Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

диакон Алексий Кириллин

 

http://icons.pstgu.ru/img/base/origin/00006906.jpg

 

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

 

                 День 8 (21) ноября не случайно определен как день празднования в честь всех Ангельских Сил, или иначе, Небесных Сил бесплотных. Согласно православному Преданию, изложенному в книге «О небесной иерархии», Ангельские Силы подразделяются на девять чинов. Поэтому и праздник, в котором они почитаются, принято совершать 9 числа девятого месяца. Одиннадцатым месяцем ноябрь стал в относительно позднее время. В Римской империи практиковался отсчет года с сентября (рудиментом этого является начало учебного года 1 сентября и церковное новолетие 1 (14) сентября) и с марта (именно таким отсчетом объясняется «численные» названия некоторых месяцев: сентябрь, октябрь, декабрь, соответственно 7, 8, 10, а ноябрь в этом случае как раз становится 9 месяцем).

 

                  Восьмой же день месяца избран в связи с тем, что в день Страшного Суда (именуемый в святоотеческой литературе «днем восьмым») совершится собрание Небесных Сил бесплотных, и тогда «приидет Сын Человеческиц в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

                  Слово «Ангелы» (греч. Αγγελος, вестник) применяется как к самому низшему из девяти чинов, так и ко всем в целом. Во главе всех Небесных Сил поставлен архистратиг Михаил (евр. Кто как Бог), принимавший участие во многих библейских событиях, и низринувший восставшего сатану с небес.

                 Книга «О небесной иерархии» входит в т.н. цикл Ареопагитик, и представляет собой тщательный разбор мест Священного Писания, где так или иначе упоминаются Ангельские Силы. На основе анализа этих упоминаний и сделана классификация их чинов. В цикл ареопагитик входят так же схожие по принципу построения и столь же тщательно проработанные книги «О церковной иерархии» (разбор и осмысление моментов богослужения), «Об именах Божиих» (разбор всех имен, которыми назван Господь в Священном Писании) и «О мистическом богословии». Весь цикл входит в классику святоотеческой литературы.

                    Ареопагитиками они названы из-за того, что их автором указан св. Дионисий Ареопагит, первый Афинский епископ, обращенный еще Ап. Павлом (Деян. 17, 34). Большинство древних отцов верили этому наименованию, однако, в современности оно подвергнуто сомнению из-за целого ряда несоответствий, например, из-за того, что в книге «О церковной иерархии» описано константинопольское богослужение VI в. В итоге, вопрос авторства остается открытым.

                    Так же, в наименовании праздника ряд Ангелов упомянуты по именам: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, и, в ряде случаев, Иеремиил. Михаил и Гавриил достаточно часто встречаются в текстах Священного Писания. Рафаил упомянут в книге Товита, прочие – в 3 книге Ездры.

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

               Помимо Собора Архистратига Михаила, в Церкви существует еще ряд празднований, связанных Небесными бесплотными Силами.

                 6 (19) сентября вспоминается чудо, совершенное Архангелом Михаилом в г. Хоны (Колоссы). Обитавшие в городе язычники, хотели смыть христианский храм, расположенный у целебного источника, направив на него поток реки. Однако, явившийся по молитвам служителя Архиппа Архангел чудесным образом отвел поток воды в сторону.

                13 (26) июля и 26 марта (8 апреля) совершается празднование Собра Архангела Гавриила. Второе празднование является попразднством Благовещения, и тематически связано с ним, т.к. именно Гавриил явился Пресвятой Деве, объявив, что именно Она призывается к тому, чтобы стать Матерью Спасителя (Лк. 1, 26-38).

                 В Неделю о Расслабленном, когда вспоминается чудесное исцеление Иисусом Христом расслабленного человека при Овчей Купели в Иерусалиме, часть богослужебных текстов посвящены Ангельским Силам, поскольку именно воздействие Ангела Божиего делало Силоамский источник, куда так стремился расслабленный человек, целебным (Ин. 5, 4).

