Вы здесь

О КАВКАЗСКИХ ОТШЕЛЬНИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ

«Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 38) — эти слова, написанные апостолом Павлом в первые века христианства, как никакие другие отражают делание монахов-отшельников, живущих в горах Абхазии в ХХI веке.

Монах Исаакий (Учкин)

Монах Исаакий (Учкин)Монах Исаакий (Учкин)

Известно, что некоторые благочестивые монахи, ища уединения, уходят по благословению духовников из монастырей в горы Кавказа. Так поступил и монах Исаакий[1]. Приняв постриг в обители преподобного Сергия, в 1990-х годах по благословению архимандрита Кирилла (Павлова; 1919–2017 гг.) он удалился в горы Абхазии. Как он жил и как подвизался — это великая тайна.

Отец Исаакий в юности был художником-авангардистом и в уединении продолжал занимался живописью, писал иконы. Его иконы украшают сейчас храм в селе Псху. А еще у батюшки был несомненный литературный талант: он писал небольшие рассказы и философские эссе.

В 2018-м году он пропал без вести в горах, и все поиски братии были тщетны. Спустя год (весной 2019 г.) духовный собор лавры поставил вопрос, что делать: исключать отца Исаакия из числа братии или нет. В это же время от иеродиакона Д. (который также подвизается в Абхазии) пришло письмо:

«…Отца Исаакия нашли на другой (от Решевы) стороне Бзыби, возле небольшой речушки, а рядом скалы, в которых есть пещеры. На черепе — пробоина, место крутое. Сорвался и упал на камни головой, могла и лавина снести. Вероятно, у него была там тайная келлия, потому что на нем был рюкзак (в нем — орехи и чай), а еще была большая пластиковая бочка. Видимо, равновесие не удержал и сорвался. К весне остались одни кости, но звери их не тронули, повреждение только на черепе. Еще предполагают, что он мог в келлию по самодельной лестнице подниматься, а она прогнила, вот и сорвался оттуда (мы там ходили раньше: гора вся в пещерах, лазили по лестницам, которые делали из веревок и палок — это еще в середине 1980-х)».

После того как монаха Исаакия нашли, его погребли по монашескому обряду, облачив во все монашеские одежды (несмотря на то что большая часть тела за зиму истлела, зверями он тронут не был).

Пустынник по дороге в келлию на вершине горПустынник по дороге в келлию на вершине гор

Отцы-пустынножители составили следующее четверостишие в честь новопреставленного монаха Исаакия:

Даже гроба деревянного не надо мне,
Гроб пустынника — у него в душе.
К смерти готов ты всегда, везде,
Хорошо пустыннику помереть на тропе.

Преподобный Сергий всегда печется о своей братии, невзирая на то, где они подвизаются, а по смерти их оставляет в своем небесном чертоге. Теперь о брате монахе Исаакии молится вся лаврская братия, поминая его на литургиях и панихидах.

Иеросхимонах Н. с братией

Несколько раз в год спускается с гор в Сухуми иеросхимонах Н., чтобы исповедовать духовных чад и приобрести что-то необходимое для своего скита.

Иеросхимонаху Н. около 70 лет. Раньше он был насельником большого монастыря Украины и исполнял должностное послушание в обители. Желая уединенного жития, он удалился в горы Кавказа, со временем устроил там скит и собрал небольшую братию. До его скита в честь Святой Троицы идти достаточно долго, около 8 часов по непролазным лесам, горам и зарослям плюща. Это место называется Амткел — по названию озера. В начале 2021 года в скиту сгорел храм, и летом того же года братия решили воздвигать новый.

Чтобы приобрести минимальный провиант, на какое-то время отшельники спускаются с гор и останавливаются в доме, который находится в пригороде Сухуми. Рядом в подобном доме живут монахини. Матушки стараются послужить отшельникам чем могут, но монахи от всего отказываются из-за своей скромности, а также по причине свойственного им аскетизма.

Когда к нам спускался с гор отец Н., в этот же день спустился и монах Ф. Он прежде был насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ушел в горы по благословению духовника, архимандрита Кирилла, в 2000-м году. Когда мы с ним однажды прогуливались по горной речушке, то спросили его, почему он избрал отшельнический образ жизни. Подвижник ответил: «Бога невозможно любить на 98 процентов, Его надо любить на все сто». Это монах очень благоговейный и внутренне сосредоточенный. Он мало говорит. Во всем его духовном облике видны трепет и уважение, с которыми он относится к священнослужителям, — то, что поистине утрачено в современном обществе.

Жители Сухуми стараются всячески послужить монахам, которые ненадолго спускаются с гор. Чувствуется, что люди нуждаются в их молитвах и ценят их подвиг.

К северу от Сухуми, в районе поселка Команы, на небольшой возвышенности находится средневековый храм Святителя Иоанна Златоуста. Дорога в Команы лежит через села Яштуха и Шрома, сильно пострадавшие во время тяжелейших боев 1992–1993 гг. В течение последних двух веков Команский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества. Этот древний храм построен в XI в. В конце XIX века он был восстановлен с новыми пристройками: с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При строительстве колокольни нашли каменный саркофаг с мощами святителя Иоанна Златоуста. Именно здесь, в этом месте, он скончался 14 сентября 404 года, когда направлялся в ссылку в Питиунт, будучи изгнан из Константинополя по указу императора Аркадия. Поэтому и храм, и монастырь носят имя великого святителя.

