Вы здесь

Живая Псалтирь

Публикуем отрывок из книги Сорокина В.В. "Живая Псалтирь".  Автор делится опытом молитвенного прочтения Псалтири. Он разбирает стихи построчно и раскрывает в них самые актуальные для верующего человека смыслы. Мы предлагаем читателям нашего сайта отрывок из этой интересной работы, посвященный 46-му псалму.

 

Где находится Царство Божье?

«Оно никогда не задумывалось Богом как нечто отдельное от нашего мира, как нечто пребывающее где-то на другой планете или вообще в ином измерении бытия…»

 

«Казалось бы, как можно перебросить мостик между книгой, написанной тысячи лет назад, и нашим современником, живущим в круговерти событий и лиц, среди гаджетов и мессенджеров, в непрекращающемся стрессе и с хронической усталостью в глазах? Оказывается, это возможно, ведь по сути своей человек не изменился. Как была его душа больной, израненной грехом и в плаче кричала Богу в знойной пустыне — “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!” — так и сегодня пытается закричать, да только слов не хватает…» — пишет в предисловии к этой книге, выпущенной издательством «Никея», протоиерей Петр Великанов.

 

 

Автор делится опытом молитвенного прочтения Псалтири. Он разбирает стихи построчно и раскрывает в них самые актуальные для верующего человека смыслы. Мы предлагаем читателям нашего сайта отрывок из этой интересной работы, посвященный 46-му псалму

Сорокин В.В. Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания. — М.: Никея, 2017

 

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 46: 1–10):

"Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте"

 

Псалом 46, вероятно, как-то ассоциировался с праздником дня Яхве (дня Господня), связанным, судя по тому, что мы сегодня о нем знаем, с воспоминанием об освящении Первого Храма, построенного Соломоном. Именно с этим событием соотносится опыт видений Престола славы — Бога, восседающего на сияющем Престоле в образе человека, облаченного в сияющую одежду. Одно из самых ярких описаний такого видения можно найти в шестой  главе Книги Исайи — оно открывается в Храме самому пророку...

Конечно, такие видения были значимы и сами по себе: они подтверждали, что Бог действительно пребывает в Своем Хра-ме, как и обещал. Но важным было и другое: так народу Божьему приоткрывалось (до прихода Христа именно приоткрывалось) Царство Божье. Что такое это Царство? Оно никогда не задумывалось Богом как нечто отдельное от нашего мира, как нечто пребывающее где-то на другой планете или вообще в ином измерении бытия. Изначально, в первый день творения, Царством был весь сотворенный Богом мир: Он весь был пронизан светом Божьего присутствия, а тьме в нем не было места вовсе: Бог разделил свет с тьмой, и тьма осталась где-то вне Божьего мира — как нечто несуществующее, как возможность, не ставшая действительностью.

Падение ангелов, а затем и людей, разделило мир. Некоторая его часть перестала быть Царством — воля, противостоящая Богу, увлекла за собой часть Божьего творения, подчинив (по крайней мере, частично) его себе. Конечно, в мире нет воли, противостоящей Богу и равной Ему по силе и могуществу, но есть воли сотворенных Им существ, от Него отвернувшихся, которые создают каждое свой особый, маленький, отдельный от большого Божьего мира мирок. Падший мир и есть пространство, в котором пребывают эти отделившиеся от Бога и Его Царства мирки — Бога отсюда не видно, и о Его присутствии можно лишь догадаться по тем следам, которые оставляет в творении Его присутствие. Совсем без Божьего присутствия падший мир не остается — иначе он прекратил бы свое существование, обратившись в небытие, из которого его вызывал Бог.

Царь Давид, пророк, псалмопевец

В этом отрезанном человеческим грехом от Бога мирке появляется Божий престол — пока лишь как видение, как образ, напоминающий о том, что подлинный мир, мир такой, каким Его создал и каким его видит Бог, является Его миром, Его Царством.

Царство не просто место, пространство, территория. Царство, даже земное, прежде всего, отношения царя и его подданных — тех, кто считает царя своим. У него в какой-то момент может не быть территории, но, пока у него есть подданные, он остается царем, а его подданные остаются его подданными, где бы они ни находились.

Если сказанное верно по отношению к земному царю, то еще вернее оно по отношению к Царю небесному: те, кто признает над собой Его власть, остаются Его подданными даже в мире, который сам по себе (пока) Ему не принадлежит, потому что Он отдал его во власть людей, которые на поверку оказались плохими подданными. Видения Престола славы свидетельствовали: те, кто считает себя подданными небесного Царя, могут быть спокойны — их Царь о них не забыл, не забыл даже тогда, когда они оказались в мире, взбунтовавшемся против своего Творца. Мир может восставать против Бога, но тех, кто остался Ему верен в этом мире, Бог не забывает.

Не случайно о Боге говорится, что Он «возносится при восклицаниях и при звуке труб»… Бог выходит навстречу тем, кто Его ждет и кому Он небезразличен в мире, где о Нем помнит не так уж много людей. Их молитва и их гимны вызывают у Него отклик — Он отвечает на обращение и призыв ищущих общения с Ним. Подданные свидетельствуют верность своему Царю — и Царь приветствует их и благословляет. Конечно, это еще не та полнота Царства, которая входит в мир со Христом и во Христе. Время прихода Мессии еще не настало, и Царство пока открывается словно из-за прозрачной, но совершенно реальной преграды. Оно еще не «приблизилось», как скажет о нем Спаситель, вышедший на проповедь. Но оно никуда не исчезло, оно здесь, и настанет день, когда все ищущие Бога смогут в него войти — и мир в конце концов снова станет Божьим Царством, каким он и был сотворен с самого начала.

Можем ли мы безоговорочно назвать себя подданными небесного Царя?

 

Печатается в сокращении