Житие сщмч. Максима (Сандовича), иерея Горлицкого, от латин пострадавшего (1914)
Родился в 1882 году в деревне Ждыне в Карпатской Руси, Австро-Венгрия (ныне Польша). По окончании четырехклассной школы в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а через некоторое время перешел в гимназию в городке Новом Сонче.
После четырех лет учебы в гимназии провел три месяца в римо-католическом базилианском монастыре в Крехове. Его атмосфера оказалась чуждой для молодого человека и он разочаровался в увиденной в монастыре духовной жизни. Продолжая духовные искания, в 1904 году он оставил монастырь и поступил послушником в православную Почаевскую Лавру, расположившуюся недалеко от австро-венгерской границы на российской стороне. Во время одного из своих пастырских посещений епископ Житомирский Антоний (Храповицкий) обратил внимание на молодого и способного послушника. В награду за образцовое поведение он направил его для дальнейшего обучения в Волынскую духовную семинарию в Житомире.
Закончив Житомирскую семинарию, женился на белорусской девушке и принял священный сан в 1911 году. Его благодетель владыка Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края.
Служение
Начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после насаждения в Карпатской Руси унии в 1646 году. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали.
В марте 1912 года был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией - противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: "Моя единственная политика - святое Евангелие." Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.
В августе того года, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с беременной женой, с отцом и несколькими православными односельчанами. Их посадили в тюрьму в Горлицах. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: "Да здравствует святое Православие!" Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом.
Почитание
В 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим стал символом их национальной и религиозной принадлежности.
Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Сандович был причислен к лику святых. Это была первая канонизация после учреждения автокефалии Польской Церкви. Вскоре после этого решения и освящения креста в Ждыне, на месте его рождения, начались торжества в честь нового святого. Торжественное прославление произошло 9-10 сентября 1994 года в Ждыне и Горлицах. Мощи святого, согласно решению Священного Синода Польской Церкви, были оставлены на родовом кладбище. В Горлицах, на месте казни святого, была освящена памятная доска.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря