Неделя 2-я Великого Поста, святителя Григория Паламы.
Сегодня, во вторую неделю Великого Поста, Святая Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. В этот день в нашем храме были совершены две Божественные Литургии святителя Василия Великого, за которыми причащались почти все присутствовавшие в этот день на богослужении. Молящихся храм не вмещал, поэтому детей, которых присутствовало очень много, причащали на улице.
Ниже приведены проповеди настоятеля нашего храма протоиерея Георгия Крылова и иерея Алексия Веретельникова произнесенные ими на Литургиях, а так же житие святителя Григоря Паламы.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Евангельское чтение второй Недели Великого поста – это чтение о расслабленном. Расслабленного спустили к ногам Спасителя четыре его друга. По одному из толкований, душа расслабленного – это наша с вами душа, а друзья – это святые, это Церковь Христова, которые предстательствуют за нас и помогают нам в этой жизни получить милосердие Христово и помощь Христову. И Господь говорит расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми одр твой и иди в дом твой». Это то, что мы ждем от поста. Мы ждем, чтобы наша расслабленная душа обрела силы, данные Богом, и оказалась способной к духовному бытию…
МР3 файл. Продолжительность 9:08 мин. Размер 12.5 МВ.
16 марта 2014 года.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братья и сестры, мы слышали сегодня в Евангельском чтении воскресном всем вам известный эпизод об исцелении расслабленного. Когда Господь однажды проповедовал Слово Свое, и такое множество людей находилось в этом здании, что к Спасителю невозможно было преступить. И тогда четыре человека разобрали крышу этого здания и опустили перед Спасителем одр, на котором лежал их тяжело больной друг. Он был парализован. И Господь исцелил его. Как мы знаем, он явил свою Божественную силу и сказал этому человеку: «Отпушаются тебе грехи». И следствием разрешения этих грехов явилось исцеление этого человека. Поражает во всем этом эпизоде, в первую очередь вера этих людей, которые принесли этого немощного человека. Их вера утверждает…
МР3 файл. Продолжительность 6:46 мин. Размер 9.31 МВ.
16 марта 2014 года.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека.
- Святитель Николай (Велимирович). Неделя вторая Великого поста. Евангелие об исцелении расслабленного.
Житие святителя Григория Паламы
![](/sites/default/files/Foto_news/novosti/ih3247.jpg)
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.
Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.
«Настольная книга священнослужителя», Т. 2
Тропарь святителю Григорию Паламе
Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.
Кондак святителю Григорию Паламе
Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.
Статью подготовили: Стареев Михаил, Демидов Сергей.