Восемь на восемь (ввосьмером по восьми странам) Часть 4 (Австрия, Чехия, Польша). Продолжение
Продолжение (Первая часть; Вторая часть; Третья часть ).
Въезжая в Австрию, мы попадаем в мир бесплатных для легковых авто шоссе. На условной границе в Альпах виньетку мне отказываются продать. Объясняют, что для кемперов она не нужна. До Вены доехали к вечеру. По автобану – почти до самого центра.
Ночевать мы собрались прямо в центре города, рядом с Никольским собором. Нас встретил отец Вячеслав – созвонились с ним заранее. На территорию храма заехать не удалось – слишком громоздок кемпер. Остановились рядом с храмом на улице, и подключились к храмовой электросети. Наша гостиница, конечно, не сравниться с дорогущими отелями в центре, зато ее можно переместить – куда заблагорассудится. С утра осмотрели Никольский собор (фото архиеп. Марка – сами сфотографировать наше пристанище мы не догадались):
Отец Валерий милостиво согласился быть нашим гидом, и подробно объяснил, где нужно побывать в Вене. И, самое главное, рассказал о «подводных камнях». Например, стоянку машины на любой улице Вены нужно обязательно оплатить – иначе нарвешься на немаленький штраф (выписывает его любой полицейский, проходящий мимо – а их в Вене множество). Причем, квитанцию об оплате нужно менять каждые два часа – это максимальное время стоянки в городе (на большее время машину можно оставить только под землей). У нас возникает множество вопросов: как оплачивать общественный транспорт, как куда доехать, где ближайший банкомат…
Это – парк Бельведер – с него мы начали осмотр Вены:
Глядя на этот город, невольно начинаешь размышлять о вневременном. Почему? Вена – город парков (28% города – по Википедии). Простор и неспешность: свобода в пространстве влечет за собой стремление к свободе во времени.
Дальше пешочком шествуем в центр города – старый город недалеко. Машин мало: здесь все ездят на велосипедах. Велосипед можно арендовать рядом с любой станцией метро, и сдать у другой станции. Впрочем, можно войти в метро с велосипедом – для этого есть специальные метролифты. В метро компостируем заранее купленные талончики (они подходят ко всем видам транспорта) – один талончик на час езды на чем угодно и с какими угодно пересадками (для детей – детские талоны в полцены). И эти прокомпостированные талончики почти никогда не проверяют. Если у нас в Москве такое ввести – за проезд точно платить никто не будет. Вот она – разница менталитетов… А может просто – отсутствие совести? Метро в Вене – «игрушечное». Вагончики поменьше наших, аккуратненькие, с кнопочками для выхода (кнопку не нажмешь – дверь не откроется). Метро неглубокое. Для небольшой Вены станций очень много, расположены они часто, почти на каждом шагу.
Вена – город, в котором хочется жить. Детей поражает чистота на улице. И, конечно, обилие общественного транспорта. Кроме метро есть еще городская электричка. На улицах – знаменитые венские трамваи, и своеобразные гибриды автобуса и троллейбуса:
Ну, о транспорте все. Теперь – о достопримечательностях. Идем в центр города, к собору святого Штефана (архидиакона Стефана). Готика, витражи… Внутри автоматы, в которых можно прослушать экскурсию по собору на многих языках, даже на русском. Но от обилия сведений по истории у меня в голове к настоящему моменту не осталось ничего. Поэтому даю фото «всухую».
Дальше – венские парки. Сначала – Хофбург (зимняя резиденция Габсбургов). Недалеко пешком.
Жарко, и мы с удовольствием спускаемся в метро и едем в знаменитый Шенбрунн.
Шенбрунн – это летняя резиденция Габсбургов. Это дворец (в котором множество музеев – у нас не хватило сил ни на один) и громадных размеров парк.
Скамейка в тени – вот чего нам не хватало:
И дальше – снова Вена – город композиторов.
Покупаем сувениры и знаменитый Захер-торт (Вена славится пирожными).
Затем я еще успеваю сослужить отцу Радославу (священнику-сербу из Никольского собора) акафист святителю Николаю (как не помолиться ему – ведь мы столько объехали, и впереди – еще не одна страна). И – пообщаться. Спаси вас Господи, венские клирики, за гостеприимство! А после (о горе мне!), оставляю детей и жену в храме и иду в ресторанчик. Как можно приехать в Вену и не попробовать знаменитое венское пиво (благо, за руль мне сегодня не садится), с венским шницелем? Спим крепко. А с утра – прощай Вена:
Мы едем по направлению к Чехии. Впереди – Прага!
Выезжаем на автобан – и педальку в пол. До Праги доезжаем не без искушений. На наших глазах здоровая фура, едущая навстречу, вылетает на разделительную полосу и опрокидывается. Столп пыли! Слава Богу – без жертв. Незадачливый (заснувший, наверно) водитель в бриджах выкарабкивается из кабины. Шоссе завалено топливными брикетами, которые он перевозил. Помощь не нужна, приезжает полиция (довольно быстро) – и мы едем дальше. На обратном пути эта авария собрала огромную пробку на автобане – нам пришлось объезжать (благо, о пробке заранее предупредил навигатор). Итак, Прага. Нам нужно Старе Место. Подъехали поближе, и ухитрились припарковаться. Дальше – пешком.
Мы «на ощупь» переходим от башни к башне (путеводителем я не запасся, на экскурсовода не остается денег). В каждой – по музею или по выставке. Но мы в Праге на один день – и не находим в себе сил их посещать.
Бредем по пражским улицам. Туристов в Праге – море.
Мы вышли на главную площадь с ратушей (Староместская площадь). Дети – в восторге:
Правда, немного странно я смотрюсь на фоне веселящейся и жующей толпы?
Вокруг – пиво и сосиски. Но постный день и ждущий меня руль делают все это изобилие недоступным. Отсылаю жену на поиски пива в розлив – как побывать в Праге и не попробовать Старопрамен? Она находит с трудом – пива в розлив здесь не продают, это не Россия.
Зато с удовольствием слушаем народную музыку:
Сзади – выставка известного чешского художника XIX-XX в. Альфонса Мухи (Сальвадор Дали отношения к Чехии не имеет).
Если не смотреть вниз, убрать туристов, то в этом городе переносишься в средневековье:
Дальше гуляем по Праге, заходим в костелы…
Прогулка запомнилась тем, что наконец то похолодало! В Праге нас застал даже дождь. После двух недель жары это очень приятно.
Но дорога зовет, и мы уезжаем из Праги по уже знакомому автобану. Объезжаем пробку перед аварией по узким сельским дорожкам – на провинициальную деревенскую Чехию насмотрелись! Ночуем где-то на краю поля, недалеко железнодорожный переезд. Вечером, за ужином я все-таки отдаю дань чешскому пиву.
И дальше – Польша. До Кракова дорога неплохая. Мы добираемся, и по простоте душевной, въезжаем прямо в Старый город и паркуемся:
Не знаю, можно ли тут парковаться, но рядом – автомат для оплаты парковки. Я наменял злотых, и подхожу платить. Один из таксистов не поленился выйти и объяснить, что сегодня – суббота, и стоянка бесплатная. Как бы и нам научиться думать не только об экономии собственных денег, но и помогать экономить соседу?
В Кракове, на мой взгляд, лучше всего поставлено туристическое обслуживание «диких» туристов. За сравнительно небольшие деньги (70 евро) можно заказать экскурсию на родном языке по всему Кракову: Старе Место, Казимеж, Вавель, Гетто и Фабрика (любителям средневековья в две последние точки можно и не ездить – они связаны с еврейским холокостом в 1940-х гг.). Возят туристов вот такие забавные электромобильчики:
Нас возил египтянин – копт (!). Как он оказался в Кракове (понятно, что сбежал от гонений) – целая отдельная история, нами толком не понятая (общение с ним возможно было на английском, который обе общающиеся стороны знали, что называется, «не очень»). Как бы то ни было, но экскурсия транслировалась на русском и была понятной. А самое главное – электромобиль по количеству мест точь в точь подходил под нашу немаленькую семью (я снимаю, и свободное место – мое):
Сначала смотрели костелы:
Центральная площадь, как и в Праге, полна туристов:
И снова бесконечные костелы и башни. У меня все перепуталось – что есть что.
Это Вавель – средневековый замок с католической семинарией внутри:
В Казимеже смотрели синагоги (это квартал, куда в XVI в. были выселены из города евреи).
