Подборка образцов из мира высшей символики сакральных духовных смыслов

Подборка образцов из мира высшей символики

сакральных духовных смыслов

Прот. Андрей Хвыля-Олинтер

«Абсолютная Истина существует,

так как существует личность,

которая произнесла это!»

«Какая-либо реальность существует,

только потому, что реальна

Единая Высшая реальность»

Разум человеческий

 

Данная заметка навеяна книгой: Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов: Их происхождение и значение. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 176 с. – (Язык. Симеотика, Культура. Малая серия.), а также другими аналогичными источниками, в том числе на которые ссылается ее автор.

 

Введение

(примеры для духовной интеллектуальной настройки)

 

Духовная, религиозная, сакральная жизнь в той или иной степени касается любого человека и любого социального организма. Она накладывает свой отпечаток на безусловно каждый артефакт, создаваемый в обществе. Более того, понять смысл и сущность артефактов крайне трудно без осознания такого влияния на мотивации и сознание людей.

В особенности это значимо при проникновении в сакральные тексты, знаки, символы, образы, обычаи, обряды, ритуалы. Тем паче в случае мистики, мистерий, священнодействий, богослужений и Таинств. Для подобной деятельности, прежде всего, необходимо освоение соответствующих специфических и метафорических языков, мышления, сознания, образа жизни, духа. Иначе все будет казаться обманом, ложью, сказкой, игрой, выдумкой, фантазией, иллюзией, спекуляцией, спектаклем, разгульными страстями, нервно-психическим и социально-психологическим недугом. Хотя очевидно, что во многообразном и контрастном духовно-религиозном мире (и мiре!) встречается всякое. В итоге из-за неприятия, непонимания, слабости, слепоты духовности у некоторых людей, далеких от здоровой внутренней жизни, формируются некие устойчивые ошибочные симулякры (ныне модный термин постмодернистской философии).

Для иллюстрации приводим два показательных примера из математики и теологии (взятые из Энциклопедий и Библии). В первом случае в них кратко описаны две великие теоремы, имеющие колоссальное духовное и мировоззренческое значение для всех областей научных теоретических и прикладных познаний и творчества, особенно для философии, феноменологии, математики и физики, а также искусства. Однако, если не разуметь использованный здесь математический язык, то можно истолковать эти теоремы как очередной бесполезный плод пустого умствования. В другом случае, при ознакомлении с двумя библейскими сакральными духовными фрагментами и символикой, возникает сходная ситуация. Тут мы встречаемся со сверх-вербальным пространством качественности, а не только количественности. А это совсем необычная метрика! (Следует отметить, что в Библии множество подобных мест.) Отрешение от ошеломляющей и часто опасной реальности духовного мира всегда приводит к роковым ошибкам… не только для отдельной личности, но и для стран, народов и всего человечества. А это – серьезная насущная проблема для духовной безопасности как таковой.

 

  1. «Нетер теорема — фундаментальная теорема физики, устанавливающая связь между свойствами симметрии физической системы и законами сохранения. Сформулирована немецким математиком Эмми Нётер (Е. Noether) в 1918. Нетер теорема утверждает, что для физической системы, уравнения движения которой имеют форму системы дифференциальных уравнений и могут быть получены из вариационного принципа механики, каждому преобразованию, непрерывно зависящему от одного параметра, оставляющему инвариантным действие (S), соответствует закон сохранения. Из условия обращения в нуль вариации действия, dS=0 (наименьшего действия принцип), получаются уравнения движения системы. Каждому преобразованию, при котором действие не меняется, соответствует дифференциальный закон сохранения. Интегрирование уравнения, выражающего такой закон, приводит к интегральному закону сохранения. Нетер теорема даёт наиболее простой и универсальный метод получения законов сохранения в классической и квантовой механике, в теории полей и т. д.

Непрерывными преобразованиями в пространстве-времени, оставляющими инвариантным действие (а следовательно, и уравнения движения), являются: сдвиг во времени и в пространстве, трёхмерное вращение, Лоренца преобразования. Согласно Нетер  теореме, из инвариантности относительно сдвига во времени следует закон сохранения энергии, относительно пространственных сдвигов — закон сохранения импульса, относительно пространственного вращения — закон сохранения момента количества движения, относительно преобразований Лоренца — закон сохранения лоренцева момента, или обобщённый закон движения центра масс системы (центр масс релятивистской системы движется равномерно и прямолинейно).

Нетер теорема относится не только к пространственно-временным симметриям. Так, из независимости динамики заряженных частиц в электромагнитных полях от калибровочных преобразований (калибровочная симметрия) следует закон сохранения заряда. Особенно важное значение Нетер теорема имеет в квантовой теории поля, где законы сохранения, вытекающие из наличия определённой группы симметрии, являются существенным источником информации о свойствах изучаемых объектов». (Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983).

Теорема Нётер: «Обобщённое векторное поле \vec vопределяет группу симметрий функционала S в том и только в том случае, если его характеристика \vec Q является характеристикой закона сохранения \mathrm{Div} \vec P =0 для соответствующих уравнений Эйлера-Лагранжа.»

 

  1. Теорема Гёделя (теорема неполноты)

Первая теорема Гёделя о неполноте формулируется следующим образом: Если формальная арифметика S непротиворечива, то в ней существует такая замкнутая формула G, что ни G, ни её отрицание ¬G не являются выводимыми в S. Теория, содержащая неразрешимое, то есть невыводимое и неопровержимое, предложение, называется неполной.

Вторая теорема Гёделя о неполноте. В формальной арифметике S можно построить такую формулу, которая в стандартной интерпретации является истинной в том и только в том случае, когда теория S непротиворечива. Для этой формулы справедливо утверждение второй теоремы Гёделя: Если формальная арифметика S непротиворечива, то в ней невыводима формула, содержательно утверждающая непротиворечивость S. То есть, непротиворечивость формальной арифметики не может быть доказана средствами этой теории. Однако наличествуют доказательства непротиворечивости формальной арифметики, употребляющие средства, невыразимые в ней.

«Когда речь заходит о самых выдающихся открытиях ХХ в., обычно называют теорию относительности Эйнштейна, квантовую механику, принцип неопределенности Гейзенберга. Однако многие крупные ученые — математики и философы — к числу величайших достижений научной мысли минувшего столетия относят и теорему Гёделя. Ведь если эпохальные прорывы в области физики дали возможность человеческому разуму постичь новые законы природы, то работа Гёделя позволила лучше понять принципы действия самого человеческого разума, и оказала глубокое влияние на мировоззрение и культуру нашей эпохи…

Наиболее распространенная, хотя и не вполне строгая формулировка Теоремы Неполноты утверждает, что «для любой непротиворечивой системы аксиом существует утверждение, которое в рамках принятой аксиоматической системы не может быть ни доказано, ни опровергнуто» … Оказалось, что математика неполна, неразрешима, и ее непротиворечивость нельзя доказать (в рамках той самой системы, непротиворечивость которой доказывается).»

 

Итак, наверняка мало кто слету действительно постиг выше написанное, однако сие не дает основания считать, что здесь всего лишь случай нездоровой выдумки… Перейдем к Библии… где напомним, преобладает мир внутреннего качества (сущности), а не только количества (формы).

 

Основная часть. Библейские примеры

Высшей символики сакральных духовных смыслов

 

Из Книги пророка Иезекииля (1,4-28):

1 И было в тридцатый год, в четвертый [месяц], в пятый [день] месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

2 В пятый [день] месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима),

3 было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,

5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека;

6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;

7 а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.

8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;

9 и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

10 Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.

16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.

18 А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.

19 И когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.

20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах.

21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах.

22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24 И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.

25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26 А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него.

28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Параллельные места к Иез.1:1-28.:

2Кор.12:1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

Деян.10:11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

Деян.10:3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

Деян.7:56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

Деян.9:10-12 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, 12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

Дан.8:1 В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде.

Дан.8:2 И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая.

Иез.10:15 Херувимы поднялись. Это были те же животные, которых видел я при реке Ховаре.

Иез.10:20 Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы.

Иез.10:22 А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его.

Иез.11:24 И дух поднял меня и перенес меня в Халдею, к переселенцам, в видении, Духом Божиим. И отошло от меня видение, которое я видел.

Иез.3:23 И встал я, и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня, как слава, которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лице свое.

Иез.43:3 Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лице мое.

Иез.8:3 И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование.

Быт.15:1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

Быт.46:2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.

Ос.12:10 Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи.

Ис.1:1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.