                     Каждый понедельник, если нет никакого иного празднования, посвящен Ангельским Силам, что выражается прежде всего в чтении соответствующего канона Октоиха на утрене. Ряд текстов, посвященных ангельской тематике, предлагается и для домашнего чтения в понедельник.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

https://stefmon.ru/sites/default/files/chronpicture/zzzz_2.jpg

 

                      Служба праздника совершается по Минее с рядом текстов воскресного богослужения, что является элементом всех праздничных (не повседневных) памятей святых. Использование воскресных текстов как бы подчеркивает значимость праздника. В случае попадания на воскресенье, в службу включается гораздо большее количество элементов воскресной службы Октоиха. Но такой вариант в данной статье не рассматривается. Богослужение состоит из Всенощного Бдения (великой вечерни, утрени с полиелеем, первого часа)  и Литургии.

               В начале Великой вечерни, после мирной ектеньи, как обычно для бденных и полиелейных праздников, поется антифон «Блажен муж…» на основе стихов псалмов 1 кафизмы. Это первый элемент, уподобляющий данную службу воскресной.

           На «Господи воззвах» поется восемь стихир, в их числе шесть (по три Михаилу и Гавриилу) 4 гласа, славник Архистратигу Михаилу 6 гласа и Богородичен.

          Совершается вход с кадилом, никаких изменений в прокимен не вносится. Читаются паримии, тематически связанные с ангельским миром. В первой рассказывается о встрече Иисуса Навина с Архистратигом Михаилом под Иерихоном (Нав. 5, 13-15). Во второй, повествуется о явлении Ангела Гедеону в то время, когда народ Израильский страдал от угнетения со стороны мадианитян. Явившийся Ангел вдохновил Гедеона возглавить борьбу с ними, несмотря на то, что тот был человеком весьма незначительным и даже младшим в своей семье (Суд. 6, 11-24). Подобный мотив неоднократно встречается в Библии, когда Божиим избранником становится младший (Давид) или даже отвергнутый и проданный в рабство (Иосиф) член семьи. В этом можно видеть и своеобразное пророчество о Христе, Который родился в крайней нищете в самой простой обстановке, и до начала Своей проповеди был простым плотником. Третья паримия представляет собой пророчество Исаии о падении царя Вавилонского, традиционно толкуемое как образ падения Денницы, падшего ангела, сатаны (Ис. 14, 7-20). Эти три эпизода, избранные в качестве паримий, конечно не являются единственными в Писании, где повествуется об ангельском мире. Полностью они перечислены и рассмотрены в упомянутой книге «О небесной иерархии».

             Для литии составлено 7 стихир 1, 2 и 4 гласа. В четвертой развернуто поется подобие Трисвятого («Святый Боже, Отче Безначальный, Святый Крепкий, Сыне Собезначальный, Святый Безсмертный, Единосущный Душе, Отцу и Сыну спрославляемый»). Это указание на то, что используемое в нашем богослужении и келейных молитвах Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий…») считается песнопением, воспеваемым Богу Ангелами. Слово "возбряцати" в славнике по смыслу переводится как "прославлять". Последняя стихира представлет собой Богородичен, связывающий празднование в честь Небесных Сил с предстоящим праздником Введения во Храм.

           Стихиры на стиховне 1 гласа (всего их четыре, включая Богородичен). Первая вновь напоминает о Трисвятом: «Свят еси, Отче Небесный, Свят еси, Соприсносущное Слово, Свят еси и Душе всесвятый». В остальных говорится о важности почитания Бесплотных, и о том, что это ежегодно ("летно") делается. Между стихирами используются стихи из псалмов (103, 4 и 148, 2), в которых упоминаются Ангелы. В славнике, в котором прославляется Архистратиг, обращает на себя "усиливающее" слово "яве", т.е. истинно.

                После Трисвятого по «Отче наш…» дважды поется обычный тропарь бесплотным.

