообразимое: улицы запрудили толпы народа. Горожане выбегали из домов, задирали головы к небу и… в ужасе замирали!

— Вы видите? Что это?!

— Целые воинства! Прямо в воздухе!

— Тут — конница! Грозные всадники! На воинах — золотые одежды! На головах — шлемы!

— Смотрите, смотрите, они обнажили мечи! Направили друг на друга копья!.. А теперь одни скачут в атаку на других, а те нападают на этих!

— Стрелы летят! Мечи стучат о щиты! Всё сверкает огненным блеском! Какая страшная битва!

— Чует моё сердце: это знамение! И оно не к добру…

Что же случилось с древним городом за полтора века до Рождества Христова? О чём предупреждало людей грозное знамение?

О том, что Иерусалим скоро ждут великие испытания!

Иерусалим погружается во тьму

За сто пятьдесят лет до рождения Иисуса Христа Иудея находилась под властью сирийских греков. Сирийские цари были язычниками и поклонялись греческим или, как их тогда называли, эллинским божествам. И если бы только сами поклонялись: они навязывали свою религию другим народам! Строили им святилища, ставили идолов, заставляли людей отречься от своей веры, а попутно грабили их, забирая себе чужие сокровища и святыни.

При этом сами цари на сирийском престоле то и дело менялись: одни свергали других, другие подсиживали третьих, устраивали заговоры и даже убивали друг друга, чтобы занять трон!

И вот сирийский трон в древнем греческом городе Антиохии (сейчас это город Антакья на территории современной Турции) занял царь Антиох Епифан. Он, как и его предшественники, не признавал Истинного Бога, Которому поклонялись евреи. И делал всё, чтобы навязать евреям греческую языческую веру.

В столице Иудеи, Иерусалиме, стоял храм Единого Бога. Всеми богослужениями в храме традиционно руководил первосвященник. Но во времена сирийских царей первосвященники тоже часто менялись! И тоже боролись за власть. И даже покупали себе должности у царей: кто больше денег даст, то и станет первосвященником.

Но если ты купил себе должность, ты должен её «отрабатывать». Поэтому первосвященники, желая угодить царю, соглашались вводить среди евреев языческие беззакония. И сами священники, увлекшись эллинскими законами и обычаями, которые так настойчиво внедряли в Иудее, уходили из Божиего храма, чтобы принять участие в игрищах или стать зрителями увеселительных представлений. У святой горы Сион, на которой когда-то пророк Моисей получил от Бога заповеди, продажные первосвященники устраивали места для зрелищ. В городе стали появляться дома, где бесчинствовала молодежь, соблазняясь на сомнительные развлечения и забывая закон Божий. Воровство, разгульное веселье, убийства, смута — Иудея и её столица Иерусалим погружались во тьму и погибель всё глубже.

Конечно, были люди, которые оставались твёрдыми в своей вере. Они продолжали выполнять заветы Бога. Видя, что творится в Иерусалиме, эти праведные граждане очень переживали об осквернении святого города и оплакивали своих соотечественников:

— Вспомните! — призывали они. — Так уже не раз бывало в нашей истории: когда мы сами отворачиваемся от Творца, наш народ постигают великие несчастия!

Небесное знамение

Эти праведники оказались правы. Всё случилось именно так, как они и предполагали. Настал день, когда жители Иерусалима увидели в небе над городом то самое страшное знамение: небесные воинства сошлись на битву, предвещая Иудее жестокие испытания.

Необыкновенное небесное видение продолжалось почти сорок дней! Жители Иерусалима от страха не могли спать. Одни часами стояли на улице и смотрели в небо. Другие в ужасе прятались по домам, ожидая каждую минуту страшных несчастий.

В это время до Иерусалима дошло известие, что злой и нечестивый сирийский царь Антиох Епифан, которого так не любили в Иудее, пал в битве с египтянами. Благочестивые жители было обрадовались, решив, что пришёл конец бесчинствам, творившимся в их стране, но оказалось, что слухи были ложными и царь возвращается из Египта в Сирию.

Но настроение жителей Иудеи уже было таким, что они решили не подчиняться больше злодею. И перестали платить ему дань.