Иоил.2:28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

Иоан.1:51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Лук.3:21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

Матф.17:9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Матф.3:16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

Чис.12:6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;

Откр.19:11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Откр.4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

 

Из Откровения Иоанна Богослова (4, 1-11):

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено.

Параллельные места к Откр.4:1-11.:

Деян.10:11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

Деян.7:56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

Исх.19:24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их.

Исх.24:12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.

Исх.34:2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы;

Исх.34:3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.

Иоан.16:13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Лук.3:21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

Мар.1:10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

Матф.3:16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

Откр.1:10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

Откр.1:19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

Откр.11:12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.

Откр.16:17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

Откр.22:6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.

Для более совершенного понимания данной библейской темы можно, например, обратиться к книге Преподобного отца нашего Макария Египетского «Духовные беседы, послания и слова. Беседа первая: Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем» (Перевод с греческого при Московской Духовной Академии).

Далее приводим два образца (из великого множества) традиционной христианской библейской символики. Они являются такими смысловыми текстами, в которых используется визуальная информация в строгом соответствии с объективными духовными законами. Традиционность, упомянутая здесь, следует вовсе не из косности, а наоборот - из истинной и верной любви к Богу, себе и ближнему, что единственно дает наибольшую свободу личности…

Здесь пример истолкования великого смысла и значения образной символики Евангелистов, которая принята в Православии.

В этой иконе каждый символ-образ несет высочайшие смысл и значение…

Тут пространство не количественных, а качественных духовных образов.

 

В заключение помещаем несколько высказываний ряда всемирно известных ученых, которые раскрывают их отношение к взаимодействию науки и веры (взяты из православных источников).


http://www.webslivki.com/upictures/u15_plank.jpgМакс Планк (1858-1947), немецкий физик. Основоположник квантовой физики. Нобелевская премия по физике 1918 г. "За открытие квантов энергии".

Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно- практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времён, мужи как Ньютон, Кеплер, Лейбниц были проникнуты духом этой религии христианства».


http://www.webslivki.com/upictures/u15_spirin.jpgАлександр Спирин (р. 1931), российский биолог, академик РАН, ведущий российский специалист в области молекулярной биологии:

«Я глубоко убеждён, что «перебором», путем эволюции невозможно получить сложный прибор... это таинственное, я бы сказал, «божественное» соединение - РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать».

 


http://www.webslivki.com/upictures/u15_newton.jpgИсаак Ньютон (1643-1727) Английский физик, математик, астроном, философ. Основатель дифференциального и интегрального анализа, теории дифференциальных уравнений, законов механики. Его именем названа единица силы.

"Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот - мое первое и последнее слово".

"Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель Вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, которое я называю Господь Бог". (Principia Philosophiae)

"Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история. В своей жизни я познал два важных фактора: первое, что я великий грешник и второе, что Иисус Христос в неизмеримом величии является моим Спасителем".

«Атеизм настолько бессмыслен и отвратителен человечеству, что никогда не имел большого числа учителей…». Статья Исаака Ньютона: Краткое изложение истинной религии. Из книги: Дмитриев И.С. «Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи». Издательство «Алетейя». С. 768-775.


http://www.webslivki.com/upictures/u15_dekart.jpgРене Декарт (1596-1650). Французский математик. Впервые ввел понятие переменной величины и функции. Основатель аналитической геометрии. В течение около 150 лет алгебра и аналитическая геометрия развивались преимущественно в направлениях, указанных Декартом. Его именем названа прямоугольная система координат (декартовы координаты).

«В каком-то смысле можно сказать, что, не зная Бога, нельзя иметь достоверного познания ни о чём».


http://www.webslivki.com/upictures/u15_paskal.jpgБлез Паскаль (1623-1662) Французский физик, математик. Явился основателем современной теории вероятностей. Паскаль изобрел ртутный барометр и измерил атмосферное давление. Сформулировал закон Паскаля. В возрасте шестнадцати лет Паскаль стал автором “Опыта о конических сечениях”. “По своему значению, — уверяет Гильберт, — это сочинение сопоставимо с работами Архимеда". В возрасте 18 лет изобрел первый цифровой калькулятор. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования.

"Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны".

"Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа. Познай, что человек - существо бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога".

"Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум".

"Разумное доказательство существования Бога невозможно. Однако, то или иное решение о его существовании каждый из нас принять должен. Если вы решите, что Бог есть, то вы во всяком случае ничего не потеряете, даже, если после вашей смерти окажется, что вы были не правы. Если же вы решите, что Его нет и ошибетесь, то вас ждет страшное наказание".



http://www.webslivki.com/upictures/u15_leibnits.jpgГотфрид Лейбниц (1646-1716), немецкий математик и философ. Наряду с Ньютоном - автор дифференциального и интегрального исчислений.

"Когда какая-нибудь вещь среди творений Бога кажется нам достойной порицания мы должны заключить, что она недостаточно нами понята и что мудрец, который постиг бы ее, решил бы, что невозможно даже желать чего-либо лучшего".

 


http://www.webslivki.com/upictures/u15_eiler.jpgЛеонард Эйлер (1707-1783). Швейцарский математик, физик, механик и астроном. Впервые вводит понятие функции комплексной переменной, находит связь между тригонометрическими и показательными функциями. Положил начало аналитическому методу в теории чисел. Эйлер был одним из творцов современной дифференциальной геометрии и вариационного исчисления. Несмотря на то, что последние 15 лет жизни Эйлер был слепой, почти половина его трудов создана в последнее десятилетие жизни.

"Библия ничего не теряет от возражения неверующих, так же, как и геометрия, по отношению к которой тоже встречаются возражения".

 


http://www.webslivki.com/upictures/u15_lomonos.jpgМихаил Ломоносов (1711- 1765) - русский ученый. Заложил основы атомно-молекулярного учения, получившего развитие лишь спустя столетие, основы кинетической теории теплоты. Основатель Московского университета.

"Правда и Вера - две сестры, родные дочери Одного Всевышнего Родителя".

"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, а в другой - свою волю. Первая - видимый сей мир, им созданный. Вторая - Священное Писание".

"Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири можно научиться астрономии и химии".


http://www.webslivki.com/upictures/u15_amper.jpgАнри Ампер (1775-1836), французский физик. Работы по изучению взаимодействия проводников с током (закон Ампера). Его именем названа единица электрического тока и прибор для измерения силы тока - амперметр.

"Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей".

"В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу. Хотя Бог скрывается в Своем творении в некоторой мере так, как действительные движения звезд скрываются мнимыми, однако мнимые движения звезд ведут к познанию действительных, и, подобно этому, знанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства".


http://www.webslivki.com/upictures/u15_ersted.jpgХристиан Эрстед (1777-1851), датский физик. Открыл связь электричества и магнетизма, термоэлектричество. Его именем названа единица напряженности магнитного поля.

"Всякое основательное знание природы ведет к познанию Бога".

"Все бытие есть сплошное творение Бога, всюду отпечатлевшее на себе бесконечно совершенный, неизменяемый Его разум. В нашем сознании это непрерывное действие Божественного разума и его вечное тождество с Собою делается законами природы".



http://www.webslivki.com/upictures/u15_koshi.jpgАнри Коши (1789-1857), французский математик. Один из числа самых великих математиков мира, внесший колоссальный вклад в теорию аналитических функций, теорию дифференциальных уравнений, математическую физику, теорию чисел, геометрию, автор классических курсов математического анализа.

"Я христианин, т. е. верую в Божество Исуса Христа, как и Тихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков... Во всем этом (христианском вероучении) я ничего не вижу, что сбивало бы с толку мою голову, было бы ей вредно. Напротив, без этого святого дара веры, без знания о том, чего мне надеяться и что ожидает меня в будущем, душа моя в неуверенности и беспокойстве металась бы от одной вещи к другой, и эта тревога души и неуверенность в мыслях есть то, что нередко производит отвращение к жизни и может в конце концов повести к самоубийству".


http://www.webslivki.com/upictures/u15_faradei.jpgМайкл Фарадей (1791–1867), английский физик. Открыл закон электромагнитной индукции, сконструировал первый электромотор. Его именем названа единица электрической емкости.

"Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?".


http://www.webslivki.com/upictures/u15_joul.jpgДжеймс Джоуль (1818-1889), английский физик. Построил термодинамическую температурную шкалу, рассчитал теплоемкость некоторых газов, вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры. Закон Джоуля-Ленца. Его именем названа единица работы (энергии).

«Перед нами великое разнообразие феноменов, которые явно свидетельствуют о мудрости и благости великого Архитектора Вселенной».

 

 

Православный академик РАН Раушенбах Б.В.

Одна из книг академика Раушенбаха Б.В.