Соловецкие вечера: Анзерский остров
7 и 14 октября прошли очередные встречи из цикла Соловецких вечеров. 7 октября - "жизнь и труды свт. Филиппа Митрополита Московского", 14 октября - "Святые Анзерского острова".
![](/sites/default/files/journals/2013_10_7-14/kolichev.jpg)
Но во время самой встречи были также подняты вопросы связанные с царем Иоанном Грозным, Сталиным и Великой Отечественной Войной.
Кирилло-Белозерский монастырь называют Северным Афоном, Соловецкую обитель называют Северным Иерусалимом. А остров Анзер является по отзывам многих духовных людей "Святая святых" Соловецкого монастыря. Это был остров куда удалялись даже из святой обители иноки и любящие безмолвие и созерцание. На Соловецком острове подвизалось 10 - 15 отшельников, которые невидимо для людей и видимо только Богу совершали свой христианскй подвиг.
На встрече мы также узнали и о таком святом, как Елеазар Анзерский - инок, иконописец и резчик по дереву. Он по желанию своего сердца, получив благословение удалился на этот пустынный остров. Там предался молитве и созерцанию, ведя уединенный образ жизни.
![](/sites/default/files/journals/2013_10_7-14/eleazar_anzerskiy.jpg)
Проводя дни в безмолвии посте и молитве, святой Елиазар испытывал на себе козни бесовских сил, которые являлись ему в виде чудовищ, разбойников, даже в виде посланников от игумена Соловецкого монастыря. Но молитва святого торила чудеса и он с помощью Божией выходил победителем в духовной брани.
Однажды преподобный Елеазар принял решение оставить святой остров. Когда он шел к пристани на поле ему явилась Пресвятая Богородица. Богородица благословила его остаться и предела ему в дар посох и четки. Похожий случай произошел со святым Афанасием Великим на Афоне.
Со временем ко святому Елеазару стали приходить другие иноки и трудники, которым была угодна жизнь уединенная, не отвлеченная мирской суетой. Святой Елеазар становиться игуменом скита. Монахи-отшельники в скиту жили каждый в своей келье-избушке, молитвенное правило совершали уединенно, а в воскресенье и праздники собирались на общее богослужение.
Как не возможно утаить горящий светильник, так и не возможно было утаить человека достигшего высокой ступени святости: слава о святом Елеазаре достигла Москвы. Известен случай: когда у царя Михаила Феодоровича долго не было наследника, он стал искать святого который бы помолился Богу о продолжении царского рода. Игумен Соловецкого монастыря посоветовал царю обратится к святому Елеазару. Он был вызван в Москву и целый год жил в первопрестольной и вымолил у Бога наследника - Алексея Михайловича будущего царя Московского прозванного Тишайшим. Алексей Михайлович был благочестивым царем, преданным Церкви, любящим Бога и людей.
Как ни просил царь Михаил Феодорович святого Елеазара остаться в Москве, он не послушал, но удалился от славы человеческой на остров в свой скит. В качестве благодарности царь издал указ, в соответствии с которым скит на острове Анзер получал статус административной единицы и не находился более в подчинении у Соловецкого монастыря.
![](/sites/default/files/journals/2013_10_7-14/nikon.jpg)
Об этих страницах летописи Соловецкого монастыря 14 октября нам рассказывал Алексей Волков профессиональный соловецкий экскурсовод. Слушателей было около 20 человек, также присутствовал солвовецкий экскурсовод Алексей Алипичев, делавший ценные дополнения к материалу лекции.
На следующей встрече 21 октября планируется продолжение темы Анзерского острова и его святых. Будет рассказано о таком святом, как Иов Анзерский, об устроении Голгофо-распятского скита. Надеемся, что будущая встреча пройдет не менее интересно, чем прошедшая.
В ноябре несколько встреч планируется посвятить северным святым: преподобным Трифону Печенгскому, Феодориту Кольскому и Варлааму Керетскому.