Как устроить семейную жизнь
Как устроить семейную жизнь?
Нужно уходить от чрезмерной озабоченности, веря в то, что Господь управит так, что спутник жизни придёт…
Советы о том, как не ошибиться с выбором при создании семьи, даёт протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. (Материал храмовой газеты "Спасъ")
Сосенку нужно рубить себе по росту
Сосенку нужно рубить себе по росту, брать себе ровню — по социальному положению, интеллектуальному уровню. Неравные браки, как правило, счастливыми не бывают. Хотя некое различие для пары необходимо; брак людей одной профессии, как правило, тяжёлый случай.
Но часто не до выбора. Многие девушки, если будут читать эту статью, скажут: «Никто вообще замуж не берёт — о чём вы говорите?! За любым, кто мне сделает предложение, я побегу на край света. Я никому не нужна». Как ни парадоксально, похожие фразы говорят и юноши: «Если бы хоть кто-то из девушек обратил на меня внимание, я бы её на руках носил…»
Кадры из британского фильма «Эмма», 2020 год, по роману Джейн Остин. Главная героиня, молодая богатая красавица, с решительностью, достойной лучшего применения, занимается устройством брачных союзов среди соседей…
Тут проявляется неверие в промысел Божий. А нужно общаться хоть каким-то образом. Не пытаясь своими силами устроить семейную жизнь, но вести ту жизнь, какую обычно ведёт молодёжь. Не общаться глубоко и продолжительное время, но прикасаться душами друг к другу в тех сообществах, в которых вы находитесь. Стараться не быть букой, пытаться быть коллективным человеком, понимать, что общественное выше личного, жертвовать своим Я и своим временем, чтобы в коллективе вас любили.
В случае, если есть тяготение к одиночеству, но при этом вы намерены создавать семью, а не уходить в монастырь — хотя и в монастыре одиночек нет, в монастыре тоже живут коллективом, — нужно пытаться как-то в себе перебороть это тяготение и сделаться полноценным членом коллектива. Потому что коллектив — это тот спектр возможностей, которые Бог открывает перед человеком.
Коллектив, разумеется, не обязательно по месту учёбы. Я за то, чтобы были сообщества по месту, например, молитвы в храмах. Где выбирать себе супругу или супруга, как не в храме, как не в том месте, где вместе молятся. Сейчас при храмах действуют многочисленные молодёжные клубы, есть и другие формы общения и работы. Есть паломнические поездки, молодёжные объединения — «Реставросъ» тот же самый.
В конце концов, сейчас существуют профильные молодёжные клубы специально для поиска супруга или супруги, они названы в честь Петра и Февронии, их несколько в Москве. И если человека очень беспокоит то, что не получается найти супруга или супругу, можно попытаться походить туда. Но если человек сильно озабочен отсутствием перспективы в личной жизни, как правило, личная жизнь у него не сложится. Нужно уходить от чрезмерной озабоченности, веря в то, что Господь управит так, что спутник жизни придёт. Не браться, засучив рукава, устраивать свою семейную жизнь, потому что эти человеческие потуги не факт, что кончатся успешно.
Но постепенно убеждается, что только вредит своими планами счастью ближних. Как только она отказывается от желания всем навязать свои решения, так сразу жизнь налаживается и у друзей, и у неё самой
Испытание чувств
Просто молиться и ждать, но при этом общаться в кругу близких людей, не быть слишком разборчивым или слишком разборчивой в плане того, что вот одно предложение, второе, третье делают… Но — как это отец нам говорил: «То нога не та, то губа не та». Надо слушаться духовного отца — это очень важно, потому что духовник волю Божию выражает.
У меня были случаи, что я девушке говорил: «Милая, будь я твоим отцом, я бы тебя высек, а потом взял бы за шкирку и насильно бы отдал замуж за этого парня. Ты не понимаешь и не видишь своего счастья. Перед тобой стоит тот человек, который создан для тебя. Он создаст семью, он будет заботиться о тебе и о детях. У тебя есть к нему симпатия, а ты ищешь на стороне высоких чувств. Того чувства, которое у тебя есть к нему, достаточно для создания семьи, а всё остальное Господь приложит».
Такие трезвые слова девушке или юноше должны быть сказаны духовником или родителями. Нужно слушаться старших, слушаться воли Божией. И в любом случае попытаться слишком не торопиться. Очень часто духовник даёт совет: «Ты пока не говори ни да, ни нет, а просто будь где-то недалеко и общайся. Дружите на расстоянии, чтобы не разжигать лишний раз плоть. Гуляйте где-то, звоните друг другу, а дальше видно будет. Если полгодика ваши чувства продержатся, тогда можно говорить о браке, а если не продержатся, тогда и не стоит».
Этот срок — не для испытания чувств, потому что, ещё раз говорю, чувства в основу брака не ложатся. Должна быть некая духовная основа брака — духовное родство, стремление делать общее дело, а чувства — это не то, что должно руководить нами в этой жизни. Хотя какие-то чувства должны присутствовать, без вопросов. Речь идёт просто о разумном и трезвом решении.
Бог не желает брака по страсти, Бог желает брака по духу. И тут слишком долго тянуть тоже не нужно, просто потому, что те чувства, которые были, пройдут, и тогда человек не женится ни в одном, ни в другом, ни в третьем случае вообще. Чувства дают толчок для брака. Жениться или выходить замуж за человека, которого, скажем, ненавидишь, неразумно совершенно. Хотя примеры счастливых браков, заключённых таким образом, имеются.
Спасение замужеством
Я вспоминаю реальный случай, который произошёл в годы Второй мировой войны. На оккупированной территории, как обычно, немцы открывали храмы. И был священник в одном из этих храмов, которого местные жители любили. В один момент немцы стали собирать девушек и юношей для работы в Германии. Делалось это, понятно, насильно. Составлялись списки, забирали детей из семей и отправляли. И вот родители одной девушки пришли к батюшке: «Нашу дочку отправляют в Германию, мы остаёмся одни, мы не выдержим. Пожалуйста, попросите, чтобы её не забирали». А у священника были хорошие отношения с комендантом. Он пошёл к коменданту и говорит: «Вы знаете, можно такую-то девушку не отправлять в Германию?» А комендант говорит: «Конечно можно, но почему? Я должен указать причину, почему я не включу её в этот список». — «Она замуж скоро выйдет». — «О, да, конечно, если эта девушка выходит замуж — это причина, чтобы её оставить здесь. А за кого она замуж выходит?» Священник говорит: «За моего сына». Он не знал, как ещё ответить, потому что он врал коменданту про замужество. Тот говорит: «Конечно, я не отправлю невесту вашего сына в Германию. Когда будет свадьба?» — «После Рождества». — «Вы меня обязательно пригласите на свадьбу, я с удовольствием поздравлю молодых». Батюшка вернулся домой, позвал к себе сына и рассказал ему о разговоре с комендантом: «Такая ситуация, сынок, хотел помочь девушке, а вот что получилось. Думай сам, что делать. Ты можешь сказать: “Нет, ни в коем случае”, тогда не будет ничего, просто комендант поймёт, что я ему врал, период хороших отношений закончится, а что будет дальше, неизвестно. Девушку, естественно, заберут не с этой партией, так со следующей». Юноша подумал и женился на этой девушке. У них была счастливая семья и очень много детей… Это было в те годы, когда юноши брали девушек, а не девушки юношей. Всё-таки сохранялся ещё момент подчинённости женщины мужчине, поэтому девушки ждали, когда им сделают предложение, сосватают. Это сейчас всё наоборот порою бывает…
Любовь навечно реально в земной жизни случается очень редко, и такой любви ждать и желать не нужно. Нужно понимать, что семья — это тяжелый труд, труд над своей душой в первую очередь, а к тому же это обычные хозяйственные хлопоты, потому что детей нужно родить, детей нужно воспитать. Дети — одна из многочисленных целей семейной жизни. И жить в браке должно так, как жили и наши праотцы, и наши прадеды, — в терпении, в смирении, в послушании Богу и своему супругу или супруге. Семейное дело только кажется тяжёлым, оно, на самом деле, легко.
Подготовил Андрей Кульба
Газета «Спасъ»