Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейшего Патриарха Кирилла
"Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям? Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе?..."
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Крестопоклонное воскресенье. Мы вспоминаем слова апостола Павла о том, что крест для иудеев — соблазн, а для эллинов — безумие (см. 1 Кор. 1:23).Почему же Господь избирает крест как орудие спасения, если у практически всех жителей Римской империи этот предмет вызывал чувство смятения у одних и полную неприязнь у других? Действительно, римских граждан не казнили на кресте, даже если они совершали тягчайшие преступления, — им отрубали головы. На кресте распинали только тяжко провинившихся рабов — это был удел изгоев, которые по своему социальному положению занимали самую нижнюю ступень и к тому же осуждались как разбойники, преступники. А для иудеев крест — соблазн, ведь мертвое тело иудеи старались сразу убрать с глаз. Такова была традиция — хоронить в первый день. Мертвое тело презирали, оно вызывало чувство смятения, дискомфорта; его нужно было убрать из человеческой жизни, что и делали незамедлительно.
Можно себе представить, как воспринимали умирающего на кресте Спасителя язычники. Проходившие мимо креста кричали «уа» (см. Мк. 15:29), выражая свою ненависть, потому что само тело Его вызывало отвращение, а уж поелику было сказано, что это преступник, то всеобщее отвержение. Для иудеев это было абсолютно неприемлемое зрелище — мертвый на кресте, на котором написано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). И этот Царь висит на позорном кресте — какие же чувства негодования и злобы были в сердце у людей!
Где же были апостолы? А они в страхе убежали, и, наверное, это была естественная реакция. Ведь они верили, что Иисус Назарянин есть действительно Царь Иудейский. Они верили каждому Его слову. И вдруг пред ними умирающий Учитель, опозоренный, висящий на кресте и поругаемый толпой… Так исполнились слова Спасителя: «Все вы соблазнитесь обо Мне» (Мк. 14:27). Все, включая апостолов. Ибо слишком сильным был вызов, слишком больно обожгло сердца апостолов все то, что произошло, — особенно позорная смерть Учителя на кресте.
Возникает вопрос: «Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям?» Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе? И ответ может быть только один — смертью Спасителя была показана слабость человеческой природы. Крестная смерть свидетельствовала о том, что никакими человеческими силами невозможно спасение, что никому из людей не дано вернуть потерянный рай. Это выше человеческих сил, выше человеческих возможностей, и потому так ужасна картина смерти Спасителя, так ужасен этот кажущийся финал евангельской истории.
Но мы знаем, что за ним последовало Воскресение Спасителя. Однако Воскресение не было явлено всему народу, а лишь ограниченному кругу людей. Почему же Господь именно так обратил Свою весть ученикам и всему народу? Почему именно через это испытание Он провел каждого, кто хотел верить в Него как в Спасителя? В каком-то смысле этот вопрос и сегодня обращен к нам. Некоторые люди с удивлением говорят «Где же Бог?», если видят, что происходит нечто несправедливое, скверное, гадкое. Где же промысл Божий, если видишь, что пути человеческой истории все дальше уходят от Бога? Многие не могут понять эту тайну истории рода человеческого и спрашивают: «Если бы Бог был, неужели бы Он такое допустил?» И для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему Бог все это допускает, нужно взглянуть на распятого на кресте Христа Спасителя.
О чем же говорит этот крест? Он говорит о полной человеческой немощности, о неспособности людей не только достичь Царствия Божия, но даже добрых жизненных целей. У человека никогда не хватило бы сил, если бы через крест и Воскресение не явлена была нам Божественная благодать, которая спасает человека, которая наполняет силой, могущей преобразовать его в сына Божиего. Благодать, которая меняет ход человеческой жизни, когда, казалось бы, всякая надежда на спасение исчерпана. Благодать, которая из камней сих соделывает детей Авраама (см. Мф. 3:9).
И как все это зримо сегодня в нашей жизни! Могли мы с вами поверить, что в безбожной Москве будут построены сотни храмов? Что люди XXI века будут наполнять эти храмы с горячей верой, с упованием на волю Божию? Какой человеческой логикой объяснить возрождение нашей Церкви, возрождение веры в сердцах наших людей? Но все это происходит, и не потому что мы с вами герои, не потому что мы такие умные, правильные, а потому что по молитвам святых угодников Божиих и по молитвам нас грешных благодать Божия прикасается к нашим сердцам и преобразует их. Благодать Божия прикасается к народу нашему, и многие обращаются в учеников Спасителя. Благодать Божия предотвращает наше падение и гибель, и верим, что именно силой благодати Божией сохраняется вера и надежда на спасение.
Всему этому учит нас сегодняшний воскресный день. Поруганный Богочеловек на кресте, поруганное человеческое тело — и величайшая победа Богочеловека над смертью, над грехом, над богооставленностью и над всякой потерей надежды. Пусть крест Христов привлекает благодать Божию к нам, взирающим на него с верой и пониманием того, что он означает, как некогда крест привлекал благодать к ученикам и апостолам, освятившим вселенную великой проповедью о Христе Распятом и Воскресшем. Аминь