Как Иоанн Креститель оказался в пустыне и там выжил
Следующий день после праздника Крещения Господня посвящен памяти Иоанна Крестителя. Из Евангелия мы мало что знаем о его жизни до выхода на проповедь – только то, что он много лет находился в пустыне, где вел предельно аскетичный образ жизни. Попробуем выяснить некоторые детали пребывания Иоанна Предтечи вдали от цивилизации.
Начнем с самого начала: как Иоанн оказался в пустыне?
На этот счет есть несколько версий. По одной из них будущего пророка еще во младенчестве скрыли там его родители Захария и Елизавета, которые опасались преследований царя Ирода, приказавшего убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола. Однако эта легенда не находит подтверждения в церковном предании.
Другая версия согласуется с пророчествами об Иоанне, сделанными архангелом Гавриилом и Захарией, которые передает евангелист Лука. Согласно ей, Иоанн с рождения был назореем, то есть человеком, посвященным Богу и ведущим очень строгий, аскетичный образ жизни. К тому же, как призванный к особому служению, он с ранних лет находился под особым водительством Божьим. Следуя воле Божьей, он (по некоторым данным после смерти родителей, которая наступила, когда Иоанн был ребенком) сам удалился в пустыню, где и находился до дня явления своего Израилю (Лк 1:80), т. е. до начала своей публичной деятельности.
Что это была за пустыня?
Речь идет об Иудейской пустыне. Она охватывает площадь примерно в 1500 кв. км и простирается на восток от Иудейских гор, где расположен Иерусалим, до западных берегов Мёртвого моря. Климат в пустыне засушливый, наиболее сухой он на востоке пустыни, где, вероятно, и подвизался Иоанн.
Английский археолог Джордж Смит, живший в середине XIX века, описывает пустыню как печь, пышущую жаром, безжизненную поверхость, покрытую желтым песком и битым известняком. Рельеф пустыни изрезан голыми скалами с крутыми обрывами и сухими руслами рек. В скалах пещеры, где издревле находили приют отшельники.
Признаков жизни здесь действительно мало: разве что ползают ехидны и скорпионы, да в редких оазисах можно встретить похожего на кролика капского дамана, горных козлов и арабских пустынных куропаток. Из растительности — сухая трава и кустарники, не требующие полива.
Что Иоанн ел, где спал и во что одевался?
Иоанн ел только акриды (по одной версии — саранчу, по другой — вид растений, доступных самому бедному населению) и дикий мед (мед диких пчел, живущих в скалах, либо древесный сок). Что касается воды, то ее можно было найти в скалистых котловинах. Весной ручьи также появлялись в более засушливых частях пустыни, однако они быстро засыхали.
Пророк носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. Верблюжий волос длинный, толстый и колючий. Из него шилось так называемое вретище — траурная одежда, которая часто упоминается в Ветхом Завете как символ скорби: именно такое вретище, например, Иов сшил себе после того, как потерял имущество, детей и здоровье (Иов 16:15). Интересно, что,несмотря на то что верблюды играли важную роль в жизни древних евреев — использовались как транспорт и для других нужд, — они считались нечистыми животными. По мнению ряда отцов Церкви, например святителя Амвросия Медиоланского, Иоанн, надевая нечистую одежду, тем самым тоже предвещал пришествие Христа, упразднившего существовавшие в иудаизме ритуальные разделения между нечистым и чистым.
Живя в пустыне, Иоанн повторил подвиг своих ветхозаветных предшественников. Здесь же подвизался пророк Илия, с которым Иоанна сравнивает Сам Христос: говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его (Мф 17:12). Из Священного Писания мы знаем, что Илия, как и Иоанн,был кожаным поясом подпоясан по чреслам своим (4 Цар 1:8). В пустыне Илия ночевал в пещере (3 Цар 19:9), а временами мог задремать под можжевеловым кустом (3 Цар 19:4–5) — хвойным растением высотой 1,5–3 метра, едва ли не единственным источником тени в этой местности. Скорее всего, в подобных местах мог спать и Иоанн.
***
Проведя в суровых условиях Иудейской пустыни около тридцати лет, Иоанн вышел на проповедь о Христе. Весь облик пророка, его простые, порой жесткие слова, обращенные к людям, пламенная вера и великая миссия, которой он посвятил свою жизнь, вызывали доверие у людей. В короткое время Иоанн стал самым известным, популярным и авторитетным человеком в Иудее. Его соплеменники сотнями приходили на Иордан и в знак покаяния, к которому их призывал пророк, погружались в иорданские воды.
Годы испытаний в пустыне, наедине с Богом и самим собой, закалили его дух, так что он стал, по словам Иисуса Христа, величайшим из пророков (см. Мф 11:7–9, Лк 7:24–26). Его пророческая миссия закончилась в момент Крещения Спасителя. С этого времени Иоанн постепенно отходит в сторону, смиренно уступая место Иисусу. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин 3:30) — были его слова о Том, Кому была посвящена вся его жизнь.
Источник: https://foma.ru/kak-ioann-krestitel-okazalsya-v-pustyne-i-tam-vyzhil.html
Иоанн Креститель: почему он был так известен во времена Христа и что значит «Предтеча»
Иоанн Предтеча — одна из самых значимых фигур евангельской истории после Иисуса Христа. Историю его жизни мы знаем буквально с момента зачатия и до мученической кончины. Сам Спаситель говорит о нем как о самом выдающемся человеке из всех когда-либо живших на земле: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). Наконец, о жизни и деятельности Иоанна повествуют не только евангелисты. Сведения о нем содержатся у авторитетного иудейского историка Иосифа Флавия, который пишет о Предтече в своем труде «Иудейские древности».
Можно без преувеличения сказать, что до выхода Иисуса Христа на проповедь Иоанн был самым известным и уважаемым человеком в Израиле. Его суровый аскетический образ жизни (он обитал в пустыне, всю его одежду составляла грубая рубаха из верблюжьей шерсти, а еду — саранча и дикий мед), пламенные обличительные речи, основным содержанием которых был призыв к покаянию, сила убеждения — словом, весь его облик и поведение вызывали в памяти рассказы о древних пророках, которых на тот момент вот уже как триста лет не было в Израиле.
К нему приходили люди самого разного социального статуса — уважаемые в обществе фарисеи, презираемые всеми мытари, злоупотреблявшие своим служебным положением воины. Народ искал его совета, обращался к нему как к нравственному и религиозному авторитету. Иоанн, со своей стороны, заботился только о правде Божьей и возвещал ее, невзирая на лица и звания тех, к кому была обращена его проповедь. Фарисеев и саддукеев — представителей религиозно-политической элиты древнего Израиля — он называл змеенышами (порождения ехиднины; Мф 3:7) и грозил им гневом Божьим, а царя Ирода Антипу публично обвинил в нарушении заповеди Моисея о прелюбодеянии: Ирод отнял у своего брата Филиппа его жену Иродиаду и стал с ней сожительствовать. За это обличение царь заключил Иоанна в темницу и впоследствии приказал его казнить.
Именно в связи с тюремным заключением и казнью Иоанна Крестителя о нем и упоминает Иосиф Флавий в контексте повествования о поражении войска Ирода Антипы от набатейского царя Ареты. Последний узнал от своей дочери, которая состояла с Иродом в официальном браке, о том, что супруг хочет прогнать ее, чтобы жениться на Иродиаде. Обидевшись на зятя, он выступил против него и одержал победу. Ссылаясь на общественное мнение, Иосиф Флавий приводит точку зрения, что разгром Ирода — наказание Божие за казнь Иоанна Крестителя. О самом Предтече он пишет следующее:
«Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно» (Книга XVIII (18), гл. 5).
Это свидетельство античного историка полностью соответствует описаниям служения Иоанна Крестителя в Евангелии. Слово «крещение», описывающее ритуал водного омовения, который совершал Иоанн Предтеча, а затем и одно из главных таинств христианской Церкви, только в славянских языках этимологически связано со словами Христос и крест. В других языках название этого обряда происходит от слова погружение, омовение. Именно в этом значении слово крещение — βάπτισμα, т. е. омовение, совершаемое в знак покаяния, — употребляется в греческом тексте Нового Завета. В этом же значении стоит оно и у Иосифа Флавия, который пишет о призыве Иоанна Крестителя «собираться для омовения». В церковнославянском и русском переводах Евангелия греческое βάπτισμα фигурирует как крещение: явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк 1:4; ср. Мф 3:1; Лк 3:3). Как и Иосиф Флавий, евангелисты указывают на покаяние как важную составляющую водного омовения, а также приводят примеры проповедуемых Иоанном этических принципов любви, милосердия и справедливости: Сотворите же достойные плоды покаяния, — увещевал Иоанн приходящих к нему креститься (Лк 3:8), а людям, которые спрашивали его, как вести себя, говорил: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк 3:11).
Вершиной служения Иоанна Крестителя как друга жениха (Ин 3:29) — того, чьей задачей было подготовить народ к явлению в мир Спасителя, стало Крещение Господне. Возрастающая известность Иисуса Христа, Который после погружения в иорданские воды, вышел на проповедь Евангелия, стал совершать чудеса, исцелять и собирать вокруг Себя множество людей, вызвала ревность учеников Иоанна Крестителя. В ответ на их недоуменный вопрос об Иисусе, Иоанн смиренно засвидетельствовал о себе как о Предтече, исповедовал Христа Сыном Божьим и заявил: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин 3:30). Это умаление на фоне развития земного служения Спасителя и составило содержание последних месяцев жизни Иоанна Крестителя. Мы лишь однажды встречаем его после выхода Христа на проповедь — когда Иоанн, томясь в темнице, послал своих учеников к Спасителю, чтобы окончательно увериться, что Иисус действительно тот самый Мессия, Предтечей которого он был. Это не было проявлением недоверия, а лишь человеческим желанием того, кто не мог наблюдать за служением Спасителя собственными глазами, удостовериться, что Иисус — Сын Божий. С этой радостной уверенностью Иоанн Креститель окончил свою жизнь.
Иоанн приготовил почву для новозаветного благовестия. Его миссия Предтечи Господня, то есть того, кто идет перед Господом, была призвана пробудить народ от духовного сна и создать условия для проповеди Иисуса Христа, пришедшего спасти человечество от греха и смерти. Для того чтобы принять это спасение, людям было необходимо измениться, то есть покаяться — ведь покаяние в буквальном прочтении и есть не что иное, как изменение. Именно поэтому призыв Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2) был главным содержанием проповеди Иоанна Крестителя. Другими словами, он говорил: Царство Небесное рядом, но чтобы войти туда, нужно измениться. Этот призыв новозаветного пророка сохраняет актуальность и сегодня. Он обращен к каждому из нас. Если мы услышим его, то тогда и на нас исполнятся пророческие слова Христа, сказанные в свое время апостолам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк 9:1).
Источник: https://foma.ru/ioann-krestitel-pochemu-on-byl-tak-izvesten-vo-vremena-h...