Житие сщмч. Петра Григорьева
Даты:
Петр Федорович Григорьев родился в мае 1895 года в городе Обояни в семье личного дворянина, потомственного гражданина Обояни, служившего наблюдателем Курско -Орловского лесничества. В 1916 году он окончил Курскую духовную семинарию. Февральская революция 1917 года застала его в Петрограде, где Петр Федорович учился в духовной Академии. Революционные события заставили прервать учебу и вернуться в Обоянь к матери. В 1919 году он начал служил псаломщиком в Смоленской церкви, в этом же году был рукоположен в сан иерея. Проживал в это время отец Петр в городе Обояни по ул.Луначарского, 59.Известно, что отец Петр был женат. Супруга- Зинаида Ивановна (1893 г.р.), у них была дочь Ольга (1928 г.р.).
В 1930 г. батюшка был лишен избирательных прав. В феврале этого же года был арестован и постановлением Курского областного отделения ОГПУ осужден за систематическую антисоветскую и антиколхозную агитацию. Но по причине недостаточности материалов для обвинения отец Петр в июне 1930 г. был освобожден из Курского дома заключения ( Домлага) .По возвращении в г.Обоянь отец Петр проживал по ул. 1 Мая, 28 и Володарского, 21 и продолжал служить в Смоленском храме. Но 17-18 октября 1931 г. был вновь арестован на своей квартире. При аресте было изъято 158 церковных книг. 16 апреля 1932 г. отец Петр осужден тройкой ОГПУ по Центрально-Черноземной области в качестве руководителя церковно- монархической контрреволюционной организации. Приговор 10 лет концлагерей. По данному делу участников контрреволюционной организации в Центрально-Черноземной области проходило 36 человек. Отец Петр обвинялся также в широких связях с контрреволюционным духовенством и монашеством, а также в сборе средств для заключенного Курского архиепископа Дамиана. Из обвинительного заключения: «Руководитель контрреволюционной организации…, имел через своих связистов нелегальные связи с отдельными ячейками контрреволюционной организации, расположенной как в Обояни, так и в Обоянском районе. Устраивал нелегальные собрания, участвовал на нелегальных заседаниях руководителей организации в Курске, на которых посылал отдельных членов организации в села с целью сбора пожертвования. Собранные деньги периодически посылал руководителю организации архиепископу Курскому Дамиану. От архиепископа Дамиана через связистов ктитора кладбищенской церкви Кофанова и священника Артамонова Григорьев получал директивы и инструктаж для дальнейшей контрреволюционной работы». При содержании под стражей отец Петр находился в строй изоляции. Виновным себя не признал.
В 1932 году особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР батюшке вместе с 35 обвиняемыми по предыдущему делу было предъявлено еще одно обвинение по групповому делу в качестве активного участника контрреволюционной организации «Ревнителей Церкви». В мае этого же года отец Петр прибыл к месту заключения -Беломоро-Балтийский канал, разъезд «Сословец», Мурманской железной дороги.
В Белбалтлаге батюшка пробыл до января 1937 года. Из материалов дела : «Держать в строгой изоляции, вербовке не подлежит. Несмотря на запреты, в лагере батюшка общался с другими ссыльными священниками и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие, служил Пасху». В июле 1933 г. срок ему был сокращен на 1 г. 8 мес., т.е. до 24ноября 1939г. Но в августе 1933г. на о.Петра было заведено новое следственное дело. В 1935-1936 гг. за священниками в лагере начали вести особое наблюдение. Для этого их выделили в группу «Православное духовенство» и отселили от других заключенных. Располагалась эта группа недалеко от станции Кома Мурманской железной дороги. Отец Петр находился вне обслуживания этой дороги, а жил в 30 км. от станции одиночкой и на «командировке» бывал только за получением продовольствия.
В январе 1937г. батюшку перевели в Волголаг Ярославской области. В лагере работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка. Из характеристики на заключенного Григорьева П.Ф. : …Проявил себя только с отрицательной стороны, как лодырь-дезорганизатор, в быту ведет себя плохо, лагрежим не соблюдает, в культмассовой работе не участвует, на производстве не дисциплинирован…».
В сентябре 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Ярославской области отец Петр по групповому делу священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др.был приговорен к высшей мере наказания -расстрелу .Из обвинения: « …в Волголаге среди заключенных проводил систематическую контрреволюционную агитацию и организацию коллективного чтения молитв, исполнение религиозных обрядов. Во время пребывания в Волголаге являлся руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации, систематически проводил среди заключенных контрреволюционную агитацию, распространял листовки. В группе с другими заключенными, в том числе со священниками Истоминым, Ильиным и др. нелегально организовывал коллективное чтение молитв, для этой цели соблюдал религиозные обряды, как-то: причастие, исповедование и т.д.». На допросах отец Петр держался удивительно твердо, не упоминая никого из знакомых лиц. По поводу обвинения в контрреволюционной деятельности он сказал: «Я христианин, верую в Бога и проповедую исповедание христианского направления». Категорически отверг все приписываемые ему обвинения.
23 сентября 1937 г. в Волголаге Угличского района, Ярославской области, при ИЗО 3-го отделения отец Петр был расстрелян.
8 августа 1989 г. Петр Федорович Григорьевич был реабилитирован прокуратурой Ярославской области.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 13-16 августа 2000 г., по представлению Ярославской епархии, священномученик священник Петр Григорьев канонизирован и причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Даты памяти установлены - Собор новомучеников и исповедников Российских первое воскресенье, ближайшее к 7 февраля, и 23 сентября -день мученической кончины священномученика Петра.
По материалам страницы блога Ирины Громовой
Святые: