Сергий Радонежский: русский исихаст против духовного одичания
Жизнь преподобного Сергия пришлась на период, когда Русь была под властью монголо-татарского ига. Существование под жестким контролем Золотой Орды привело к нравственному упадку: простого человека земное интересовало гораздо больше, чем небесное.
В этих условиях радонежский игумен Сергий сумел возродить русское монашество, объединить народ, воодушевить русских князей на борьбу с иноземными захватчиками, задать новый вектор культуре.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что главное чудо преподобного Сергия – он сам
Монах-миротворец и благословение князя
В историю преподобный Сергий вошел как монах, благословивший московского князя Димитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, на борьбу с монголо-татарами. «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником. Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш», – сказал игумен и послал на поле брани двух схимников своей обители, опытных воинов Андрея Ослябю и Александра Пересвета.
Этот эпизод подробно описан в «Сказании о Мамаевом побоище», относительно позднем источнике, созданным спустя 100–150 лет после Куликовской битвы. Возникает закономерный вопрос: насколько достоверно изложены события? Какой была встреча князя и монаха на самом деле? Виделись ли они вообще или Сергий лишь передал князю свое благословение? Как монахи-схимники могли участвовать в бою? И у сторонников версии, изложенной в «Сказании…», и у ее критиков есть свои аргументы.
Тем не менее в летописных рассказах о битве на поле Куликовом Димитрий Иванович показан не только как воин-освободитель, но и как защитник веры, а Мамай – как гонитель христиан. Упоминающееся в том же тексте благословение Сергия Радонежского подчеркивает богоугодность битвы с татарами, а также единство князя, народа и Православной Церкви перед лицом внешнего врага.
На протяжении веков память об этом хранили как духовное сокровище. «В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России», – подытожил в предисловии к своей книге «Преподобный Сергий Радонежский» Борис Зайцев.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену с еще большим почтением. В 1389 году он пригласил его скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну. Он должен был прийти на смену способствовавшему распрям и раздробленности лествичному праву (передаче наследных прав сперва по горизонтали – между братьями, а лишь затем по вертикали – между поколениями).
Сергий стал авторитетом и для других князей: он примирил раздор нижегородских правителей и убедил рязанского князя Олега отказаться от войны с Москвой.
В чем твоя сила, брат?
М. В. Нестеров. «Труды преподобного Сергия». Триптих, 1896–1897. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Преподобный Сергий был одним из первых русских последователей учения о деятельном исихазме. Сила его молитвы была очевидна для современников. При этом преподобный не практиковал ношения железных вериг или стояние на столпе – его аскезой были прежде всего пост и труд.
Русские исихасты постигали «умную молитву», опираясь на древнюю святоотеческую традицию и сочинения своего современника – преподобного Григория Синаита, который возродил практику Иисусовой молитвы на Афоне (переводы его сочинений, сделанные в XIV веке, были в библиотеке основанного преподобным Сергием монастыря; некоторые исследователи считают, что игумен и сам владел греческим). Кроме того, многие монахи в то время совершали паломничества на Афон и там учились Иисусовой молитве. «Исихасты ставили внутреннее над внешним, безмолвие над обрядом… Центром новых настроений стал Троице-Сергиев монастырь», – писал Дмитрий Лихачев.
«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, – отмечал Василий Ключевский. – Своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».
По мнению историка, именно это духовное обновление, воодушевленное скромным иноком, русские люди XIV века сочли чудом.
Стая учеников и духовная колонизация
П. Рыженко. «Сергий Радонежский». Фото: pinterest.com
Современники преподобного Сергия нередко считали иночество буквально «вторым крещением», эдаким «билетом в рай» (именно поэтому среди бояр были распространены предсмертные постриги). Преподобный Сергий своим примером вернул его подлинное понимание: постриг не гарантия спасения, но лишь возможность для него.
При этом после Батыева нашествия русские монастыри переживали упадок. Большинство было разорено. Общежительные монастыри – основа монашеской жизни – почти исчезли. Остались немногочисленные особножительные обители, члены которых жили отдельно друг от друга и виделись лишь на богослужении в церкви. Не было духовного наставничества и общинного духа. Монах из знатного рода мог жить, фактически, зажиточно, а инок из бедного сословия – голодать. В целом такие монастыри были городскими и ктиторскими (княжескими или боярскими), а обстановка в них мало способствовала аскетическим подвигам.
Преподобный Сергий (тогда еще Варфоломей) начал свой путь отшельником, что было весьма необычно – в глушь по традиции устремлялись опытные монахи, старцы. Постепенно вокруг него собралась братия.
Точная дата образования обители, впоследствии Троице-Сергиевой лавры, неизвестна. Один из предполагаемых вариантов – 1342 год. Создав общину, Сергий запретил братии просить подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили своим трудом, сам подавая им в этом пример.
А к периоду 1364–1376 годов исследователи относят введение в монастыре общежития вместо особножительства. Это было возвращением к традициям монастырей Киевской Руси. Проведение общежительной реформы вызвало недовольство у части братии («яко не хотети Сергиева старейшинства»). К тому же претензии на главенство предъявил и старший брат Сергия Стефан, с которым они вместе начинали пустынническую жизнь («И кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?»).
Чтобы избежать конфликта, Сергий (как потом оказалось, временно) покинул обитель. Тем не менее общежительный устав прижился.
Житие преподобного Сергия содержит описание чудесного видения: однажды, когда было уже темно, небо внезапно осветилось, и Сергий «увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря. И голос был слышен, говорящий: „Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти“». Оно оказалось пророческим.
При жизни преподобный лично основал несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), более 40 обителей было основано его учениками, и еще около 50 монастырей основали их последователи.
Если ранее все монастыри возникали в городах или поблизости от них, то теперь наметилась тенденция к «духовной колонизации»: новые монастыри все чаще возникали в пустынной, мало освоенной местности и сами становились центрами притяжения. Духовный ландшафт северо-восточной Руси совершенно преобразился!
Сегодня преподобный Сергий Радонежский почитается не только в Православной Церкви по всему миру, но и католиками, и даже англиканами. Его память отмечается 18 июля (день обретения мощей) и 8 октября (преставление).
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/sergij-radonezhskij-russkij-isihast-pr...