Вы здесь

Соловецкие вечера: Святитель Стефан епископ Великопермский – основоположник и образец миссионерства и просветительства

14 мая 2015 года при нашем храме была прочитана очередная лекция из цикла Соловецких вечеров на которой лектор Алнксей Алипичев рассказывал о жизни и подвигах святителя Стефана епископа Великопермского. Талант нашего лектора собрал большое количество слушателей, а для тех, кто не имел возможности присутствовать на лекции Алексей Алипичев любезно согласился составить статью о жизни и подвигах этого святого.

Святитель Стефан епископ Великопермский – основоположник и образец миссионерства и просветительства


По словам историка В.О. Ключевского, у истоков решительной победы русских в Куликовской битве стоят три великих подвижника: святитель Московский Алексий (воспитатель Дмитрия Донского), преп. Сергий Радонежский, пробудивший духовные силы народа и святой Стефан Пермский, своей деятельностью обеспечивший Москве доверие и поддержку среди нерусских народов.
   Святитель Стефан Пермский (Степан Симеонович Храп ) - (ок. 1340, Устюг Великий – 26 апреля 1396, Москва), епископ, выдающийся духовный деятель Древней Руси, просветитель язычников (угро-финских народов), соратник прп. Сергия Радонежского, миссионер. Канонизирован в 1549 году в лике святителей.
   Биографом его был тот же Епифаний Премудрый, который написал и первое житие преподобного Сергия Радонежского.
   С раннего детства проявил необыкновенные способности к обучению, рано освоил грамоту, знал язык коми. Ещё в раннем детстве Стефана устюжанин юродивый Прокопий Устюжский предсказывал ему, что он будет просветителем «пермяцкого народа» (угро-финских народов северо-востока Европейской России). Принял монашеский постриг в монастыре св. Григория Богослова (Ростов), где, изучив греческий язык, начал постигать все богатство «эллинской премудрости». Стефан Пермский один из немногих на Руси хорошо знал византийскую духовную культуру, мог читать и говорить по-гречески. Вместе с пермским это давало ему знание 3 языков, явление, может быть, не столь редкое в Древнем Киеве, но уже совершенно исключительное на московском севере.
   В 1379 отправился в Пермскую землю проповедовать христианство среди местных жителей. Ему удалось обратить в православие большинство населения Пермского края. Составил азбуку коми-пермяков (т.н. пермскую азбуку), воспользовавшись местным способом записи путем зарубок на дереве (1372 г.); перевел богослужение и часть Священного Писания на язык коми.
   В 1379 году, в возрасте около 40 лет, он отправился в опасную и дикую страну и уже не вернулся в Ростов, жители которого теперь чтут его наряду с святителями ростовскими. Он идет в незнакомые края с немногими спутниками, безоружным и кротким проповедником, не решаясь прибегнуть к великокняжеской помощи и поддержке, понимая, что не в этом залог успеха его проповеди и всей миссии.
   Среди местных язычников сохранилось в народе предание о едином великом Духе под общим именем Эн, создателе неба и земли, которого они не смели изображать кумирами и не считали себя достойными возносить к нему молитвы напрямую, обращаясь к жрецам – «кудесникам». Именно эта хранящаяся поколениями идея о единстве Божием послужила Стефану для обращения их в христианство.
   По Северной Двине и Вычегде Стефан достиг Котласа (тогда Пырас) и начал проповедовать христианское учение. Его встретили крайне враждебно, но никто так и не посмел поднять руку на приезжего проповедника - его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников.
   С одной стороны, обычаи той стороны не позволяли им поднять руку на странника, пока сам он не вооружится против них, или же первым напасть у них просто не хватает духу а с другой стороны, они боялись напасть на выходца московского, пришедшего к ним с опасными грамотами великого князя, и, вероятно по совету своих волхвов, домогались вытеснить его более угрозами, прежде нежели силой.
   Вначале Стефан действует только словом и убеждениями, но со временем переходит в наступление и начинает разрушать идолы и кумирни. Особенно прославился он после уничтожения «прокудливой» березы – одного из главных объектов языческого поклонения.
   Итак, Стефан разрушает пермских кумиров, и так как за этим со стороны богов не следует никакого возмездия пермяки убеждаются в правоте Стефана, и его авторитет растет. Разрушение кумирен было практическим доказательством бессилия языческих богов.
   Для продолжения дела своей миссии Стефан устроил деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в главном зырянском селении на устье реки Выми и здесь впоследствии учредилась его кафедра. Он учредил при церкви училище, где сам учил детей по книгам, заранее переведенным на зырянский язык, на котором совершалось богослужение. Так, вместе с Христовой верой, в стране дикой зажигается очаг христианской культуры. Однако, надо заметить, зырянская письменность начала со временем мало-помалу упадать, и богослужение на славянском языке постепенно заменило зырянское.
   Самый драматический момент для жития св. Стефана представляет его противоборство с языческим волхвом, «главою пермских чародеев» Памом-Сотником, называемым «знаменитым кудесником, волхвам начальником, знахарям старейшиной»,  которого люди уважали как отца и наставника и только в самых крайних случаях осмеливались тревожить его. Здесь особенно живописно проявился контраст наивной пермяцкой веры в столкновении с библейской ученостью миссионера. Когда стало ясно, что словопрения ни к чему не привели, разрешить спор об истинности веры было решено через два испытания: Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спустится через одну прорубь, а подняться через другую). Когда все было готово, волхв испугался и не решился на испытания. Победа над Памом, очевидно, является венцом миссионерских подвигов св. Стефана. Реки Вымь и Вычегда послужили купелью для многих тысяч зырян.
   В 1383 стал первым епископом новой Пермской епархии, организовал школу для подготовки местного духовенства. Из сочинений Стефана Пермского сохранилось его «Поучение», направленное против стригольников.
   Великий князь, высоко ценивший его заслуги, предоставил ему особенные преимущества по управлению епархией, включая судопроизводство; отдал ему во владение всю Усть-Вымскую область с богатыми пашнями и лугами, предоставил право беспошлинной торговли и взимания дани с приезжавших в Пермь промышленников.
Вместе с догматами веры Стефан учил и правилам семейной и общественной жизни и помогал в нуждах, удовлетворял справедливые жалобы, защищал слабых от сильных и решал споры.
 Необходимые средства и сотрудников епископ-миссионер получал как из родного Устюга, так и из Москвы и Новгорода. В Москве он бывал нередко, и по делам епархии, и по вызову митрополита.
   Скончался 9 мая (н.с.) 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору. Для общецерковного почитания Стефан Пермский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году. До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, а затем были скрыты. Рядом с гробницей находился и епископский посох Стефана, который в 1612 году гетман Ходкевич вывез в Литву и передал в Супрасльский монастырь. В 1849 году Синод указал передать посох в Пермь, где он хранится по настоящее время (сейчас в историко-краеведческом музее, до революции – в кафедральном соборе).
   1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена, местонахождение мощей Стефана Пермского, хранившихся там под спудом остаётся неизвестным.
 

Исторические заслуги


   Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского и просвещению пермских народов; в ознаменование его заслуг перед Россией, св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862) в композиции «Просветители». Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Поучение», направленное против стригольников.
   До наших дней сохранилась «Зырянская Троица» — икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом. Сейчас в Вологодском ИАХМЗ. Однако, авторство Стефана Пермского достоверно не установлено.
   В Троице-Сергиевой Лавре существует особое почитание святителя Стефана до сих пор. Жива традиция молитвы во время трапезы в память о молитвенном приветствии его преподобным Сергием за трапезой («Радуйся и ты, пастух стада Христова, и мир Божий да будет с тобой!»), когда тот по дороге в Москву поклонился ему («Мир тебе, духовный брат!»), находясь в нескольких верстах от монастыря (1390 г.). В честь этого была поставлена часовня, у которой в 1612 г. Минин и Пожарский просили благословения на борьбу с поляками.
   Преподобный Сергий и святитель Стефан изображены на правой арке малых врат Храма Христа Спасителя в Москве.
21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского».

 

 

Источники
   Епифаний Премудрый. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://krotov.info/acts/14/3/perm_rus.html
   Муравьёв А.Н. Житие святого Стефана, первого епископа Пермского. // Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, 1859. http://sv-stefan.ru/zhitie-svyatogo-stefana-pervogo-episkopa-permskogo/  
   Иеромонах Иоанн Кологривов. Житие святителя Стефана, епископа Пермского. http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/stefan_perm.php