Житие сщмч. Павла Успенского (1938)
Даты:
Священномученик Павел родился 23 мая 1888 года в селе Чернево Московского уезда Московской губернии. Отец его, священник Дмитрий Иванович Успенский служил в местной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Священником он был очень деятельным, его тщанием в 1890-х годах был построен новый Успенский храм. В 1910 году священник Дмитрий Успенский занимал должность благочинного по 7-му округу Московского уезда. Кроме Павла в семье были ещё дети, известно о Пантелеимоне и Василии.
В 1904 году Павел окончил Перервинское Духовное училище, в 1911 году – Московскую Духовную семинарию. После этого два года служил учителем Каменковской церковно-приходской школы Богородского уезда. 3 ноября 1913 года Павел Дмитриевич сочетался браком с девицей Анной Александровной Раевской. 15 декабря 1913 года Павел Дмитриевич был рукоположен в диаконы, а 20 декабря – в священники, после чего был назначен настоятелем Троицкой церкви, на место своего тестя.
Через год в семействе Успенских родилась дочь Серафима, а затем другие дети: Константин (1916), Соломонида (1922), Сергий (1925) и Зоя (1932).
С момента октябрьского переворота 1917 года начались гонения на Церковь и её служителей. С 1930 года семью священника обложили непосильными налогами и госпоставками. На отца Павла, как на «служителя культа» госпоставки были установлены в форме так называемого «твёрдого задания», то есть власти требовали выполнять госпоставки в определённый срок, который, как правило, был небольшим. К священнослужителям у сельских властей отношение было особое, ни бедность, ни наличие малолетних детей не уменьшали бремени «обязательств» перед государством. Естественно, отец Павел не выполнил все госпоставки в срок, за что у семейства Успенских сельсовет отобрал корову и надворные постройки. Семья священника постепенно обнищала, и к 1937 году у них уже не было никакого ценного имущества. С 1930 по 1936 г. священника Павла Успенского подвергли лишению избирательного права, естественно поражение в правах распространялось на всю его семью.
В 1930 году Троицкая церковь была закрыта, и отец Павел остался без прихода. Церковное начальство направило его настоятелем в Воскресенскую церковь села Васильевское, где он прослужил до 1932 года. В 1932 году, по всей видимости, Воскресенская церковь также была закрыта, и священник вновь остался без места. За 1932 год отец Павел сменил несколько приходов. Он служил в храме села Чашниково, в Космо-Дамиановской церкви села Болшево Мытищинского района, в церкви Живоначальной Троицы села Царицыно. С конца этого года, до середины 1936 года служил в Михаило-Архангельской церкви села Нехорошево Серпуховского района. В 1936 году Михаило-Архангельскую церковь, видимо, власти закрыли, и священника направили на другой конец Подмосковья. С июля 1936 года он служил в храме Рождества Богородицы села Рудня Куровского района. Неизвестно, сколько времени прослужил он в этом храме, но к 1938 году отец Павел постоянно находился в селе Сафроново и, по словам местных жителей, служил либо в соседней Успенской церкви села Липитино, либо там, куда пригласят.
В 1938 году на отца Павла в Михневском отделе НКВД завели уголовное дело. За один день, 15 марта, чекисты опросили троих свидетелей, которые охотно дали показания против священника. Известно, что один из свидетелей был в довольно близких отношениях с отцом Павлом, часто с ним встречался и беседовал, но, в конце концов, пошёл и добровольно донёс на священнослужителя в НКВД. Доносчик был сам не в ладах с законом, и, видимо, с помощью доноса хотел показать свою лояльность советской власти. Других свидетелей долго искать не пришлось, один был председателем сельсовета, другой – председателем местного колхоза.
19 марта отец Павел был арестован. В его доме провели обыск, но ничего не обнаружили для изъятия, за исключением паспорта. На допросах отец Павел держался очень мужественно, на все обвинения отвечал одной фразой: «виновным себя не признаю».
– Признаёте ли себя виновным в предъявленном вам обвинении, в том, что вы, будучи враждебно настроены к советской власти, проводили антисоветскую контрреволюционную агитацию?
– Виновным себя не признаю.
– Вы проводили антисоветскую контрреволюционную агитацию среди колхозников, говорили, что урожай собирать не надо, т.к. всё равно ничего не получите, он весь пойдёт государству, а вы будете голодать и терпеть нужду. Признаёте себя в этом виновным?
– Виновным себя не признаю.
– Вы среди граждан говорили, что советская власть – есть власть угнетения, угнетения для народа. И когда только избавят нас от этой власти, но скоро будет война, и эту власть к рукам приберут, и народ отмучается от этого угнетения. Признаёте себя в этом виновным?
– Виновным себя в этом не признаю.
– Вы клеветали на Сталинскую конституцию, говорили, что она есть обман для народа. Признаёте себя в этом виновным?
– Виновным себя в этом не признаю.
– Вы подпаивали вином колхозников с тем, чтобы они не ходили на колхозную работу с тем, чтобы сорвать уборку урожая. Признаёте себя в этом виновным?
– Виновным себя не признаю.
– Следствие требует дачи правдивых показаний о вашей антисоветской контрреволюционной деятельности.
– Виновным себя не признаю, так как я никакой антисоветской контрреволюционной агитации не вёл. Больше добавить к делу ничего не могу.
В протоколе допроса от 25 марта следователь повторяет все предыдущие вопросы, но вновь получает ответ: «Виновным себя не признаю». Видя упорство священника, сотрудники НКВД решили организовать очную ставку со свидетелем, который донёс на отца Павла. После очной ставки священника заставили подписать протокол, что он согласен с окончанием следствия.
14 мая 1938 года был составлен документ об окончании следствия, и следственное дело представлено на рассмотрение Особого Совещания НКВД СССР. 7 июля 1938 года дело было рассмотрено Судебной тройкой при УНКВД. Тройка постановила: «Успенского Павла Дмитриевича расстрелять. Лично принадлежавшее имущество конфисковать». 4 июля 1938 года священномученик Павел (Успенский) был казнён на Бутовском полигоне.
Автор жития: игумен Дамаскин (Орловский), сайт: www.fond.ru, новомученики.рф.