Узнав об этом, Антиох страшно разозлился! Он тут же собрал войско и пошел на Иерусалим, чтобы урезонить бунтовщиков. Евреи закрыли перед ним ворота, но из-за того, что среди них самих не было единства и те, кто уже встали на путь порока и поддерживали языческого царя, были довольно сильны, они предали своих соотечественников, и город удержать не удалось. Войска Епифана заняли Иерусалим.

Три страшных дня

— Не жалейте ни старых, ни молодых! Ни мужчин, ни женщин! — кричал Антиох своим военачальникам так грозно, что им самим становилось страшно. — Везде, где встретите кого-то из бунтовщиков или членов их семей — и на улицах, и в домах, — уничтожайте их! Держите наготове свои мечи и кинжалы!

Ослушаться царя значило навлечь беду на себя. И сирийские воины выполняли приказ. За три дня сирийцы перебили, бросили в темницы, угнали в плен десятки тысяч иудеев!

Сам царь вместе с продажным иерусалимским первосвященником вошел в храм и разграбил его. Он похитил из храма всю золотую и серебряную утварь. После этого Антиох покинул осквернённый, разорённый, залитый кровью город и возвратился к себе в Антиохию. А вместо себя оставил в Иерусалиме своих ставленников — порой ещё более жестоких, чем он сам, приказав им насильно обращать евреев в языческую веру.

Глашатай надрывал глотку, призывая зевак в толпе на базаре:

— Слушайте все! Указ царя Антиоха Епифана! Все подданные без различия племени обязаны с этого момента исповедовать тех же греческих богов и держаться тех же греческих законов, что и властитель! Все должны приносить жертвы богам, изваяния которых будут установлены в городе! Каждый житель Иерусалима обязан поклониться идолам и съесть кусок идоложертвенного мяса!..

Евреи слушали и не верили своим ушам.

— Съесть кусок мяса?! Но идолам жертвуют свинину! А закон Моисея запрещает есть свинину!

— О чем ты говоришь! Мясо, которое жертвуют идолам, вообще нельзя пробовать! Это самое страшное святотатство!

Нам сегодня непонятно: а что такого страшного в том, что человек съест кусок свинины? Мы едим и котлеты, и шашлыки, и другие блюда из свиного мяса, и это не запрещено…

А дело вот в чем: Бог дал еврейскому народу особые заповеди, каких у нас, христиан, уже нет. Этих заповедей было великое множество. Они касались даже самых, кажется, незначительных мелочей. Например, что можно делать по субботам, а что нет, что можно употреблять в пищу, а что — нет, и даже подробнее: какие продукты сочетаются, а какие соединять в одном блюде ни в коем случае нельзя...

Был среди этих правил и запрет употребления в пищу свинины. Казалось бы: пустяковое дело! Ну что изменится, если его нарушить? Но если Бог дал заповедь, то человек, который верит в Бога по-настоящему, от Господа не оступится и будет выполнять Его правила неукоснительно. И хоть тех особых заповедей про еду после прихода Спасителя уже нет, сам этот принцип — слушаться Бога, исполнять Его волю — стал важнейшим и для нас, христиан. Как мученики из иудейского народа готовы были пожертовать своей жизнью ради сохранения верности Богу, так века спустя мученики за Христа шли на тяжёлые испытания и смерть, потому что любили Сына Божьего и не могли его предать.

Глашатай между тем продолжал:

— Жители Иерусалима! Слушайте и не говорите, что вы не слышали! По приказу царя Антиоха Иерусалимский храм отныне именуется храмом Зевса Олимпийского! В нем будут установлены изваяния великого бога Зевса и других греческих олимпийских богов. Им приносите теперь жертвы! А за неповиновение последует наказание, и оно будет страшным!

Еврейские женщины, слушая глашатая, украдкой утирали слёзы:

— Говорят, двух матерей с детьми на днях схватили за то, что они исполняли закон... Их сбросили с городской стены!

— Что творится! Видимо, пришли последние дни…

— Прости нас, Господи! Нам осталось только молиться…

И тут одна женщина предложила:

— Нет, нам надо спасаться. Нужно бежать в горы. В пещеры. Мои соседи уже собрали вещи — ночью они уйдут в пустыню.

Этой женщине тут же возразили:

— Но бегство может разозлить наместников царя Антиоха. Одни уйдут — других схватят… Нет, соседки, нам не спрятаться от царского гнева!

— А вы слышали, что вчера схватили Елеазара? — вдруг спросила одна из женщин, и на глазах её появились слёзы.

— Елеазара? Священника?! Чем же этот почтенный старец мог помешать царю?

— Именно тем, что он хорошо знает и чтит наш закон! А царь Антиох его терпеть не может.

— Тише, соседка! Говори тише! Мы не хотим попасть в темницу или к воинам Антиоха…

Смерть Елеазара

Старец Елеазар, о котором говорили женщины на площади, был одним из первых книжников, учёным человеком, славившимся во всей Иудее мудростью и благочестием. Когда египетский царь Птоломей выбрал семьдесят переводчиков, чтобы перевести Святое Писание с еврейского языка на греческий, одним из этих толкователей, мудрецов был Елеазар.

В то время, когда священника схватили воины царя Антиоха, ему было уже девяносто лет! Седого старца привели к одному из чиновников — наместников сирийского царя.

По знаку начальника принесли блюдо со свиным мясом. Связанному Елеазару стали насильно впихивать куски:

— Ешь! Ешь, тебе говорят!

Елеазар уворачивался, отплевывался и упорно твердил:

— Лучше я умру за закон Божий, чем выберу бесчестную жизнь, которая гневит Бога!

Это происходило на глазах у многих людей — воины царя хотели, чтобы законоучитель опозорился при всем народе. Пытки видели ученики и знакомые Елеазара. Видели их и язычники, давно знавшие мудреца как хорошего, доброго человека и искренне жалевшие его, даже несмотря на то, что не разделяли его веры.

Дошло до того, что доброжелатели тайно принесли Елеазару в темницу мясо — но не свинину, а другое, не запрещенное законом Моисея для еды:

— Возьми это! — сказали Елеазару. — Возьми и съешь перед всеми вместо свинины! Пусть все увидят, что ты ешь мясо, и думают, что это то, чего требует Антиох! Тогда стражники пощадят тебя и отпустят.

Но благоразумный и благочестивый Елеазар со смирением отвечал своим доброжелателям:

— Скорее я соглашусь пойти в ад, чем прогневать моего Господа нарушением Его святого закона! И недостойно мне, в моих годах, лицемерить. На меня же смотрят молодые. Когда они увидят, что я делаю то, что вы мне советуете, то скажут: «Вот Елеазар уже в глубокой старости оставил древний закон наших отцов ради закона язычников». Они могут взять с меня пример и отступиться от истинного Бога! Тогда они погибнут! Из любви к временной жизни молодые люди начнут презирать закон Божий и повернутся к эллинским нечестивым обычаям. Это опозорит меня, но главное — я стану виновником погибели стольких душ! Так что уж лучше мне закончить жизнь сейчас.

Елеазара повели на казнь. Сквозь стоны мудрец обращался к Богу:

— Всеведущий и милосердный Господь! Ты знаешь, что я мог избежать смерти, но с радостью и любовью принимаю жестокие раны и муки, потому что страдаю для прославления Твоего святого имени!

Елеазар оказался прав: его мужество и стойкость, его готовность отдать жизнь за свои убеждения стали примером для многих.

Семь сыновей

Жили в Иерусалиме семь братьев знатного рода: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл вместе со своей матерью Соломонией. Братья были учениками старца Елиазара.

Конечно, братья знали, что случилось с их учителем. И были готовы к тому, что их может ждать подобная участь.

Их схватили вместе с матерью. Так как пленники были людьми знатными, их не стали судить в Иерусалиме, а отправили к самому царю, в Антиохию.

Антиох Епифан не придумал ничего нового — братьев и их мать поставили перед подносом со свининой:

— Ешьте! — приказал царь.

Пленники, помня пример учителя, отказались. Тогда их стали принуждать к нарушению закона силой. Наконец старший из братьев обратился к царю:

— Чего ты хочешь добиться от нас? Мы умрем, но не преступим отеческие законы.

Епифан был в страшном гневе!

— Разведите огонь! — кричал он. — Раскалите сковороды, вскипятите котлы!

Всё было исполнено.

Пока старший брат мужественно терпел истязания, братья, понимая, что за ним придет и их черед, поддерживали и утешали друг друга:

— Господь милостив, Он будет милосерден к нам.

Когда старший брат скончался, на его место вывели второго. И его принуждали съесть запрещённую пищу, но и он, не испугавшись палачей, отказался нарушить закон Божий и в последние свои мгновения прокричал царю:

— Ты лишаешь нас земной жизни. Но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной!

Затем к царю вызывали по очереди третьего, четвертого, пятого, шестого брата… Каждый вёл себя перед лицом мучителей отважно, твёрдо и говорил Антиоху о Боге, о том, что возлагает на Него надежду и знает: Бог опять оживит его для будущей жизни. Говорили юноши и о том, что земной царь, конечно, имеет власть над людьми, но над самим царем властен Господь! И Он ещё покажет Антиоху Епифану Свою великую силу!

А что же мать? Она тоже утешала и поддерживала каждого из своих сыновей. Обнимая их, Соломония напоминала своим мальчикам, что после земной жизни Творец даст им жизнь вечную, в которой все они вновь встретятся.

Наконец пришла очередь последнего, младшего сына. Антиох сам обратился к мальчику:

— Клянусь, если ты отступишь от ваших глупых законов, я озолочу тебя! Ты будешь жить в роскоши и неге! Я дам тебе высокую должность, ты будешь повелевать людьми! У тебя будет всё, что только может желать человек! Ты видел, что стало с твоими братьями — неужели ты хочешь такой же участи?

Но мальчик не желал слушать царя. Он прощался с матерью: да, милостивый Бог сделает так, что они встретятся с ней и братьями в новой, вечной жизни!

А потом младший сын обратился к царю:

— Мои братья, которых ты сегодня пытал, терпели недолго, но получили вечную жизнь. А ты, по Божьему суду, понесешь справедливое наказание за свою гордыню! Я, как и братья мои, предаю и душу и тело за законы отцов и призываю Бога, чтобы Он поскорее смилостивился над моим народом!

Услышав такое от совсем юного человека, Антиох был вне себя от ярости! Мальчику досталось больше пыток, чем его братьям. Младший брат принял свою кончину чистым и праведным.

Соломония стояла над телами сыновей. Слезы текли по её щекам. Но вот она вскинула руки к небу и, помолившись, предала свой дух в руки Божии. Мать умерла вместе со своими детьми. Она не смогла отступиться от Господа, осталась Ему верной, как и её сыновья. Соломония сумела вырастить и воспитать своих детей такими, что в самый тяжелейший момент они сохранили мужество, твёрдость и преданность своей вере.

Победа

Недолго торжествовал царь-мучитель! Подвиг семи братьев и их матери воодушевил священника Маттафию и его сыновей, в том числе Иуду по прозвищу Маккавей, что в переводе с еврейского языка означает «молот».

По характеру он действительно был твердым как молот. Иуда сумел собрать воинство и поднять восстание против царя Антиоха Епифана. Мужественно сражаясь, они победили нечестивого правителя, очистили Иерусалимский храм от идолов, а Иудею — от язычества. В храме снова стали проводить богослужения, а страна наконец получила свободу от иноплеменных захватчиков. Изгнанный же царь Антиох поплатился за свои злодеяния: его настигла страшная болезнь, от которой он умер.

Об этих событиях нам рассказывает Библия, а именно те её части, которые называются в честь славного защитника иудейского народа Маккавейскими книгами. А защитников веры во время гонений Антиоха Епифана и мучеников, претерпевших пытки за свою веру, в том числе мудреца Елеазара, Соломонию и семерых её сыновей, стали звать Маккавеями.

После Воскресения Христа ученики Его — апостолы и другие первые христиане, — тоже подверглись жестоким гонениям за свою веру. Таким образом мученики-Маккавеи стали прообразом мучеников за Христа, и в нашей православной Церкви они почитаются как святые.

Источник: https://foma.ru/makkavei-istorija-svjatyh-muchenikov.html