Вы здесь

Серафим Саровский без мифов и медведей

После выхода книги «Серафим Саровский» в серии «Жизнь замечательных людей» в 2018 году к ее автору Валентину Степашкину стало приходить множество писем, большинство из которых было об одном: «У меня с детства представление о преподобном ассоциируется с литографиями, на которых он представлен кормящим из рук медведя, а Вы отрицаете это, как же так?» Мы поговорили с автором о ключевых моментах его исследования и о фактах, открывшихся уже после публикации

До недавнего времени верующие воспринимали многочисленные чудесные эпизоды жития преподобного Серафима Саровского – падение с колокольни, кормление с рук медведя, трехгодичную молитву на камне буквально, без критической оценки. Вышедшее в серии «Жизнь замечательных людей» биографическое исследование Валентина Степашкина сделало важные уточнения в биографии старца, очистило ее от домыслов и мнимых чудес.

Валентин Степашкин – разоблачитель мифов и почитатель преподобного Серафима

Валентин Александрович Степашкин – ведущий специалист Музея ядерного оружия Департамента коммуникаций и международных связей Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, член Союза писателей России, многолетний исследователь жизни преподобного Серафима Саровского, автор книг «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты» (Саров, 2002 год), «Серафим Саровский» (издательство «Молодая гвардия», 2018 год) и многочисленных статей об истории Сарова.

«Мне посчастливилось родиться на святой саровской земле – духовной родине преподобного Серафима, и получается, что мы с ним земляки, – рассказывает он. – С детства я слышал рассказы о нем (порой они больше походили на сказку), ходил по той земле, по которой ступала его нога, и впоследствии, когда занимался работой в архивах, я ощущал незримую помощь старца. По молитвам преподобного мама моей жены, приговоренная врачами, прожила еще несколько лет, не вспоминая о своей болезни. И как такого покровителя не почитать?»

Восхождение к святости через прозу жизни

При чтении традиционных житий преподобного Серафима Саровского (например, авторства священномученика Серафима Чичагова) кажется, что отрок Прохор (мирское имя святого. – Ред.) как будто предопределен к святости и идет к ней прямым путем. В книге Валентина Степашкина путь преподобного Серафима к святости показан со всеми трудностями – не только духовного, но и житейского плана.

«От тех болезней улучить свободность изыскивал многие способы, коих не избавился, почему и в купечестве с прочими наряду быть и по гражданству всякую должность исправлять не в силах, и по таковым обстоятельствам, не полагая в жизни моей иной надежды, желаю воспринять в Саровской пустыни монашество», – такое прошение писал он на имя императрицы.

Как показывает Степашкин, в те времена это была распространенная уловка, облегчающая поступление в монастырь представителям сословий, от которых ждали в первую очередь служения Отечеству, а не Богу.

Мифологизация личности

Любая известная историческая личность со временем мифологизируется, ее жизнь и поступки могут обрастать подробностями, которых на самом деле не было. Даже земная жизнь и учение Спасителя получили десятки интерпретаций и домыслов, и Церкви пришлось приложить много усилий, чтобы отсечь апокрифы от истины.

Почему это произошло? «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», – сетует Валентин Степашкин. Настоящее осмысление духовного феномена старца Серафима началось только после его смерти, и порой за это брались люди малограмотные и несведущие». Отсюда появление небылиц, которые сохранялись в биографии святого вплоть до конца ХХ века и которые старательно вычищал саровский краевед.

Кормление медведя, падение с колокольни, стояние на камне – как все было на самом деле?

Биограф преподобного также развенчивает истории, появившиеся уже в новое время, такие как встреча старца Серафима с Пушкиным, и указывает на мифы, явно противоречащие христианскому духу.

Самые странные мифы о преподобном Серафиме

Впрочем, в беседе с нами Валентин Александрович скромно говорит, что давать оценку подобным «чудесам» должны «люди с соответствующим образованием».

Неуравновешенные биографы

Наряду с безответственными авторами, дававшими волю фантазии, среди биографов старца были откровенно нездоровые люди, считает Степашкин. К ним он относит известного многим Николая Александровича Мотовилова, пересказ якобы состоявшейся беседы с преподобным которого обрел большую популярность.

«Разве будет здоровый человек говорить о себе: „…Если бы я пошел в монахи, то сделали бы меня архиереем, и я бы был более святителя Василия Великого“? – говорит исследователь. – Мотовилов считал себя исключительным, единственным, кто имеет „ключ ко всем тайникам… истинно чудной и высокоблагодательнейшей жизни“ преподобного».

При этом Мотовилов критиковал жизнеописания старца, составленные насельниками Саровской обители, живших рядом с преподобным долгие годы. Он также переписал рассказ книги о. Иоасафа «О восхищении отца Серафима в Небесные обители», где вместо собеседника старца о. Иоанна поставил себя. Так и появилась знаменитая «Беседа о цели христианской жизни». Однако Валентин Степашкин сомневается, что эта встреча и беседа Серафима Саровского вообще имела место.

«Летом 2022 года работая в архиве, – рассказывает исследователь, – удалось найти неизвестное письмо Николая Мотовилова, датированное «1831 года Декабря дня», адресованное игумену Нифонту, в котором он благодарит „ …за Ваши ласки, радушное гостеприимство и ту отраду душе – которую я всегда – получаю в Вашей Святой обители… Не забудьте меня в Ваших Святых молитвах“. В сентябре 1831 года состоялось исцеление Мотовилова, в ноябре беседа с преподобным на Ближней пустыньке, а в декабре – ни слова о таких знаковых событиях, нет и просьбы передать поклон отцу Серафиму и о его молитвах. Рассказ получается более „правдивым“, чем больше лет проходит от описываемых событий». Тем не менее в 1903 году книга вышла, ее издателем выступил Сергей Нилус. Он собрал воедино черновики Мотовилова, отредактировал их и выпустил в свет. Популярность этого текста в ХХ веке была огромной.

Но он все равно святой!

По мнению Валентина Степашкина, реалистичная корректировка некоторых эпизодов жития Серафима Саровского никоим образом не уменьшает его святость и не должна умалять любви к нему верующих.

Ведь согласно словам игумена Саровской пустыни, отца Исайи (Путилова), которые он выбрал эпиграфом к своей книге, «как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей и чего-либо достойного замечания, так и излишняя похвала их отнимает честь у них».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/serafim-sarovskij-bez-mifov-i-medvedej/