Вы здесь

Вход Господень в Иерусалим.

ВХОД ГОCПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе, праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах. 9: 9).

13 апреля, в воскресение, Святая Церковь вспоминает Вход Господень в Иерусалим. Этим днем оканчивается святая Четыредесятница и начинается Страстная седмица, последняя перед Пасхой. Вход Господень в Иерусалим называют также Вербным воскресением, неделей Ваий или Цветоносной. С этого дня в древности заканчивалась Постная Триодь и начиналась Цветная Триодь (отсюда ее название - Цветная).

     Накануне этого дня, в субботу, в нашем храме было совершено торжественное всенощное бдение, на котором присутствовали все священнослужители нашего прихода. К Празднику весь храм преобразился: зеленое облачение, цветы, приготовленные точно для встречи  Господа, грядущего на вольные искупительные страдания, венец из веток разнообразных цветущих растений, напоминающий терновый венец, которым иудеи венчали Христа, и вербы в руках людей, пришедших на службу. Сегодня наших прихожан было настолько много, что раздача хлебов, помазание маслом и освящение верб проходило и в храме и на улице. Но, слава Богу, несмотря на большое количество прихожан, тесноту и суету, которая порой охватывала нас, благодать и радость праздника, кажется, удалось почувствовать каждому.

     В самый день праздника в нашем храме были совершены две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустаго, за которыми причащались более 600 человек. На поздней Литургии традиционно множество детей причащали на улице из трех Чаш. И после ранней, и после поздней Литургии священники на улице освящали вербы, щедро окропляя их святой водой к огромной радости всех молящихся, в особенности детей.

 

  

 

 

 

  

 

  

  

 

 

 

 

История праздника.

 

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

     Обратимся к евангельской истории

 

     Ранняя весна 30 г. н. э. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.
 
     Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды...
 
     Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской...» (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.
 
     В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652-1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».
 
     Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!
 
     В 1683г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.
 
     Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?
 
Ю. Рубан
Портал "Azbyka.ru"
 

Вход Господень в Иерусалим. Дечаны, Сербия. Фрагмент фрески

 

Тропарь, глас 1.

Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, // благословен Грядый во имя Господне.
 
Другой тропарь, глас 4.
 
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних, // благословен Грядый во Имя Господне.
 
Кондак, глас 6-й.
 
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти: // благословен еси, грядый Адама воззвати.
 
Величание.
 
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: // благословен Грядый во имя Господне.
 
МР3 файл. Продолжительность 0:50. Размер 1.15 МВ.

 

Проповеди.

Фото: Комарова Божена.
Новости подотовили: Сергей Демидов, Стареев Михаил.