Количество костелов (да и синагог, впрочем) в Кракове поражает. А православная церковь в городе одна, и с ее открытием тоже были проблемы – исторически храма не было и не хотели католики пускать православных в город. Но храм состоялся! И даже – почти в центре старого города – на улице Шпитална (по-русски – Госпитальная, или Больничная). Правда, снаружи это обычный старинный дом, и только куполочек над входом говорит об его функциональном назначении. Зато дом (XV в., к слову) полностью выкуплен и принадлежит общине. Раньше в нем была (опять-таки) синагога.
Об этом храме я узнал от одного знакомого, который регулярно бывает в Польше на фестивалях православного пения (Польша – страна фестивалей) – и познакомился там с настоятелем этого прихода. А дальше – интернет. Храм имеет русскоязычный сайт, и по контактам на сайте мы его и нашли. Приехали в Краков в субботу, и я пошел на всенощную. Православная община в Кракове не очень большая, но дружная и крепкая (впрочем это – характеристика всей польской православной Церкви).
Но больше всего поражает гостеприимство священника. Отец Ярослав (я с ним заранее не созванивался, к слову – он нас не знал и не ждал) принял нас как родных. Все показал и обо всем рассказал. После всенощной отправились на прогулку. Батюшка взял своих детишек (а у него их немало) – и детское общество перезнакомилось друг с другом, и не просто перезнакомилось – девчонки моментально подружились. Так, что наша Евдокия отпросилась ночевать к своей новой подруге – в квартиру о. Ярослава (которая, к слову, находится в том же доме, что и храм – просто этажом выше). Батюшка нам помог найти «правильную» стоянку для нашего дома на колесах – и мы переночевали на берегу Вислы. Но сначала была замечательная прогулка по этому берегу, и общение. Вот мы все вместе, на фоне Вавеля:
Отец Ярослав рассказывал о собственной судьбе (он родился в Польше), о Польской Православной Церкви, о Кракове, и еще много о чем. Чтобы не дублировать его истории, сошлюсь на его интервью, которое он дал сайту Православие.ru осенью, оказавшись на несколько дней в Москве (http://www.pravoslavie.ru/put/65280.htm – тут, кстати, фотография его матушки, которая нас замечательно угощала на следующий день после литургии).
Утром мы пошли на литургию, затем были приглашены в гости к о. Ярославу, где продолжилось наше общение. Он рассказал о недавно умершем известном иконописце Ежи Новосельском, который был его прихожанином. Новосельский родился католиком, был профессиональным художником, принял православие и всю свою жизнь посвятил икономиси и фрескописи – бесплатно расписывая польские церкви. У него весьма своеобразный стиль: он пытался соединить древние традиции иконописания (коптскую икону, например) с близкой ему карпатской манерой. Но de facto на его творчество наложила печать т.н. французская школа иконописи (созданная. В основном, русскими эмигрантами). Можно спорить об его творчестве, но бесспорно в нем одно: чрезвычайная прямота и искренность автора. Судите сами (это росписи «верхнего» храма в Кракове – он находится на хорах основного храма и в нем пока не служат):
После трапезы мы тронулись в обратный путь. Автобаны кончились, и мы по узким польским дорогам до конца дня продвигались к границе с Белоруссией – к Бресту. Почти доехали, и заночевали где-то на обочине поля. Утром – на таможню. Нас пугали большими очередями, но все оказалось недолго (наверное, потому, что мы приехали рано утром). Единственная неприятность, которая обнаружилась на польской стороне – мы ехали всю дорогу без страховки (по ошибке она была оформлена на другую машину). Увы – приходится повторно платить. По Белоруссии едем без остановок – торопимся домой, кончается срок аренды нашего автодома (поэтому я и не включил Белоруссию в список стран, которые мы посетили). За один день проехали почти полторы тысячи километров! И к 23.00 были уже дома, в Москве! Правда, можно не кривя душой сказать, что трасса Москва-Минск (для нас – бесплатная!) лучше всех итальянских и австрийских автобанов, по которым нам суждено было проехать. Наутро вымыли машину, и сдали в прокат. Вот и все! Напоследок поблагодарим Артема – нашего фотографа. Большую часть фотографий сделал он. Как говорится: О бедном фотографе замолвите слово…