О НАШЕМ ПРЕОБРАЖЕНИИ Оптимистичные заметки по поводу того, меняются ли люди к лучшему
Преображение. В этот день мы думаем, читаем и слышим о том, что произошло с Сыном Божиим и тремя Его учениками на горе Фавор. Кроме этого исключительного, исполненного глубоким смыслом события уделяем массу внимания освящению яблок и прочих плодов щедрого августа…
А что если поговорить о нашем преображении? Разве не это главная задача в жизни верующего человека? И вообще, меняются ли люди? Преображаются ли к лучшему после того, как много лет молятся, постятся, исповедуются, причащаются? Скажете: что за вопрос? Конечно да!
Но, откровенно говоря, ответ не столь очевиден. А вот еще вопрос: может ли человек измениться кардинально, раз и навсегда? Ведь, согласитесь, хочется надежных, необратимых процессов изменения к лучшему нас самих и других кающихся христиан. Чтоб пройти точку невозврата – и все! Ведь хочется!
Ан нет! Жизнь постоянно разочаровывает и «путает карты». Реальность такова, что привычки, навыки, пороки, страсти гораздо чаще, чем хотелось бы, берут над нами верх. И порой кажется, что они – наше второе «я», а может, и первое.
У меня, как журналиста со стажем, накопился грустный архив случаев, когда после написания оптимистичного, хвалебного материала о людях, пришедших к вере, или по любви вступивших в брак, или принявших монашество либо священный сан, спустя энное количество лет узнаешь, что герои статьи сошли со своего светлого, прекрасного пути и стали жить как-то иначе, отказавшись от своих обетов и прежних убеждений.
Хотя чаще всего случаются не столь жесткие изломы траектории судьбы: люди просто возвращаются к своему прежнему образу жизни – к тому, чем жили до того, как стали верующими, остывают что ли. Так что же с нами происходит? Одна знакомая матушка весьма точно выразила это в стихах:
Вначале чистое горенье,
Стремленье к Царству Твоему.
Потом мерцанье…
После тленье…
Ну почему, ну почему?!
(Юлия Оношко)
Прошло 30 лет с того времени, как граждане безбожного Советского Союза получили возможность вернуться к вере, прийти в храмы. И к чему же мы пришли? Без претензий на масштабные, глобальные оценки и выводы скажу только о хорошо знакомых мне людях.
Да, разочарований много! Например, в одну многодетную семью я много лет приходила согреться душой возле уютного семейного очага. Брала интервью. Супруги складно и красиво говорили о том, как они любят друг друга, как строго по Божьим заповедям строят свои отношения и воспитывают пятерых детей… Сейчас они в разводе, причем у каждого новый возлюбленный и иное отношение к церковной жизни. Несколько моих давнишних знакомых из женского монастыря ушли в мир после более чем 10 лет пребывания там в статусе инокинь и монахинь. Два прекрасных уставщика, у которых глаза чуть ли не каждый день светились пасхальной радостью, более не участвуют в совершении служб и занялись совершенно мирскими, светскими делами. И так далее, так далее, так далее… Хотя веру эти люди все же не потеряли.
Но не спешите судить и давать оценки! Как мы, журналисты, когда спешим делать эффектные выводы, подытоживать, озвучивать для широкой аудитории то, что еще не вызрело, не состоялось, не увенчано финальной точкой. Но, с другой стороны, попробуй проследить всю жизнь героев публикации и узнать, что им удалось, а что нет. И кто может предвидеть развитие событий, кроме Бога?
Согласитесь, что и себе самому порой не можешь простить то, от чего ушел, отказался. Особенно тяжело осознавать, что не смог, не дотянулся до более высокой планки, что отступил… А значит, не будешь в числе первых, избранных… Только зачем? У Бога ведь и последние могут стать первыми…
Хочу предложить вам просто парадоксальный ответ на вопрос, меняются ли люди: они могут меняться, внешне не меняясь. Как так? Это трудно выразить, но я попробую, опираясь на слова духовно опытных людей, которые в свое время утешили и поддержали лично меня.
Никогда не забуду беседу со старенькой монахиней Матроной из Полоцкого женского монастыря. Эта матушка, которая еще во времена Сталина работала учительницей, видимо, прошла в своей жизни огонь, воду и медные трубы и с какой-то детской убедительностью и трогательностью сказала:
«У Господа все так сложно, так для нас непонятно… У Него один вздох может заменить десятилетия труда и страданий. Вот дал Господь человеку немощь и положил ему на сердце такое чувство своего ничтожества, немощи, что человек вполне может покаяться. И не всенародно, не вслух, а в душе… Все главное – в сердце!
Человек лежит уже на смертном одре, уже готов ко всему… И тут Господь открывает ему Свою силу, Свою милость – и человек кается… Кается в душе, ничего никому не сказав. Люди думают, что он ушел такой же, какой и был, а он уже ушел совсем другой! Он уже ближе к Богу».
А вот отрывок из случайно (а на самом деле, очень и очень даже вовремя) услышанной беседы митрополита Антония Сурожского. Запись этой не известной широкой публике встречи с московской интеллигенцией сделал и сохранил на кассетном магнитофоне один из ее участников:
«Воля Божия не заключается в том, чтобы ты поступил как можно более нравственно и правильно. Часто воля Божия между двумя или тремя правильными выходами выберет тот, который мы меньше всего ожидаем. Потому что Бог не ищет того, чтобы каждый наш поступок или действие были как можно более совершенны. Он ищет, чтобы они были более целесообразны. Это значит, что Бог хочет привести нас куда-то. И есть моменты, когда ошибочный поступок может дать больше пользы, чем непонятый нами правильный поступок.
Пример. В жизни святого Иоанна Колова есть рассказ о том, как к нему пришел молодой монах и сказал: “Давай вместе возблагодарим Господа – с меня сняты все искушения”. Святой Иоанн спросил: “Когда ты чувствовал себя более зависимым от Бога и более беспомощным – тогда или теперь?” – “Тогда”. – “Когда ты молился пламеннее, всей душой?” – “Тогда”. И сказал ему Иоанн: “Иди обратно в пустыню и умоли Бога вернуть все твои искушения – ты еще не созрел для того, чтобы жить без них”.
Поэтому, когда мы стремимся к тому, чтобы все в нашей жизни было чисто, правильно, гладенько, закончено, мы не всегда ищем то, что нам нужно. Искание пути иногда важнее, чем результат поиска.
Если ты закроешь глаза, и тебя возьмут за руку и приведут к цели так, что ты не будешь знать дороги, по которой шел, то ты будешь в десять раз беднее того человека, который прополз весь этот путь и знает каждый камень, каждую извилину на нем».
Во-первых, говорить стоит только о тех и для тех, кто хочет меняться. Всякий, кто доволен собой либо боится, либо ленится что-то менять, – не будет работать над собой.
Лишь когда появляется стимул, мотив, цель или же чаша страданий по поводу того, что не устраивает, испита до дна, – тогда человек сдвигается с мертвой точки и начинает путь к чему-то неизведанному. Без нашего желания перемен – их не будет. Мы можем даже отчаянно и упорно сопротивляться переменам, когда они будут посланы свыше. Новое пугает. Разве не так?
Не думаю, что наш жизненный путь – это прямая, которая идет только вверх или только вниз. Скорее, это спираль: ну, разве мы не ходим кругами по тем же самым проторенным дорожкам, разве не наступаем на те же самые грабли своих слабостей и страстей и не повторяем одни и те же ошибки? Однако!
Недаром сказано: нельзя дважды войти в одну и ту же реку! Мы всегда делаем новый жизненный виток в новом сочетании жизненных обстоятельств. И у нас всегда есть шанс для развития и преображения. Только бы вектор нашего внутреннего движения был направлен вверх – к свету. Это главное – вектор, направление.
И если снова что-то не получилось, не надо «ставить на себе крест», «опускать руки» или «лезть в бутылку». Нужно накапливать опыт, пусть порой не радостный, болезненный, опыт ошибок… Он же, по слову владыки Антония, – благословенный, данный свыше урок!
Еще, как мне представляется, путь большинства из нас можно сравнить с синусоидой. То вверх, то вниз – бесконечные колебания, пульсация. Мы то растем в нашем внутреннем, духовном развитии, то скатываемся вниз. Но, заметьте, никогда не возвращаемся в прежнюю точку – время несет нас по оси координат только вперед.
У архиепископа Иоанна (Шаховского) есть поэтическая аллегория в шести строках о том, что человек не может все время быть на духовном подъеме и поддается желанию расслабиться, оглянуться на что-то привычное и часто греховное:
Душа подобна Лотовой жене,
Не остается долго в вышине.
Оглядываясь на Содом,
Отыскивает там свой дом,
И, каменея, смотрит в ту юдоль,
Где смерть свою оставила и боль.
Хотя, конечно, бывают исключения – но их немного. И я уж точно к таковым не отношусь. Именно поэтому так ценны крупицы духовной мудрости, которые подобно манне небесной падают тебе прямо в ладони в минуты мучительных недоумений и уныния. И «опыт – сын ошибок трудных» наконец приносит чудные открытия.
Если нам будет казаться, что ни мы, ни другие люди не меняются, постоянно возвращаясь к своим греховным страстям и навыкам; если мы будем совершать ошибки и получим массу душевных травм; если будем чувствовать себя беспомощными перед лицом своих слабостей, привычек и зависимостей – это не значит, что мы духовно умерли.
Этот вроде бы однообразный процесс – как вдох-выдох-вдох, удар-тишина-снова удар – пульс и дыхание нашей жизни!
И мы с вами видим только внешние обстоятельства. А что творится в глубине души человека, какие синусоиды и спирали он преодолевает и чего ищет – нам неведомо. Это тайна Промысла Божия о каждой душе – она должна вызреть. Кому-то это удастся лишь к моменту смерти, как сказала об этом монахиня Матрона, а кому-то раньше…
Нам не всегда понятны исцеляющие пути любви Божией, непонятно, почему Он разрешает человеку блуждать и ошибаться. А потому не стоит торопиться с выводами. Не стоит клеймить кого-то позором или заниматься самобичеванием.
Уж лучше верить, что наши усилия обязательно принесут результат – нужный нам и Богу.
18 августа 2022 г.
Источчник: https://pravoslavie.ru/147768.html