Храм красиво украшен, паломникам на память раздают уменьшенные копии святительского гроба. Среди святынь, помимо саркофага и аналойной иконы Иоанна Златоуста с частицей его мощей, находятся икона Усекновения главы святого Пророка и Крестителя Иоанна, Иверская икона Божией Матери — покровительница этой земли, — особо чтимая в Абхазии икона «Избавительница», икона святого Василиска, скульптурное изображение головы Иоанна Крестителя на блюде. Недалеко от Коман, в горах, находится место третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Туда ведет тропа, устроена лестница и проложен паломнический маршрут.

За годы советской власти храм Святого Иоанна Златоуста сильно обветшал. Но в 1975-м году он был постепенно восстановлен на личные средства местного жителя Юрия Дмитриевича Ануа. Во время грузино-абхазской войны из храма исчезла Плащаница с изображением Иоанна Златоуста, вышитая еще в византийские времена монахинями, и до сих пор найти её не удалось. Был осквернен саркофаг. Но частицу мощей святителя Иоанна Златоуста удалось сохранить благодаря усердию Зои Ануа, ныне прихожанки храма.

До 1917 года здесь был монастырь Святителя Иоанна Златоуста. С 2001 года он возобновлен. В 2000-е годы здесь подвизались некоторые монахи и послушники, готовившиеся к пустынническому подвигу.

Михайловское кладбище

В двух километрах от Сухуми, на кладбище вокруг Михайловского храма, погребены многие подвижники и подвижницы. Недалеко от входа возвышается белая часовня с голубым куполом. Эту часовню построили над могилой иеросхимонаха Паисия (Уварова; 1952–2002 гг.). На черных мраморных табличках можно прочесть его краткое жизнеописание с эпитафией и наставлением:

 

«Сия часовня возведена на месте погребения блаженного иеросхимонаха Паисия, последние 20 лет своей жизни подвизавшегося в горах Кавказа. Пострижен в Троице-Сергиевой лавре, закончил Московскую духовную академию и семинарию. Известен как ревностный подвижник и опытный пастырь, своим личным примером многих приведший ко Христу.

Упокой, Господи, душу усопшаго Твоего раба иеросхимонаха Паисия и его святыми молитвами помилуй нас».

«Иеросхимонах Паисий
(в миру Уваров Петр Иванович),
родился в 1952 г. 13 декабря,
почил в 2002 г. 8 ноября.

Дай, Господи, в райских селениях
Вечную радость тебе и покой,
О нас помолися, блаженный Паисий,
И встречи на небе с тобой удостой».

«Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете это иметь между собой, то больше ничего не нужно, и всегда будете иметь в душе радость. Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри себя в душе своей, в сердце – мирную тишину любви, чтобы взгляд ваш ни на кого никогда косым не был. Прямо смотреть с готовностью на всякий добрый ответ и добрый поступок с сердечной искренностью. Последней своей просьбой я прошу вас об этом. Любите друг друга. Монашеская жизнь трудная, но она и самая легкая…».

Преподобный Серафим (Романцов; 1885–1976 гг.), настоятель Глинской пустыни, после её закрытия в 1961-м году приехавший в Абхазию, жил первоначально в Очамчири, затем у одного из прихожан села Илори, наконец обосновался в Сухуми, в Драндском монастыре. Он также был погребен на этом кладбище, и его честные останки пребывали здесь до обретения святых мощей. Могила с деревянным крестом сохраняется и почитается местными жителями.

Иеромонах С. и иеродиакон О.

Недалеко от Цебельды, в заброшенной деревне, живет иеромонах С. Он занимается пчеловодством и разведением разных животных, а также вырезает постригальные и параманные кресты для монахов. Именно от его скитка начинается горная дорога к отшельникам на Амткел, куда мы и отправились. Часа два-три приходится преодолевать крутой каменистый подъем в гору. Потом около четырех часов — по дороге, которую сделали охотники и лесорубы. А далее — около часа по непролазным зарослям плюща и красивого, но ядовитого рододендрона.

На всем этом длинном пути с горных вершин текут всего два источника.

Охотничья дорогаОхотничья дорога

По дороге с одной горы видно село Георгиевку, где жили подвижницы схимонахиня Елена и монахиня Нина[2]. Через некоторое расстояние с другой горы открывается прекрасный вид на окрестные горы, и, по сложившейся традиции, отшельники, проходя это место, поют тропарь Пасхи.

С горы — резкий спуск по зарослям душистого фиолетового и желтого рододендрона, на него было затрачено часа два. Здесь живет в уединении уже более 7 лет иеродиакон О., постриженик Почаевской лавры. Стоят две келлии: одна — где живет батюшка, другая пустует. Трапезная на улице, над нею наклонилось большое дерево, которое может упасть в любой момент и сломать трапезную вместе с пустующей келлией. Отец О. сказал, что «это дерево наклонилось для памяти смертной». Рядом с келлией — ульи. Сюда их принесли из келлии отца Ф.: отсюда поближе носить мед в город, чтобы обменивать его на необходимые продукты и вещи. Воды поблизости нет, монаху приходится подниматься за водой в гору, чтобы наполнить большие канистры.

Рано утром спустились мы с горы по лесу, пересекли речку и поднялись снова в гору. Эта дорога заняла часа 3–4. По другой тропе пройти было невозможно, так как недавно произошёл сход каменной лавины с гор, и она была завалена камнями. После этого ещё около двух часов шли по тропе к келлии монаха Ф. Там тоже крутой спуск, но не такой длительный и отдалённый, как к келлии отца О.

До монаха Ф. в этой же келлии подвизался 54 года схимонах Кассиан (Ермаков; 1927–2012)[3]. По всей видимости, до отца Кассиана на этом месте тоже кто-то жил, так как при укреплении фундамента были найдены старинные глиняные сосуды. Рядом с келлией расположены дровники, трапезная, переоборудованная из навеса для пчел. Недалеко келлия-храм с двумя деревянными лежаками. Храм — в честь Покрова Божией Матери. Перед праздником Покрова и после Пасхи монах Ф. спускается с гор, чтобы приобрести необходимые припасы на зиму и лето. Посередине строений стоит крест, перед которым служатся лития по «подвизавшимся на пустынном месте сем».

Келлия отшельника зимойКеллия отшельника зимой

Еда отшельников в основном состоит из травы, которая растёт рядом с келлией (лопухи и крапива) и овощей. На огороде выращивается немного фасоли и картошки. Чтобы разговеться на праздники рыбой, нужно спуститься к реке, но спуск такой трудный, что порой это предприятие не стоит «трапезного утешения». Однажды монахи посадили здесь персики, но как только они начали плодоносить, пришел медведь (их здесь много), поломал деревья и съел все плоды.

Недалеко от келлии отца Ф. по благословению отца Кассиана была построена другая, новая келлия. В ней первое время жил отец Ф. Сейчас она пустует.

Подъем в гору. Затем нужно идти по ровной дороге среди лесных зарослей, и только потом можно спуститься вниз к келлии монаха П. Они с отцом Ф. друг друга называют соседями, хотя дорога занимает около полутора часов. Монах П. живет в горах не так давно, около 5 лет. Иноческий путь начинал в Псково-Печерском монастыре (был там трудником), пострижен в монашество уже в горах. Питается он только хлебом и водой, выглядит очень молодо. На вид ему нет еще и 30 лет.

В дни памяти святителя Николая и апостола Иоанна Богослова в храме Покрова были отслужены литургии, на которые стеклась вся вышеупомянутая братия. Накануне — всенощное бдение, перед литургией — Исповедь. Все пустынники причащались. На литургии необычно звучало прошение на ектении «о пустыне сей, всяком граде и стране…». А в день Ангела Патриарха Кирилла (24 мая) после скудной трапезы было пропето многолетие «Великому Господину и Отцу нашему Кириллу…», как и во всех монастырях Руси.

Монашеское келейное правило пустынножителей не отличается от русских монастырей: три канона, два акафиста, кафизма, Евангелие и Апостол. На вопрос о количестве Иисусовых молитв братия нам не ответила — видимо, у каждого свое благословение.

По словам пустынников, самое тяжелое время для них — это зима, так как враг рода человеческого в засыпанной снегом келлии сильно искушает помыслами.

Филины, валуны и медведи

Один раз ночью к келлии отца Ф. прилетели филин и сова и всю ночь издавали свойственные им звуки. Один кричал: «Угу, угу, угу…», — на что другой вторил как бы смехом: «Ха-ха-ха…».

Как-то раз осенью с горы сорвался большой камень и с сильным грохотом летел прямо на келлию отца Ф. Монах находился в келлии. Ему казалось, что началось землетрясение или извержение вулкана. Казалось, беда была неизбежна. Однако перед самой келлией камень задержало дерево. Если бы не оно, камень разбил бы все постройки и задавил подвижника, который стоял на молитвенном правиле.

Если идти по непролазным лесам от келлии отца Ф. не менее 6 часов, можно прибыть к месту, где живут монахини. Одна их них ухаживала за пустынницей схимонахиней Марией в последние годы ее жизни. После преставления матушки Марии к ней приехала сестра, и они стали вдвоем жить на месте подвигов пустынницы.

Матушки рассказывают: один раз схимонахиня Мария шла по узкой тропе с большим узлом за плечами. А на тропе сидел медведь. Внизу — ущелье, наверху — гора. Матушка ласково обратилась к медведю: «Мишка, ты меня ведь пропустишь?» После этих слов медведь встал на задние лапы над ущельем, передними облокотился на скалу, и матушка прошла под ним.

Обратная дорога

Возвращаясь, мы шли через горные обвалы. На дороге у источника встретили испугавшегося нас медведя, который бежал, оставляя за собой след из сломанных деревьев.

Обратная дорога заняла у нас около 9 часов.

Источник: https://pravoslavie.ru/144754.html