 

Тропарь, глас 4:

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил

 

               К нему добавляется тропарь "Богородице Дево радуйся...", аналогично воскресной службе. Затем следует обычное благословение хлебов. Стоит отметить, что в большинстве приходских храмов лития совершается только на двунадесятые и великие праздники, и в данный день ее может не быть. В этом случае, естественно, поются только стихиры на стиховне и тропарь по Трисвятом.

                 На утрене после «Бог Господь…» вновь поется бесплотным 4 гласа, и к нему добавляется Богородичный тропарь из воскресной службы Октоиха того же гласа («Еже от века утаенное…»), что так же является элементом воскресной службы.

            В седальнах после кафизм очень поэтично рассказывается о стоянии Ангелов пред Господом, их пении в Его Славу («Престолу страшному предстояще присно…», «Лик Ангельский… Святей Троице приношает пение», «Посреди полков старейший явился еси, Михаиле Архистратиже, вышняго Царя непрестанно моли дольних мучителей гордынб низложиити…»). Слово "приношает" добавляет некоторой возвышенности тексту. Под "дольними мучителями понимаются демоны. Каждый блок седальнов завершается богородичном, в которых воспевается Пресвятая Дева, так же находящаяся вместе с Ангелами у Божиего Престола..

             По полиелее поются величание с избранным псалмом, содержащим стихи псалмов 137, 103, 102, 96, 79, 33, 32, 17, 8, 148, 150, в которых так или иначе упомянуты Ангелы.

 

Величание:

Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.

 

В первом седальне по полиелее Архистратиг Михаил призывается к молитве перед Богом за нас, второй (по «Славе…») обращен непосредственно к Господу, окруженнму Ангелами, с просьюой о милости, третий (по «И ныне…») обращен к Богородице, так же призываемой к совместной с Ангелами молитве за нас. Прокимен перед чтением Евангелия составлен из Псалма 103 (ст. 4 и 1). Евангельский отрывок (Мф. 13, 24-30, 36-43) посвящен притче Христа о плевелах (сорных травах) и ее толкованию. Притча раскрывает роль Ангелов в Божественном домостроительстве как Господних помощников и указывает на вред, приносимый падшими духами, который Господь не желает устранять из мира до Страшного Суда. В блоке стихир по 50 Псалме поется стихира Ангелам 6 гласа.

            Далее поется и читается канон. Он имеет сложную структуру, будучи составлен из трех разных канонов: Пресвятой Богородицы из воскресной службы 8 гласа и двух канонов Ангелам, 8 гласа.

              В тропарях первой песни первого канона вновь вспоминается Трисвятое.

            В Богородичне третьей песни второго канона указывается на пророчество Исаии о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7).

              После третьей песни полагаются седален и Богородичен гласа 8.

         В первом тропаре четвертой песни второго канона вспоминается то же явление Архистратига Михаила Иисусу Навину, что и в первой паримии (Нав. 5, 13-15). Во втором – явление Архангела Гавриила Захарии, отцу Иоанна Предтечи (Лк. 1, 13-20).

             В тропарях пятой песни второго канона упоминаются ослица ветхозаветного Валаама (Числ. 22, 23-30), увидевшая Ангела и заговорившая со своим хозяином человеческим голосом, когда он ехал на ней совершать проклятье наступающего Израильского народа и чудесное освобождение Ап. Петра Ангелом из темницы (Деян. 12, 8-10).

             По шестой песни исполняется кондак бесплотным с икосом.

Кондак, глас 2:

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных Архистратизи.

 

        В третьем тропаре седьмой песни первого канона говорится о творении Ангелов («Словом Твоим ипостасным ангельское естество соделал еси, освятив же Божественным Духом…»).  Слово "Ипостасное" здесь подчеркивает личное бытие Слова, отдельную личность Господа. Четвертый тропарь представляет собой Троичен. В третьем тропаре той же песни второго канона упоминаются ветхозаветные Маной (отец Самсона из Суд. 13) и Товит (из одноименной книги), так же удостоенные явления Ангелов, принесших им своего рода награды ("натрижения") за то, что им довелось перенести.

            Во втором тропаре восьмой песни второго канона упоминается чудесное видение Серафимов и Херувимов пророком Иезекиилем (Иез. 10), хотя, согласно Писанию, о шестикрылых Серафимах говорится в книге пророка Исаии (Ис. 6).

             Среди светильнов по 9 песни первые два обращены к Архистигу Михаилу, а третий (по «И ныне…») – к Пресвятой Богородице, где Она, весьма уместно для данного дня названа «Честнейшей Херувим славных и Серафим… страшных без сравнения славнейшей и всех святых Ангел святейшей»).

            На «Хвалитех…» поются три стихиры гласа 1, обращенные к Архистратигу Михаилу («Чиноначальнику горних Божественных сил» и «Помощнику всем нам благоприемнейшему»), одна 4 гласа. К стихирам добавляются славник гласа 5 Архистратигу Михаилу и Богородичен того же гласа («Блажим Тя, Богородице Дево…»).

             После Великого Славословия поется тропарь бесплотным 4 гласа с Воскресным Богородичном, аналогично тому, как это было на «Бог Господь…».

            На Литургии прокимен тот же, что и на утрене. Апостольское зачало (Евр. 2, 2-10), где говорится о том, как Господь «немного был унижен пред Ангелами», т.е. о воплощении Сына Божиего и Его Крестной смерти. В целом же, этот эпизод из послания к Евреям является частью более длинного фрагмента, в котором описывается роль Ангелов в Божественном домостроительстве. Аллилуиарий – на основе псалма 148 (ст. 2 и 5). В Евангельском зачале (Лк. 10, 16-22) рассказывается о восторге вернувшихся с проповеди 70 учеников, получивших способность изгонять падших духов. Христос предостерег их, что больший повод для радости – осознавать себя записанным на небесах (т.е. спасенным). Однако, это значительно труднее, и не гарантируется способностью творить чудеса и изгонять демонов. Причастный стих взят из Псалма 104 (ст. 4): «Творяй Ангелы Своя духи…».

 

Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).

 

 

 

 

ИКОНОГРАФИЯ

https://savatievo.ru/assets/images/Prazdniki/Svyatye/Arhangel-Mihail.jpg  

  https://svyatsy-shop.ru/pictures/product/middle/37082_middle.jpg

 https://spasperovo.ru/wp-content/uploads/2019/01/01-6-2.jpg  

Фрески Дионисия. Архангел Михаил  Фрески Дионисия. Архангел Гавриил

Дионисий. Архангелы Михаил и Гавриил. Ферапонтов монастырь. Dionisy.com

 

 

ГЕОГРАФИЯ

 

Архангельский собор Московского Кремля. Фото автора.

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1938605/2a0000016c363fd50f388e522de3dbce1518/XXL

Храм Архангела Михаила в Тропареве. Фото Yandex.ru

 

Храм Архангела Михаила в Архангельском. Фото автора.

Восточный фасад храма в день великого освящения 17 июня 2018 г. Фото свящ. А.Головчанского

Храм Архангела Михаила в Путилкове. Фото свящ. А.Головчанского

Храм Архангела Михаила в Куркине. Фото kurkino-hram.moseparh.ru

Храм Архангела Михаила в Ярославле. Фото автора

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Инфографика Фомы

Имя Михаил

Имя Дионисий

Для детей. Ангелы. Кто они такие, и зачем Бог их сотворил

Из цикла "Святыни Москвы" (видео):

Храм Архангела Михаила в Тропареве

Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем Поле

Храм Архангела Михаила при Кутузовской избе

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Минея

2. Собор святого Архистратига Михаила и Бесплотных Сил. - М.: ПСТГУ, 2019

3. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии.