FAQ

  1. Добрый день. Ответьте пожалуйста на вопрос:купил нательный крестик в церковной лавке Старообрядческой церкви, можно его носить? Благодарю за ответ.

     

     

    Можно, необходимо принести его в храм и освятить

  2. Если человек осознает свою греховность, но понимает, что он никогда от нее не избавится, но надеется только на прощение Всемилостивого Бога, не уничтожает ли в нем надежду обещания непременных кар и мук после смерти?

    Действительно, все то, что может нас спасти и оправдать перед Богом есть осознание того, что перед лицом Его Божественной правды вся наша человеческая правда, добрые дела и сама жизнь не чисты. Но подобное осознание не освобождает нас от того, чтобы не стремиться вырваться из греховных уз. Дай кровь и прими дух, говорили Святые Отцы. Видя усилие которое делает человек над собой ради любви ко Христу, Господь дает человеку Свою благодать, котораяи увенчивает дело борьбы с грехом. Хотя важно понимать и то, что бороться, возможно, придется до конца своей жизни. Как писал свт. ТихонЗадонский: помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, кто не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше. Идут и плачут по дороге о грехах.

  3. Как понимать, что такое «вечные муки» при отсутствии времени? Зачем Всемилостивому и Всеблагому Богу нужны муки миллиардов грешников помноженные на вечность?

    Подобные учения о конечности вечных мук в настоящее время довольно популярны. Вновь появилось и распространяется осужденное на V Вселенском Соборе учение о всеобщем спасении –апокатастасисе, которое учит о конечности геенны и всеобщем спасении не только грешных людей, но и демонов.

    Есть замечательное высказывание об этой ереси святителя  Феофана Затворника Вышенского: «Господь ясными словами, не допускающими никакого перетолкования, говорит: пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46)… Если говорит так Тот, Кому столько стоило спасение наше и кто ничего так не желает, как чтобы все спаслись, верно иначе сему быть нельзя... И никаким переводчикам  никакого повода не представилось и в голову не пришло как-нибудь иначе перевести эти страшные слова: в муку вечную. Потому не может подлежать сомнению, что Господь именно так сказал. Истолковывать же тут нечего – слова ясны без толкования. Пытались дать слову вечную кривое толкование (не верующие, а неверы), будто вечную означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но все же конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее слово: в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющие быть без конца. Так надо понимать и муку вечную».

    В отношении последнего вопроса о том, зачем нужны Богу муки миллиардов стоит отметить, что нельзя винить Бога в том, что Он настолько благ, что дает жизнь даже тем, кто заведомо употребит этот дар во зло себе и ближним. Вот что пишет прп. Иоанн Дамаскин в Точном изложении Православной веры: «…Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: добрее было бы человеку тому, аще не бы родился (Мк.14, 21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца. Так, если кто-нибудь, кому вверены царем богатство и власть, употребит их против своего благодетеля, то царь, усмирив его, достойно накажет, если увидит, что он до конца остается верен своим властолюбивым замыслам». Стоит добавить лишь то, что если какой человек приходит в этот мир, то это значит, что у него есть реальная возможность спастись. Подобные вопросы мы должны предоставлять на рассмотрение любви Божией. Если Господь сказал вечные муки, то не нужно искать и что-то перетолковывать, пытаясь превзойти в милосердии Самого Бога. 

  4. Во время первого пришествия Господа Иисуса Христа Он спустился в ад и вывел оттуда всех желающих. Независимо от их вероисповедания и поведения при жизни. Будут ли дискриминированы в этом отношении люди, родившиеся после Воскресения Христова?

    Стоит начать с того, что идея, будто бы Господьсойдя в преисподнюю вывел при этом из нее души всех вообще находившихся там людей, прямо отвергалась такими Святыми Отцами как свт. Иоанн Златоуст, свт. Епифаний Кипрский, блж. Августин, свт. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Григорий Двоеслов, блж. Феофилакт Болгарский и др.Подобное мнение было осуждено как ересь на Римском Соборе 745 г.

    Согласно учению Церкви, после смерти на кресте Господь Иисус Христос Своею человеческой душою, временно разлучившейся с телом, сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить души праведников, с верою ожидавших Спасителя. Интересную мысль приводит и старец ПаисийСвятогорец: «Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. «Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен, и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы тебе было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал». Но утверждать, что из ада Христос вывел всех было бы прямое противоречие мнению Святых Отцов. Подобные вопросы мы должны предать благости Божией, мы не милосерднее и не справедливей Бога.

  5. Из Писания мы знаем, что ад будет разрушен. В таком случае – где будут содержаться окончательно поверженные силы тьмы и их адепты из рода людского?

    После Страшного Суда часть человечествабудет осуждена на вечные страдания с диаволом и падшими духами: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его<…> И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41-46). В Священном Писании это окончательное осуждение называется смертью второй. Ибо первая смерть – физическая – еще не является окончательным определением вечности человека. После нее возможно изменение состояния души в лучшую сторону через молитвы Церкви и добродетели любящих людей. Но после воскресения и Страшного Суда произойдет окончательное формирование человека, которое уже не допускает изменения нравственной направленности через покаяние или как-то еще. Это состояние нам невозможно представить и понять. Но о нем прямо говорит Господь в Евангелии, так что это свидетельство просто принимается верой.

    А так как по всеобщем воскресении уже никто не будет умирать, то в смерти и во аде, как месте пребывании демонов и куда попадают души нераскаянных грешников,уже не будет надобности – и «смерть и ад будут поверженыв огненное озеро»(Откр. 20, 14) , другими словами в геенну огненную, в место будущего наказания, которое назначено для вечного мучения дьяволу, демонам и грешникам.

  6. Часто приходится слышать, что если человек за время своей жизни по какой-то причине не успел, как говорят, «примириться с Богом», то он автоматически лишается спасения и ничего уже поправить нельзя. Почему же тогда Церковь молится за умерших?

    Сразу стоит сказать, что молясь за усопших, Церковь отнюдь не обещает, что умершие без покаяния и закоренелые грешники получат отпущение грехов. У Святых Отцов, подвигающих нас молиться за грешников, нельзя встретить твердого утверждения о том, что с помощью молитв и поминовений мы избавим последних от мучений ада и переведем из места наказания в рай, «отмолим» их. Они отмечают лишь то, что покинувшие этот мир со своими грехами получают через все эти молитвы некоторое утешение, что их наказание становится несколько легче. Например, свт. Марк Эфесский говорит о том, что хотя несчастные грешники продолжают пребывать в наказании, то малое и временное утешение, которое получают они от наших молитв и поминовений, для них поистине велико.

    Но данный вопрос стоит рассмотреть более глубоко. Мы знаем, что после физической смерти человека его ждет частный суд – испытание, которое проходит душа каждого человека после телесной смерти. В Новом Завете сказано: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9, 27). После частного суда душа умершего попадает в определенное место духовного пространства, которое соответствует ее нравственному состоянию. В церковной традиции в самом общем виде говорится о двух разных состояниях – праведников и грешников, которым соответствуют два места, обычно называемые рай и ад.

    Но согласно учению Церкви состояние души после частного суда не окончательное – это лишь предвкушение будущего блаженства или мучений. В Послании Восточных Патриархов сказано: «души не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем Воскресении».Поэтому Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитвы, посты, милостыня и добрые дела, которые совершаются ради усопших, ослабляют страдания находящихся в аду, а возможно, даже исхищают от уз ада некоторые души и вспомоществуют им в достижении блаженного воскресения. Но изменение загробного состояния возможно, если душа усопшего принадлежит Телу Христову – Церкви. Умершие члены Церкви лично уже не в состоянии изменить свою участь, но в силу любви ближних и единства Церкви такое изменение возможно. Любовь связывает души, даже разделенные порогом смерти, поэтому живущие на земле члены Церкви способны вымаливать в меру своей любви и духовного подвига, воспринятого ради души усопшего человека.

    В возможности изменения загробной участи усопших нас также убеждает и то, что помимо частного суда будет еще и Суд всеобщий – Страшный Суд. Если бы состояние душ после смерти изменить было невозможно, то всеобщий Суд был бы излишним.

    Поэтому, как пишет свт. Иоанн Златоуст: «Давайте без устали помогать нашим близким, отошедшим в жизнь иную. Давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены “светлее” других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной литургии».