Житие свщмч. Василия (Разумова) иерея, Костромского (1937)
Даты:
Священномученик иерей Василий Васильевич Разумов родился 2 марта 1879 года в деревне Кучино Шишкинской волости Костромского уезда Костромской губернии (ныне это территория Судиславского района) в бедной крестьянской семье. По свидетельству самого святого, его отец - Василий Георгиевич Разумов, был человеком "крайне религиозным и любителем церковного пения". Известно, что Василий Васильевич имел брата Ивана, который впоследствии также стал священником.
Семья Разумовых по своей бедности не могла дать детям хорошего образования; известно, что Василий Васильевич закончил только земскую школу. После того, как отец семейства в 1895 году скончался, шестнадцатилетнему юноше Василию пришлось жить самостоятельно, зарабатывая себе на хлеб тяжелым крестьянским трудом.
Настоящим утешением для Василия Разумова была любовь к благолепию церковной службы, привитая благочестивым отцом. Материальная скудость, однообразный крестьянский быт, повседневные заботы - все отступало в сторону, когда Василий переступал порог храма и погружался в священную атмосферу православного богослужения. Эту любовь к богослужению Православной Церкви Василий Разумов пронесет в своем сердце до конца жизни.
С девятилетнего возраста отрок Василий, наделенный Господом прекрасными музыкальными способностями, начал петь на клиросе в своей приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Романово, а в пятнадцать уже управлял церковным хором. Юноша самостоятельно освоил нотную грамоту и усердно занимался самообразованием, совершенствуя свое регентское мастерство. Приятный от природы голос Василия и его благоговейная манера пения привлекали внимание многих молившихся в Успенской церкви.
В 1899 году Василий Васильевич женился. Его избранницей стала простая благочестивая девушка из крестьян, Александра Федоровна, к тому времени достигшая двадцатидвухлетнего возраста. Впоследствии супруги Разумовы имели пять детей: Анатолий (родился в 1904 году, стал священником и, расстрелянный осенью 1937 года, разделил мученическую участь отца), Алексей (родился в 1912 году), Анна (родилась в 1915 году), Павел (родился в 1917 году) и Борис (родился в 1919 году). Александра Федоровна самоотверженно разделяла со своим любимым супругом испытания и лишения, выпавшие на его долю в скорбные послереволюционные годы.
В 1903 году Василий Разумов стал учителем церковного пения в церковноприходской школе села Романово. Теперь он получил возможность делиться с крестьянскими детьми знаниями, накопленными кропотливым самостоятельным трудом. На уроках молодого учителя детские души приобщались того духа живой и деятельной веры, который носил в своем сердце их благочестивый наставник. Уже тогда всеблагой промысл Божий вел Василия Васильевича к принятию священства, хотя молодой педагог и не имел никакого богословского образования.
Продолжая трудиться на педагогическом поприще, Василий Васильевич в 1908 году учительствовал в селе Болотово близ Судиславля, а в 1909 году перешел в Иоанно-Богословский приход в селе Баран, где освободилась храмовая вакансия регента и псаломщика. Там он подвизался шесть лет, сочетая преподавание в местной школе с любимым делом - церковным пением и участием в богослужении.
Усердие и природные дарования Василия Васильевича не остались незамеченными. В ноябре 1915 года он, скромный сельский псаломщик, указом управлявшего в то время Костромской епархией епископа Костромского и Галичского Евгения (Бережкова) был удостоен рукоположения в сан диакона и назначения в один из самых известных храмов епархии - Успенский собор города Кинешмы. Диаконская хиротония состоялась 22 ноября 1915 года, а в январе 1916 года отец Василий со своей семьей переехал в Кинешму, к месту своего служения в священном сане.
Уездный город Кинешма (ныне - районный центр Ивановской области), расположенный в 100 километрах от Костромы вниз по течению Волги, в то время считался третьим по значению городом Костромской губернии (после Костромы и Галича). Викарный архиерей Костромской епархии в начале ХХ века носил титул епископа Кинешемского. В описываемый период Кинешемскую кафедру занимал преосвященный Севастиан (Вести), в последующем также претерпевший страдания за веру Христову.
В Кинешме отец Василий пребывал до лета 1918 года. Когда в 1918 году владыка Евгений был устранен от управления епархией и обязанности правящего архиерея временно принял на себя епископ Севастиан, он, хорошо зная диакона Василия, возвел его в сан протодиакона и перевел на служение в Кострому, во всероссийски известный Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный в 1426 году учеником и сродником игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой. Благоговейное служение протодиакона Василия Разумова в монастырском соборе продолжалось почти до самого его закрытия, совершившегося в 1924 году.
В 1922 году в жизни отца Василия произошло знаменательное событие: он был рукоположен во иерея и назначен священником Спасо-Преображенского собора города Судиславля (ныне - районный центр в 50 километрах от Костромы). Так наконец исполнилась заветная мечта сына простого крестьянина, всю свою жизнь посвятившего Христу и Его Церкви.
Судиславский храм Преображения Господня, живописно расположенный на горе, с высокой колокольней, парящей в небе над городом, является одной из достопримечательностей церковного зодчества на Костромской земле. Здесь отец Василий совершал свои первые богослужения в иерейском сане, крестил, исповедовал, утешал скорбящих. Однако над Русской Православной Церковью в это время сгущались черные тучи: прошло уже несколько лет после полной ликвидации системы богословского образования, по всей стране закрывались и осквернялись храмы и монастыри, совершались первые массовые расстрелы священнослужителей, а Соловецкий лагерь особого назначения принимал многие партии осужденных за исповедание имени Христова.
Спасо-Преображенский собор - духовный центр Судиславля - не мог не вызывать раздражения у богоборческих властей. В конце 1928 года собор был закрыт, и отец Василий со своей семьей отправился дальше на север, перейдя на служение в один из храмов города Галича. Когда через два года эту церковь также закрыли, новым местом церковных трудов священника Василия Разумова стал Свято-Никольский храм села Сидоровское в Красносельском районе, расположенный на правом берегу Волги недалеко от впадения в нее реки Шача.
Именно в это время по всей стране насильственно проводилась коллективизация, которая в условиях Советской власти выражалась не только в объединении крестьянских хозяйств, но и в сломе старого уклада жизни земледельцев, в насаждении на селе новой идеологии, основанной на атеистическом мировоззрении. Естественно, что в таком "новом мире" места для Бога и Церкви на селе не находилось. Весной 1932 года власти предприняли первую попытку закрыть Свято-Никольский храм, однако отцу Василию вместе с членами приходского совета удалось собрать большое количество подписей под обращением в защиту церкви и тем самым спасти ее от поругания. Бесстрашно решившись на такие действия, настоятель и наиболее ревностные прихожане храма определили свою последующую судьбу.
28 октября 1932 года группа духовенства и мирян Густомесовского благочиния во главе с благочинным, отцом Михаилом Язвиным - священником Успенской церкви села Густомесова - была арестована красносельскими чекистами и заключена в костромскую тюрьму, именовавшуюся тогда "Домзак". Среди арестованных находился и священник Василий Разумов. Тройка ОГПУ по Ивановской области предъявила отцу Василию обвинение в "антисоветской и антиколхозной деятельности", и 24 января 1933 года он был приговорен к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 5 лет.
Пребывание отца Василия в заключении на Севере продлилось около трех лет - его освободили досрочно (очевидно, по состоянию здоровья). В ноябре 1935 года, прибыв в Кострому, он был принят управляющим епархией архиепископом Никодимом (Кротковым) - старцем-святителем, в конце своей жизни принявшим мученический венец, местночтимым святым Костромской епархии. Архиепископ Никодим назначил отца Василия священником Свято-Троицкой храма села Троица близ Нерехты.
Свято-Троицкая церковь была построена в 1675-1676 годах и первоначально являлась храмом Троице-Сыпанова мужского монастыря, основанного во второй половине XIV века учеником святого Сергия Радонежского преподобным Пахомием Нерехтским. После упразднения в XVIII веке Троице-Сыпановой обители храм, обращенный в приходской и хранивший в своих стенах под спудом святые мощи преподобного Пахомия, оставался одной из почитаемых святынь Костромской земли.
За несколько месяцев до назначения отца Василия на служение Троицкий храм, продолжительное время удерживавшийся раскольниками, сторонниками так называемого "обновленчества", усилиями святителя Никодима был возвращен Матери-Церкви. Новому священнику предстояло приложить много сил, чтобы уврачевать вредные последствия раскола. Отцу Василию это удалось в полной мере: меньше чем за год его служения Троицкий храм стал центром духовной жизни большого района. И в праздничные, и в будние дни сюда стекались многочисленные паломники. В следственном деле священника Василия Разумова сохранился донос в органы НКВД председателя Троицкого сельсовета Афанасьева, в котором говорилось, что после назначения отца Василия в церковь стали ходить люди "со всех концов окружности как Троицкого сельсовета, а также и из других сельсоветов, а более всего ... из г. Нерехты". Особенно полюбились прихожанам молебны и акафисты, которые отец Василий, обладающий удивительным голосом и прекрасным музыкальным слухом, благоговейно совершал у святых мощей преподобного Пахомия.
В своей многотрудной деятельности отец Василий всецело пользовался поддержкой и опытом своего архипастыря, святителя Никодима, которому остался верен до смерти. Двух исповедников веры Христовой связывали не только административные отношения, но и тесные узы духовной дружбы. В 1936 году святитель Никодим дважды приезжал в Нерехту; часто отцу Василию приходилось встречаться с ним и в Костроме. В те годы святитель, рискуя собственной жизнью, постоянно оказывал материальную помощь священнослужителям, подвергавшимся преследованиям со стороны богоборческих властей. Неоднократно он делал это через отца Василия, которому полностью доверял и труд которого на благо Церкви очень высоко ценил. В ноябре 1936 года святитель Никодим удостоил отца Василия награждения наперсным крестом, а через несколько дней старца-архипастыря арестовали. Вернуться на свободу ему уже не пришлось...
Служа в Троицком храме, священник Василий Разумов продолжал мужественно защищать страждущую Церковь, которой в это время пришлось переживать новое усиление гонений, связанное с завершением процесса коллективизации. Вместе с прихожанами храма весной 1936 года отцу Василию удалось не допустить готовившееся местными властями снятие колоколов с церковной колокольни. После того, как святитель Никодим был арестован, отец Василий решился на поразительный по своему мужеству поступок. На протяжении нескольких месяцев за богослужением он так поминал правящего архиерея: "Еще молимся о господине нашем, заключенном архиепископе Никодиме..." В годы антицерковных репрессий это было подвигом - ведь, с точки зрения гонителей, подобное публичное поминовение "врага Советской власти" являлось настоящим "контрреволюционным призывом". Не будем забывать, что отец Василий уже имел к этому времени за своими плечами три года пребывания в лагерях и прекрасно понимал, что его может ожидать.
Мужественного исповедника Христовой веры арестовали 5 августа 1937 года сразу после окончания службы. Ныне здравствующая насельница возрожденной Пахомиево-Нерехтской женской обители, бывшая свидетельницей ареста, так вспоминает об этом:
"Закончилась литургия, и мы с мамой вышли из храма. Выйдя из ворот, мы увидели, что по дороге со стороны Нерехты движется конная милиция. Мама придержала меня, и мы увидели, как милиционеры вошли в храм. Все люди, кто был здесь, заплакали, потому что творилось что-то недоброе. У меня тоже забилось в тревоге сердце, потому что я испугалась милиции. Потом я увидела, как из храма вывели священника. Это был стройный, худощавый, светло-русый человек с добрым, сосредоточенным и печальным лицом, обрамленным бородкой. Его арестовали. Он шел с непокрытой головой, очень печальный. Вот с того дня и прекратились богослужения в храме села Троица".
После первых допросов в Нерехте, входившей тогда в Ярославскую область, отца Василия отправили в областной центр. В Ярославле допросы продолжались в стенах печально известной тюрьмы в Коровниках. Как свидетельствуют материалы следственного дела, отец Василий держался в высшей степени мужественно, отрицая все предъявленные ему обвинения, в том числе и членство в "контрреволюционной церковно-монархической группе".
Через некоторое время отца Василия вновь отправили в Нерехту. По приговору тройки Управления НКВД по Ярославской области от 19 сентября 1937 года священник Василий Разумов был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 21 сентября, в день великого двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Место захоронения священномученика неизвестно; по всей видимости, оно находится в ближних окрестностях Нерехты. Старший сын отца Василия, священник Анатолий Разумов, служивший в селе Воскресенское Красносельского района, вскоре также был арестован и расстрелян осенью 1937 года.
Народное почитание последнего священнослужителя закрытой и разоренной церкви села Троица не прекращалось в течение всего времени гонений на православную веру. О его подвиге знал каждый православный нерехтчанин.
Решением прокуратуры Костромской области от 27 апреля 1989 года священник Василий Васильевич Разумов был полностью реабилитирован. Весной 1993 года началось восстановление Свято-Троицкого храма; на этом месте был возрожден Пахомиево-Нерехтский монастырь, теперь ставший женским. Настоятельница обители игумения Алексия (Ремизова) и сестры, глубоко почитая память новомученика Костромской земли священника Василия Разумова, провели большую работу по сбору материалов о его жизни и мученической кончине.
27 марта 1995 года отец Василий Разумов был прославлен как местночтимый святой Костромской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Руссокой Православной Церкви в 2000 году его имя было внесено в список Новомучеников и Исповедников для всеобщего почитания.
По материалам сайта Костромской епархии